Экс-пилот «Ф-1» ринулся в мегаопасный обгон с ударом колесо в колесо на овале в США. А год назад отказывался там кататься из-за страха за жизнь
10 месяцев восстанавливался после аварии.
Ромен Грожан провел в «Формуле-1» 10 сезонов, взял десяток подиумов, заработал прозвище главного крэшера – и в конце 2020-го покинул Гран-при. Причем максимально ярко: с грандиозным пожаром десятилетия после столкновения с барьерами – его «Хаас» разлетелся на две части, а №8 27 секунд провел в пламени и выбрался исключительно благодаря сверхвысоким требованиям к безопасности в современной «Ф-1», профессионализму экипажа медкара и мыслям о детях.
Но гоночная карьера Грожана не закончилась: франко-швейцарец отправился за океан в быстрейшие гонки США – «Индикар». Правда, Ромен в страхе за свою жизнь сперва наотрез отказался гоняться по овалам – причем объявил о пропуске всех гонок подобного типа еще при объявлении о переезде в Америку.
«Я не называю трассы небезопасными, где травмируются гонщики, но вам приходится гоняться на скорости свыше 210 м/ч в плотной борьбе, так что это риск. Сейчас, после аварии в Бахрейне, это стало для меня сдерживающим фактором.
Если бы мне было 25 лет и у меня не было детей, то я бы провел сезон целиком, вообще без вопросов. Но сейчас у меня трое детей, и они 2 минуты 45 секунд считали отца погибшим. Так что если бы я был моложе – да, я бы согласился и принял все риски. Но как отец я больше не могу позволить своей семье еще раз пройти через что-то подобное.
В Индианаполисе и правда бывают тяжелые аварии. Да, почти всегда обходится без тяжелых последствий, но смотря за такими авариями по телевизору порой у тебя замирает сердце. Думаю, мои дети уже пережили такие эмоции, которых никому не пожелаешь, и я не могу позволить, чтобы они пережили такое вновь».
Но буквально за пару месяцев между объявлением о трансфере и стартом сезона в «Индикаре» Ромен уже слегка пересмотрел приоритеты – и больше не отказывался наотрез от овалов.
«Вообще шансы довольно высоки – что я захочу выступить на овале. Хотя для начала нужно посмотреть, как пройдут первые гонки – а дальше будет видно», – заявил Грожан.
Тогда франко-швейцарец подразумевал возможность выйти на старт августовской гонки в Гэйтуэе – в итоге принял решение все-таки рискнуть.
«Никогда не говори «никогда». Этим летом я выступлю на овале в Гейтуэйе, – заявил Грожан в прямом эфире на Twitch журналиста Жюльена Фебро. – Мне сказали, для дебюта это не самый простой овал. Но там есть две точки торможения, поэтому я выбрал именно эту трассу. Будет хоть что-то привычное».
В конце июля Ромен добрался-таки до первых «овальных» заездов для тестов – чтобы не выезжать на старт совсем уж неподготовленным. И эмоции от необычных для пилота «Ф-1» автодромов оказались весьма бурными.
«Я не разбил машину и остался на трассе – это главное, – резюмировал Ромен. – Если кто-то думает, что гонки на овалах очень просты – тот сильно ошибается. Они очень сложные, а ты очень многое можешь менять в машине. Я и сам думал, что на овалах нужно просто постоянно поворачивать налево и давить на газ. Но понятно, что на самом деле проходить повороты на полной скорости на получится».
Прошел еще месяц – и 21 августа Грожан стартовал-таки на овале в Гэйтуэе! На финиш приехал лишь 14-м, но показал обгонный класс из «Формулы-1» – наслаждайтесь:
Особенно хороша вот эта атака – не желавший рисковать жизнью на опасных треках еще в начале года Ромен ринулся в безумный маневр со столкновением колесами:
Если это нельзя назвать смелостью, то что же тогда можно? Видимо, Грожану просто надо было немного отойти от бахрейнской аварии – и теперь тот самый №8 из Гран-при вернулся.
Фото: globallookpress.com/Walter G Arce Sr Grindstone Medi/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer; REUTERS/Mike Dinovo-USA TODAY Sports
Ну и да - нельзя в Наскаре крашить без гарантий отсутствия последствий. Даже с учётом того, что Наскар-таки начал чесаться по поводу безопасности после гибели старшего Эрнхардта. Да и после этого в младших сериях Наскара народ погибал.