«Я врезаюсь в стены за сэйфти-каром, зато беру подиум в команде-банкроте». Главный крэшер «Ф-1» оправдал карьеру, полную аварий
И сравнил себя с Айртоном Сенной.
Ромен Грожан закончил последний сезон в качестве пилота «Формулы-1». Карьера француза до сих пор остается объектом для споров: несмотря на проявленный талант на раннем периоде карьеры, в фанатской среде он снискал репутацию склонного к авариям гонщика.
Действительно: на счету Грожана целых 10 подиумов в составе «Лотуса». Но в то же время именно Ромен стал виновником знаменитой бельгийской аварии 2012 года и ряда других промахов, включая недавний инцидент в Бахрейне, чуть не стоивший ему жизни.
Карьера француза неоднозначна. Но что он сам думает о ней?
Считает, что мог стать чемпионом мира
Француз не ставит под сомнение свои способности и убежден, будь судьба более благосклонна, вполне вероятно, мы бы знали его как чемпиона мира.
«В целом я не очень этим опечален, – говорит экс-пилот об уходе из «Ф-1». – Когда у меня появлялся шанс, я им пользовался. Если и есть сожаления, то они касаются проблем «Лотуса» в 2014-м. В итоге я не получил возможности проявить себя в топ-команде.
В 2013-м я показал, что на прямом пути к титулу. Или, как минимум, мог выигрывать гонки и хотя бы претендовать на чемпионство. Кими Райкконен (напарник в «Лотусе») позже вернулся в «Феррари» и иногда по-настоящему боролся, а я же многого лишился.
Когда твой поезд уходит, трудно прийти в себя. Ты просто стартуешь где-то в конце, и никто уже не заинтересован в тебе.
Да, я не всегда идеально выступал, но будь у меня хорошая машина, были бы и победы и, возможно, титул. Я все еще убежден, что являюсь одним из быстрейших в пелотоне. Но было очень трудно проявить себя с имевшимся болидом. Даже проводя хорошую гонку, ты все равно оказываешься 12-м, 13-м, 14-м, и люди не скажут, что ты выступил классно, потому что у них нет общей картины, они не видят всего».
Причины аварий – в запредельной самоотдаче и плохой технике
Пять лет в «Хаасе» оказались неоднозначными. У француза были сильные гонки, но зрители лучше запомнили его провалы: от аварии за машиной безопасности в Баку до неудачного выезда с пит-лейн в Сильверстоуне.
«Одна из моих гордостей – это философия высокого уровня, которую я принес в команду, – рассказывает Грожан о своей карьере в «Хаасе». – Прям как Айртон Сенна. Он никогда не был доволен тем, что имеет. Если он завоевывал поул, оторвавшись на 0,6 секунды, жалел, что не на целую секунду.
Это одновременно преимущество и слабость, потому что ты всегда ищешь большего. Когда не получается, то приходит раздражение. Но я думаю, это позволило многим механикам, инженерам выйти за привычные пределы. Осознание этого факта, самого важного при борьбе за высокие места – вот чем я по-настоящему горжусь.
В начале 2018-го все шло не очень, – вспоминает француз. – Потеря колеса (из-за ошибки на пит-стопе в Австралии), трудности в Бахрейне, затем в Китае мне сказали пустить Кевина вперед, хотя он не был быстрее.
Мне такое не нравится, и если брать этап, на котором я пересмотрел бы свою карьеру, то это 2018 год.
Штамп [крэшера] поставил Марк Уэббер, когда заявил, что я «псих первого круга». В дебютный сезон я взял 3 подиума. Конечно, были неприятные моменты вроде Спа и Сузуки, и я сам недоволен. Особенно Сузукой (Грожан на первом круге столкнулся с Уэббером) Но, слушайте, когда последний раз новичок брал 3 подиума?»
Тонны интернет-приколов посыпались на француза, а вместе с этим предвзятое отношение к Ромену развивалось не только в соцсетях, но и СМИ.
«Марк зациклил на этом внимание, и уже невозможно было что-то сделать, – говорит Грожан. – Приведу пример: в социальных сетях надо мной смеются из-за аварий за машиной безопасности, на пит-лейн и прогревочных кругах. Знаете, я не один такой. Джордж Расселл, прекрасный пилот, тоже попал в такую ситуацию [в Имоле за сэйфти-каром].
Если ты управляешь далеко не самым лучшим болидом «Формулы-1», с которым прогрев шин становится испытанием, из-за чего приходится попотеть, то можешь понять других. Вот почему я поддержал Джорджа в тот момент. Такое может случиться с каждым.
По какой-то причине именно на меня вываливается столько грязи. Неужели кто-то назначил меня ответственным за это? Не знаю. Я рад обсудить свои ошибки и признать вину, никаких проблем.
Все ли я делал идеально? Нет. Я ошибался. Но 95% своей карьеры я был хорош, и лишь 5% занимают мои промахи. Когда ты выкладываешься на 102%, всегда что-то может пойти не так. Это также мое личное качество. Я не собираюсь действовать на 90% ради собственной безопасности. Я выложусь на полную, что принесет 4 место в Австрии (в 2018-м), 6 место в дебютной гонке «Хааса», подиум в Спа в 2015 году, когда «Лотус» обанкротился.
Но это приводит к авариям за машиной безопасности, на прогревочных кругах и к прочему».
На самом деле все проблемы заключаются в пилотажном стиле. Грожан согласен
Все эти сезоны Грожан и вправду мог выступать лучше. Просто его стиль оказался не столь действенным в «Формуле-1».
Помимо пилотажа сам гонщик видит основную причину неудач в далеком от идеала болиде «Хааса» и настройках: Магнуссену лучше подходила недостаточная поворачиваемость, в то время как Ромену – избыточная.
«Я действительно заходил в повороты слишком широко, – говорит Грожан, – потому что тормозить было невероятно сложно. Виной тому передняя часть машины. И она оставалась неудобной все пять лет, это всегда было слабое место «Хааса».
Философия команды не менялась все эти годы, а мне она не подходила. Так что у меня не оказалось нужного болида, но я все равно смог привыкнуть к имевшемуся и бороться с Кевином, которому больше нравилась недостаточная поворачиваемость.
Зато в гонке все складывалось в моих интересах. Я никогда не чувствовал себя так естественно, как за рулем болида последние пять лет. Думаю, это все из-за слабой передней части. Я могу ехать быстро, могу адаптироваться. Но с такой техникой невозможно раскрыть всю магию, что в тебе имеется».
Подробно проблемы Грожана с пилотажным стилем, психологией и тормозами разбирались здесь
К слову, оправдания Грожана про сложное торможение вполне резонны. Здесь на результатах как раз и сказывался его стиль. Дело в том, что француз всю карьеру слишком поздно тормозил, пытаясь зайти в поворот раньше времени. Это не только очень рискованно (ведь задняя часть болида становится просто неуправляемой), но и неэффективно. Такой ездой Ромен губил шины слишком быстро. Скорее всего, именно из-за плохой работы с резиной француз так и не оказался в топ-команде.
«Все признают его скорость, – говорит бывший инженер Грожана Аяо Комацу, – и все признают его недостаточный прогресс, связанный больше с эмоциями. Это ужасно, когда гонщик с природным талантом – а он есть не у многих – не имеет возможности добиться больших результатов.
Ромен провел 10 лет в «Ф-1». Немногим людям удается провести здесь столько времени, и с учетом всех его проблем карьера Ромена могла закончиться еще пять лет назад. Но благодаря скорости, потенциалу и недостижимым для других результатам он продержался так долго.
За счет естественной скорости и таланта Ромен добивается нужной цели. Он быстро ее достигает, а потом пытается выжать еще больше. Иногда он усердствует слишком сильно, и лучше не становится: появляются ошибки.
Он настолько талантлив, что у него есть способность резко выйти на новый уровень. Если вы отнимете эту способность и сделаете его более последовательным, то былой скорости уже не будет. Видимо, тут просто нет иных вариантов».
Эпичный сэйв главного крэшера «Формулы-1»: отловил развернувшийся болид одним движением руля
Источник: The Race
Фото: globallookpress.com/Thomas Melzer/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Peter Fox, Charles Coates