6 мин.

«Трусливо со стороны властей». Главные чемпионы «Ф-1» выступили против закона об ЛГБТ-пропаганде в Венгрии

Феттель и Хэмилтон – за меньшинства.

«Формула-1» приехала в Венгрию на последний Гран-при перед летним перерывом – и сходу проехалась по главному местному политическому диспуту последних лет: притеснениях ЛГБТ.

«Обращаюсь ко всем в этой прекрасной стране – Венгрии, – заявил семикратный чемпион Льюис Хэмилтон в сториз в инстаграме. – Перед Гран-при я бы хотел выразить свою поддержку тем, кого затронул закон против ЛГБТК+. Это неприемлемо, трусливо и неправильно со стороны властей. Каждый заслуживает право быть собой вне зависимости от того, кого они любят или как себя идентифицируют.

Призываю людей Венгрии проголосовать на референдуме и защитить права ЛГБТК+-сообщества, сейчас им нужна наша поддержка как никогда. Показывайте свою любовь – любовь всегда побеждает».

К нему присоединился и второй по титулованности гонщик современной «Ф-1» Себастьян Феттель – четырехкратный чемпион заявился в паддок в радужных кроссовках Converse.

«Молодец, Себ Феттель, и спасибо, – прокомментировал в твиттере бывший пресс-атташе «Макларена», один из нынешних боссов Серии W и ЛГБТ-активист Мэтт Бишоп. – Смело и стойко поддержал ЛГБТК+-сообщество Венгрии, буквально пройдя по пути параллельно со словами в паддоке «Хунгароринга».

«Это возмутительно: страна Европейского Союза имеет законы, ущемляющие права людей, – объяснил свою позицию Себ. – Очевидно, мы – не те люди, которые принимают законы и это не наша работа, однако мы можем выразить солидарную поддержку против ущемления ЛГБТ».

К чемпионам уже присоединился репортер «Ф-1» Уилл Бакстон, сам Бишоп и несколько других журналистов, а английский Sky Sports F1 даже снял о вопросе отдельный блок-вставку. Кажется, чемпионат и его медиасреда впервые настолько вплотную взялись за освещение политической повестки. Но что же породило такое дружное недовольство?

Закон о ЛГБТ-пропаганде принят для защиты детей. Или для раскола оппозиции перед выборами?

Речь об изменениях, принятых венгерским парламентом 15 июня – по нему в школах теперь запрещено обсуждение любых вопросов гомосексуальности и трансгендерности. Но если вы уже видите параллели с российским законом о «гей-пропаганде среди детей», то в стране мадьяр все немного сложнее и заковыристее: там дискриминационные статьи включили в закон об ужесточении наказаний за педофилию. То есть по сути прежде всего венгерские власти назвали гомосексуальность половым преступлением против детей.

В то же время премьер-министр страны Виктор Орбан и представлявший новый закон в парламенте депутат правящей партии «Фидес» Мате Кочиш утверждают: взрослых гомосексуалистов он не касается. По заверениям Кочиша, поправки направлены только на «представление родителям возможности воспитывать детей в соответствии со своими ценностями и взглядами».

Виктор Орбан

Возможно, так и есть: все-таки в 2007 году в Венгрии приняли закон о зарегистрированном партнерстве. «Фидес» вернулась к власти в 2010-м и долгое время не предпринимала активных действий против него. Даже в окружении самого Орбана были члены ЛГБТ-сообщества – например, бывший евродепутат Йожеф Сайер (автор поправки в конституцию о браке как «союза мужчины и женщины», между прочим). Правда, в конце 2020-го его поймали в Брюсселе в процессе побега с гей-вечеринки – на веселье заявилась полиция по факту нарушения COVID-протокола, и венгерский депутат попытался удрать по водосточной трубе.

Вот и политический обозреватель местного издания Telex Саболч Дулл не считает, будто закон об «ЛГБТ-пропаганде» принят исключительно для репрессий – он прежде всего выгоден для Орбана и его партии, поскольку «содержит громогласные риторические заявления без осязаемых практических последствий». Причина кроется в расплывчатости формулировок: закон не содержит четкого разделения между «пропагандой» и информированием, а потому с юридической точки зрения уязвим для апелляций в европейских судах. Потому венгерские аналитики видят в нем исключительно инструмент для раскола оппозиции: в следующем году стране предстоят выборы, а теперь либералы и националисты больше спорят о ЛГБТ, чем о политике Орбана.

Но в остальном ситуация в Венгрии правда очень похожа на российскую: как вы поняли, там тоже внесли в конституцию определение брака как союза мужчины и женщины, а также запретили сексуальным меньшинствам усыновлять детей.

Европа готовит санкции за закон, а премьер обещает референдум

Однако вне зависимости от истинных мотивов и формулировок поправок к закону о педофилии сам факт такой риторики и изменений в юридическом поле очень напрягает оппозицию. По их мнению, новые запреты нарушают свободу образовательного процесса вне зависимости от отношений участников и их семей к ЛГБТ. А еще закон формально ущемляет права меньшинств – а это противоречит статусу Венгрии как члена ЕС.

Последнее особенно болезненно для объединения: Еврокомиссия даже запустила юридическое расследование против Будапешта (и еще против Польши, где мэры ряда городов объявили их «зонами, свободными от ЛГБТ»). Правительство Орбана обвиняют в нарушении второй статьи Договора Европейского союза – там прописано уважение к достоинству и правам человека как одна из основных ценностей ЕС.

«Европа никогда не допустит, чтобы часть наших граждан была маргинализована в зависимости от того, кого они любят, их возраста, этнического происхождения или политических взглядов», – заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время инициирования расследования. В качестве возможной реакции уже рассматриваются внутренние санкции или частичное прекращение дотаций из бюджета объединенной Европы – а это вообще-то миллиарды евро ежегодно.

У Орбана есть ответ: премьер анонсировал референдум по вопросам, связанным с ЛГБТ-тематикой и ее присутствием в образовании и воспитании детей. Глава Венгрии спросит у населения мнение по целому ряду вопросов вроде: «Согласны ли вы с присутствием в программах образовательных учреждений без согласия родителей учебных курсов, посвященных различным сексуальным ориентациям?», «Согласны ли вы с доступностью процедуры смены пола для детей?» и «Считаете ли вы возможным пропаганду смены пола среди детей?» И да, к дружному голосованию за ЛГБТ именно на этом референдуме и призывал Хэмилтон.

С другой стороны, «Формула-1» довольно долго дистанцировалась от политических трений в любых посещаемых странах – от России и Турции до Китая, Бахрейна и Индии. Теперь же права человека все-таки попали в фокус главного гоночного чемпионата мира – к примеру, промоутер Гран-при Саудовской Аравии (и по совместительству член правящей семьи) провел длительную беседу с пилотами в Великобритании. Но настолько явно и громко чемпионы еще не высказывались – похоже, Гран-при Венгрии может попасть в историю не только благодаря новой схватке Ферстаппена и Хэмилтона, но и как место запуска новой традиции: говорить о политических и социальных проблемах принимающей страны.

Теперь ожидание этапа в Сочи стало еще интереснее!

На Евро – скандал с ЛГБТ и политикой Венгрии. Радужная повязка Нойера, бан подсветки стадиона в Мюнхене и крики Роналду

«Ф-1» едет в страну, где убивают журналистов, практикуют пытки и публичные казни. Все из-за $660 млн

Феттель приготовил шлем с радугой для гонки в исламской стране. Ради высказывания о толерантности и ценностях «Ф-1»

Фото: Gettyimages.ru/Janos Kummer, Bryn Lennon; globallookpress.com/Attila Volgyi