9 мин.

В «Ф-1» заморозили моторы до 2025-го. «Ред Булл» и «Мерседес» победили, а «Феррари» нереально рискует с новым двигателем

Жесткие последствия побега «Хонды».

«Формула-1» закипела с октября – после объявления об уходе «Хонды» в конце 2021-го. Основная движуха выпала на счет «Ред Булл»: там изо всех сил пытались увернуться от контракта с «Рено», вели переговоры с японцами о выкупе их завода и продавливали заморозку развития действующих моторов, чтобы не наращивать траты на $100-200 млн в год на новые версии двигателей. Конкуренты же то соглашались с предложениями четырехкратных чемпионов (как «Мерседес»), то отказывались и торговались (как «Феррари»).

Международная автомобильная федерация (ФИА) параллельно давила с другого конца: настаивала на прописанном в регламенте переходе на более экологичное синтетическое биотопливо Е10 (в котором 10 процентов – инновационные био- и синтетические присадки). Вот только именно под новое горючее производителям и требовалось построить новый мотор – как раз поэтому «Ред Булл» так активно пытался застопорить ситуацию и сдвинуть заморозку с изначального 2023-го до конца 2021-го. Компромисс казался невозможным из-за диаметрально противоположных подходов обеих сторон – но австрийская компания эффектно разыгрывала карту «тогда уведем из гонок сразу две команды».

«Ф-1» в тупике развития моторов из-за угрозы ухода «Ред Булл». Требования команды разрушают имидж и экономику серии

Решение ожидалось еще к концу декабря (ведь работа над машинами 2022-го стартовала 1 января), но в итоге все сильно затянулось: ФИА даже разослала производителям образцы биотоплива. Так переход на инновационное горючее оказался неизбежным: сезон-2022 точно начнется на новых моторах – и «Хонде» перед уходом все-таки придется вложиться как следует в разработку нового двигателя. А ведь японцы уже анонсировали выпуск полностью новой силовой установки для 2021-й ради борьбы за титул!

Но с 2022-го заморозка развития силовых установок все-таки вступит в силу: ее сперва неожиданно поддержал новый босс «Ф-1» Стефано Доменикали, а затем все команды не менее внезапно проголосовали за ограничения на заседании 11 февраля – причем единогласно (даже «Феррари» и ее клиенты!).

Никаких искусственных путей выравнивания силы моторов: только собственные силы производителей

По предыдущей версии регламента, силовые установки планировали замораживать в конце 2023-го после повышения процентовки био- и синтетических присадок в топливе. Теперь их доля все-таки ограничится десятой частью – зато полная смена технических правил по двигателям сдвинется с 2026-го на 2025-й.

Как же будет работать новая версия правил? Пока точной информации нет: пресс-релиз ФИА заявляет исключительно о «заморозке с начала 2022-го» – даже без уточнений, имеется ли в виду сезон или календарный год. Команды ожидают подробностей и деталей от регулятора в течение ближайшего месяца – вместе с информацией о списке агрегатов, доступных к изменению по сравнению с 2021-м.

Другим важным решением на заседании комиссии «Ф-1» стал отказ от внедрения балансировки мощности моторов одновременно с заморозкой. Идею продвигала «Феррари» в качестве компромисса: итальянцы предлагали уравнивать возможности силовых установок через предоставление отстающим права на сжигание большего количества топлива или на повышение отдачи от гибридной составляющей. Однако «Мерседес» и «Рено» выступили против – и без достижения единогласия (новый стандарт принятия решений в управлении серией) «Формула-1» закрыла тему. Видимо, Скудерия не особенно и надеялась на успех – поскольку все равно поддержала заморозку.

ФИА же не стала выносить вопрос на голосование не только из-за противоречия духу гонок – просто не увидела необходимости.

«С нашими нынешними знаниями о моторах мы ждем очень узкое окно мощности в 2022-м, – рассказал менеджер регулятора по двигателям Жиль Симон в интервью AMuS. – Не говоря уже о том, что у нас еще две возможности увидеть выравнивание мощностей естественным образом – в 21-м и 22-м. На сегодня нет необходимости для вмешательства со стороны».

К тому же, ФИА всерьез испугалась возможности слива сезона от одного из производителей – намеренного снижения мощности в 21-м ради большего искусственного ускорения в 22-м. В итоге регулятор пока выбрал режим наблюдения за ситуацией – к теме выравнивания всегда можно вернуться на новых заседаниях.

Моторы поменяют в 2025-м – и цели регламента уже объявлены

Важным пунктом обсуждения двигателей стали и долгосрочные планы чемпионата: все-таки производители и команды хотели четко понимать, ради чего фактически идут на уступки двум конкурентам в сложной ситуации.

После голосования комиссия «Ф-1» собрала планы на внедрение нового регламента в 2025-м – все стороны сошлись на пяти пуктах:

  • Экологическая устойчивость и актуальность для общества и автомобильной индустрии

  • Полностью экологичное топливо

  • Создание мощной и вызывающей эмоции силовой установки

  • Существенное снижение стоимости

  • Привлекательность для новых производителей силовых установок

Судя по всему, команды и чемпионат не отпускает ностальгия по временам относительно недорогих ревущих V8 в 2000-х и начале 2010-х – отсюда и особенное внимание к третьему пункту. Правда, трудно представить, как же его увяжут с остальными: все-таки тренды автопроизводства разворачиваются в сторону всеобщей электрической трансформации. Альтернативы в виде водорода, биотоплива и сжиженного газа пока не пользуются особой популярностью.

Также пять пунктов поставили под вопрос и «гибридность» будущих моторов – ведь именно системы рекуперации энергии и сделали нынешние установки жутко дорогими и трудными в разработке. Судя по всему, спортивный отдел «Ф-1» и ФИА ждут длительные и жаркие споры вместе с сотнями часов переговоров с автопроизводителями, поскольку общий курс стремительно летит в тупик.

С одной стороны, «Формула-1» обязана оставаться витриной главных технологических инноваций, а гибриды как раз бьют рекорды по тепловой эффективности. С другой – нынешняя система ERS ограничена регламентом со всех сторон для хоть какого-то ограничения расходов, а результаты ее разработки за 7 лет так и не стали заводскими стандартами в мире автомобилей. Ну а права на чемпионат мира на электромобилях высшего класса закреплен за «Формулой Е» на ближайшие 20 лет. Похоже, «Ф-1» нужен третий путь.

Что дальше для «Ред Булл»: покупка завода «Хонды» и надежды на заводской статус в 2025-м

Австрийская компания на низком старте ждала решения «Формулы-1» больше месяца – так что буквально вечером 11 февраля запустила перестройку завода в Милтон-Кейнсе и реорганизацию гоночной структуры. На базе уже началось возведение нового моторного технологического центра, куда переведут сборку двигателей внутреннего сгорания (сейчас «Хонда» развивает его в Японии) – под эгидой свежесозданного подразделения Red Bull Powertrains.

«Мы рассчитали стоимость проекта, – рассказал советник гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко. – Сейчас нам предстоят единовременные затраты на само здание, испытательные стенды и прочее. Однако операционные затраты вряд ли будут выше, чем если бы мы просто покупали двигатели у кого-то еще. Возможно, чуть повыше, но не сильно.

Также плюс в том, что мы будем строить двигатели, координируясь с отделом шасси, конструкция будет оптимизирована. А если бы мы получали моторы от «Рено», например, то были бы вынуждены идти на компромисс при проектировании шасси, радиатора и многих других компонентов».

Новая техника не сохранит название «Хонда» – «Ред Булл» планирует продать шильду спонсору в точности, как было с Tag Heuer в последний год сотрудничества с «Рено» (в 2018-м). Единственное ограничение – японцы не потерпят брендинг от другого автопроизводителя. В остальном поучаствовать может каждый.

К слову, австрийцы уже задумались и о будущем: по инсайду Racefans, на голосовании бурно и долго обсуждался потенциальный приход «Порше» в «Ф-1» с 2025-го – конечно же, в альянсе с «Ред Булл». Ранее The Race рассказывал еще и о переговорах с «Ауди» (как раз и побудивших «Хонду» свернуться раньше времени) – похоже, у команды Ферстаппена все будет хорошо.

Безумный риск «Феррари»: Скудерия подготовит мотор с новой концепцией для 2022-го – но сможет ли его использовать?

Итальянский Motorsport тоже усиленно инсайдил весь январь – но уже о своем: рассказал о прогрессе итальянской организации в разработке двигателя как раз к новому регламенту. По информации главного технического эксперта издания Франко Нуньеса, моторный департамент в Маранелло решился на смелый эксперимент: разделение компрессора наддува и турбины, как у «Мерседеса» и «Хонды». Сейчас «Феррари» использует классический вариант с единым пакетом – у него есть свои преимущества, но конкуренты разработали более компактные варианты. С ними улучшилась компоновка моторного отсека – и аэродинамический обвес работал эффективнее.

Это же хотят и в Скудерии: инженеры в Маранелло рассчитывают не просто скопировать подход японцев и немцев, но и еще сильнее минимизировать сборку силовой установки. Потому экстремальная концепция может не сработать с точки зрения надежности и эффективного охлаждения – но Скудерия все равно пошла в ее сторону ради снижения аэродинамического сопротивления (главной слабости болида-2020).

Риск со стороны «Феррари» заключается прежде всего в полной неизвестности – позволят ли Скудерии вообще внедрить разделение турбин. Вдруг «Ред Булл» продавит только омологацию, связанную с переходом на новое топливо? Тогда масштабные исследовательские работы мотористов Маранелло отправятся в музей без единого выезда на трек, а команде придется мучиться с консервативной и не самой быстрой нынешней версией.

Но, должно быть, Скудерия готова пойти на риск ради возвращения в топ «Ф-1»: ведь пока остальные производители, похоже, ждали вердикта, итальянцы запустили работы над мотором раньше всех. По крайней мере, никаких инсайдов о новых разработках из стана «Рено», «Мерседеса» и «Хонды» не поступало – а в такой гонке несколько дополнительных месяцев могут все решить.

Вероятно, именно поэтому «Феррари» все-таки поддержала заморозку наравне со всеми – настолько велика вера в Маранелло в правильность выбранного курса. Или просто Маттиа Бинотто и компания уже знают: им позволят стартовать в 2022-м со всеми этими обновлениями.

В «Ф-1» – масштабный разворот копирования. Идеи больше не тащат у «Феррари» и «Ред Булл» – теперь в фокусе «Мерседес»

«Ред Булл» строит гиперкар для «Ле-Мана» на водороде мощностью 730 л.с. и пит-стопом на 3 минуты. Технологию ждут в «Ф-1»

Болид «Мерседеса» в «Ф-1» три года вели к совершенству без оглядки на конкурентов. Рассказ автора машины-шедевра

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Mark Thompson, Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei