В «Ф-1» заморозили моторы до 2025-го. «Ред Булл» и «Мерседес» победили, а «Феррари» нереально рискует с новым двигателем
Жесткие последствия побега «Хонды».
«Формула-1» закипела с октября – после объявления об уходе «Хонды» в конце 2021-го. Основная движуха выпала на счет «Ред Булл»: там изо всех сил пытались увернуться от контракта с «Рено», вели переговоры с японцами о выкупе их завода и продавливали заморозку развития действующих моторов, чтобы не наращивать траты на $100-200 млн в год на новые версии двигателей. Конкуренты же то соглашались с предложениями четырехкратных чемпионов (как «Мерседес»), то отказывались и торговались (как «Феррари»).
Международная автомобильная федерация (ФИА) параллельно давила с другого конца: настаивала на прописанном в регламенте переходе на более экологичное синтетическое биотопливо Е10 (в котором 10 процентов – инновационные био- и синтетические присадки). Вот только именно под новое горючее производителям и требовалось построить новый мотор – как раз поэтому «Ред Булл» так активно пытался застопорить ситуацию и сдвинуть заморозку с изначального 2023-го до конца 2021-го. Компромисс казался невозможным из-за диаметрально противоположных подходов обеих сторон – но австрийская компания эффектно разыгрывала карту «тогда уведем из гонок сразу две команды».
Решение ожидалось еще к концу декабря (ведь работа над машинами 2022-го стартовала 1 января), но в итоге все сильно затянулось: ФИА даже разослала производителям образцы биотоплива. Так переход на инновационное горючее оказался неизбежным: сезон-2022 точно начнется на новых моторах – и «Хонде» перед уходом все-таки придется вложиться как следует в разработку нового двигателя. А ведь японцы уже анонсировали выпуск полностью новой силовой установки для 2021-й ради борьбы за титул!
Но с 2022-го заморозка развития силовых установок все-таки вступит в силу: ее сперва неожиданно поддержал новый босс «Ф-1» Стефано Доменикали, а затем все команды не менее внезапно проголосовали за ограничения на заседании 11 февраля – причем единогласно (даже «Феррари» и ее клиенты!).
Никаких искусственных путей выравнивания силы моторов: только собственные силы производителей
По предыдущей версии регламента, силовые установки планировали замораживать в конце 2023-го после повышения процентовки био- и синтетических присадок в топливе. Теперь их доля все-таки ограничится десятой частью – зато полная смена технических правил по двигателям сдвинется с 2026-го на 2025-й.
Как же будет работать новая версия правил? Пока точной информации нет: пресс-релиз ФИА заявляет исключительно о «заморозке с начала 2022-го» – даже без уточнений, имеется ли в виду сезон или календарный год. Команды ожидают подробностей и деталей от регулятора в течение ближайшего месяца – вместе с информацией о списке агрегатов, доступных к изменению по сравнению с 2021-м.
Другим важным решением на заседании комиссии «Ф-1» стал отказ от внедрения балансировки мощности моторов одновременно с заморозкой. Идею продвигала «Феррари» в качестве компромисса: итальянцы предлагали уравнивать возможности силовых установок через предоставление отстающим права на сжигание большего количества топлива или на повышение отдачи от гибридной составляющей. Однако «Мерседес» и «Рено» выступили против – и без достижения единогласия (новый стандарт принятия решений в управлении серией) «Формула-1» закрыла тему. Видимо, Скудерия не особенно и надеялась на успех – поскольку все равно поддержала заморозку.
ФИА же не стала выносить вопрос на голосование не только из-за противоречия духу гонок – просто не увидела необходимости.
«С нашими нынешними знаниями о моторах мы ждем очень узкое окно мощности в 2022-м, – рассказал менеджер регулятора по двигателям Жиль Симон в интервью AMuS. – Не говоря уже о том, что у нас еще две возможности увидеть выравнивание мощностей естественным образом – в 21-м и 22-м. На сегодня нет необходимости для вмешательства со стороны».
К тому же, ФИА всерьез испугалась возможности слива сезона от одного из производителей – намеренного снижения мощности в 21-м ради большего искусственного ускорения в 22-м. В итоге регулятор пока выбрал режим наблюдения за ситуацией – к теме выравнивания всегда можно вернуться на новых заседаниях.
Моторы поменяют в 2025-м – и цели регламента уже объявлены
Важным пунктом обсуждения двигателей стали и долгосрочные планы чемпионата: все-таки производители и команды хотели четко понимать, ради чего фактически идут на уступки двум конкурентам в сложной ситуации.
После голосования комиссия «Ф-1» собрала планы на внедрение нового регламента в 2025-м – все стороны сошлись на пяти пуктах:
Экологическая устойчивость и актуальность для общества и автомобильной индустрии
Полностью экологичное топливо
Создание мощной и вызывающей эмоции силовой установки
Существенное снижение стоимости
Привлекательность для новых производителей силовых установок
Судя по всему, команды и чемпионат не отпускает ностальгия по временам относительно недорогих ревущих V8 в 2000-х и начале 2010-х – отсюда и особенное внимание к третьему пункту. Правда, трудно представить, как же его увяжут с остальными: все-таки тренды автопроизводства разворачиваются в сторону всеобщей электрической трансформации. Альтернативы в виде водорода, биотоплива и сжиженного газа пока не пользуются особой популярностью.
Также пять пунктов поставили под вопрос и «гибридность» будущих моторов – ведь именно системы рекуперации энергии и сделали нынешние установки жутко дорогими и трудными в разработке. Судя по всему, спортивный отдел «Ф-1» и ФИА ждут длительные и жаркие споры вместе с сотнями часов переговоров с автопроизводителями, поскольку общий курс стремительно летит в тупик.
С одной стороны, «Формула-1» обязана оставаться витриной главных технологических инноваций, а гибриды как раз бьют рекорды по тепловой эффективности. С другой – нынешняя система ERS ограничена регламентом со всех сторон для хоть какого-то ограничения расходов, а результаты ее разработки за 7 лет так и не стали заводскими стандартами в мире автомобилей. Ну а права на чемпионат мира на электромобилях высшего класса закреплен за «Формулой Е» на ближайшие 20 лет. Похоже, «Ф-1» нужен третий путь.
Что дальше для «Ред Булл»: покупка завода «Хонды» и надежды на заводской статус в 2025-м
Австрийская компания на низком старте ждала решения «Формулы-1» больше месяца – так что буквально вечером 11 февраля запустила перестройку завода в Милтон-Кейнсе и реорганизацию гоночной структуры. На базе уже началось возведение нового моторного технологического центра, куда переведут сборку двигателей внутреннего сгорания (сейчас «Хонда» развивает его в Японии) – под эгидой свежесозданного подразделения Red Bull Powertrains.
«Мы рассчитали стоимость проекта, – рассказал советник гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко. – Сейчас нам предстоят единовременные затраты на само здание, испытательные стенды и прочее. Однако операционные затраты вряд ли будут выше, чем если бы мы просто покупали двигатели у кого-то еще. Возможно, чуть повыше, но не сильно.
Также плюс в том, что мы будем строить двигатели, координируясь с отделом шасси, конструкция будет оптимизирована. А если бы мы получали моторы от «Рено», например, то были бы вынуждены идти на компромисс при проектировании шасси, радиатора и многих других компонентов».
Новая техника не сохранит название «Хонда» – «Ред Булл» планирует продать шильду спонсору в точности, как было с Tag Heuer в последний год сотрудничества с «Рено» (в 2018-м). Единственное ограничение – японцы не потерпят брендинг от другого автопроизводителя. В остальном поучаствовать может каждый.
К слову, австрийцы уже задумались и о будущем: по инсайду Racefans, на голосовании бурно и долго обсуждался потенциальный приход «Порше» в «Ф-1» с 2025-го – конечно же, в альянсе с «Ред Булл». Ранее The Race рассказывал еще и о переговорах с «Ауди» (как раз и побудивших «Хонду» свернуться раньше времени) – похоже, у команды Ферстаппена все будет хорошо.
Безумный риск «Феррари»: Скудерия подготовит мотор с новой концепцией для 2022-го – но сможет ли его использовать?
Итальянский Motorsport тоже усиленно инсайдил весь январь – но уже о своем: рассказал о прогрессе итальянской организации в разработке двигателя как раз к новому регламенту. По информации главного технического эксперта издания Франко Нуньеса, моторный департамент в Маранелло решился на смелый эксперимент: разделение компрессора наддува и турбины, как у «Мерседеса» и «Хонды». Сейчас «Феррари» использует классический вариант с единым пакетом – у него есть свои преимущества, но конкуренты разработали более компактные варианты. С ними улучшилась компоновка моторного отсека – и аэродинамический обвес работал эффективнее.
Это же хотят и в Скудерии: инженеры в Маранелло рассчитывают не просто скопировать подход японцев и немцев, но и еще сильнее минимизировать сборку силовой установки. Потому экстремальная концепция может не сработать с точки зрения надежности и эффективного охлаждения – но Скудерия все равно пошла в ее сторону ради снижения аэродинамического сопротивления (главной слабости болида-2020).
Риск со стороны «Феррари» заключается прежде всего в полной неизвестности – позволят ли Скудерии вообще внедрить разделение турбин. Вдруг «Ред Булл» продавит только омологацию, связанную с переходом на новое топливо? Тогда масштабные исследовательские работы мотористов Маранелло отправятся в музей без единого выезда на трек, а команде придется мучиться с консервативной и не самой быстрой нынешней версией.
Но, должно быть, Скудерия готова пойти на риск ради возвращения в топ «Ф-1»: ведь пока остальные производители, похоже, ждали вердикта, итальянцы запустили работы над мотором раньше всех. По крайней мере, никаких инсайдов о новых разработках из стана «Рено», «Мерседеса» и «Хонды» не поступало – а в такой гонке несколько дополнительных месяцев могут все решить.
Вероятно, именно поэтому «Феррари» все-таки поддержала заморозку наравне со всеми – настолько велика вера в Маранелло в правильность выбранного курса. Или просто Маттиа Бинотто и компания уже знают: им позволят стартовать в 2022-м со всеми этими обновлениями.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Mark Thompson, Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei
если была бы такая халява как Мерсу,шумахер больше 10 титулов имел бы.
Как может быть конкуренция, если запрещают догонять, если ты провалился?
Нету никакого смысла уже смотреть формулу.
Вообще говоря, это тоже достаточно много, что и говорить... Всем хочется большей конкуренции и борьбы на трассе! Но не вина же немцев, что они справляются с технической работой лучше, чем итальянцы, имеющие больший бюджет!
Думаю, что введение потолка на бюджет значительно уравняет силы в пелотоне и сделает вход в серию более доступным для новых игроков. Тогда и длительное доминирование станет гораздо сложней.