Сменщик Хэмилтона рвал к первой победе в «Ф-1» даже после фэйла на пит-стопе. Обогнал Боттаса дважды – но сказку остановил прокол
В итоге девятый – и навсегда в сердце фанатов.
Все последние четыре года после ухода из гонок Нико Росберга фанаты «Формулы-1» мечтали только об одном: увидеть в «Мерседесе» хоть кого-то кроме собиравшего титулы один за другим Льюиса Хэмилтона и чемпиона по покладистости (но не с критиками) Валттери Боттаса. Абсолютно любому зрителю Гран-при – от хардкорных фанатов со времен Сенны до новичков после Drive To Survive – было интересно: правда ли немецкий болид – адский космовоз и на нем способен побеждать кто угодно?
Что ж, спасибо коронавирусу, скосившему новоявленного семикратного – мы увидели ответ. «Мерседес» посадил на место Хэмилтона Джорджа Расселла – молодого чемпиона «Ф-2», два года выносившего в «Уильямсе» напарников в квалификации со счетом 36:0 – и он сходу после пары дней в болиде уступил Боттасу всего 0,026 секунды в битве за поул.
Кажется, все прошло просто? Но из-за разницы в росте в 12 см между Расселлом и Хэмилтоном юниору пришлось надевать в машину ботинки на размер меньше и терпеть боль на каждом круге. А еще руки и посадка Джорджа отличались настолько, что ему не совсем удобно было давить на кнопки и выжимать лепестки сцепления – даже в квалификации №63 умудрился один раз включить неправильный режим.
И после фантастической квалификации (серьезно – в «Мерседесе» надеялись максимум на финиш в топ-4) Расселл пробился через все неудобства стартовых процедур и хладнокровно укатал Боттаса на первых метрах.
А затем нарастил преимущество в три секунды – и спокойно его держал до первой волны пит-стопов. После и возникли первые трудности: мотор из-за сбоя сенсора слегка потерял в мощности, замедлив Джорджа примерно на 0,1 секунды с круга – но все равно отрыв от Боттаса начал сокращаться, и №63 пришлось судорожно искать верную настройку. На незнакомом руле и под руководством гоночного инженера, с которым парень работал впервые.
Благодаря природной скорости и преимуществу более раннего пит-стопа Расселл не потерял времени относительно напарника в этот тяжелый момент – но уже тогда ему впервые пришлось столкнуться с реальностью: не так просто гонять даже на чемпионском болиде.
После аварии сменщика Джорджа в «Уильямсе» Джека Эйткена и включения режима автомобиля безопасности «Мерседес» словно вырубил режим «главного доминатора» и перешел в состояние «весь вечер бухали с ребятами из «Феррари». Командный мостик зазвал обоих пилотов на двойной пит-стоп – и в процессе смены покрышек для лидера механики перепутали колеса, поставив на болид №63 одно из комплекта для №77.
Осознали ошибку только в момент обслуживания Боттаса: механик на левом переднем колесе опомнился первым и подал сигнал вернуть изношенный комплект Валттери обратно.
Круг спустя Расселлу пришлось вновь заезжать в боксы ради смены одной (задней левой) покрышки – и парень опустился на пятое. Позади напарника – которому тоже испортили гонку, оставив на дополнительные 20 кругов с изношенным «хардом» практически без сцепления.
Утешили Джорджа лишь оптимистичным «у тебя будет колоссальное преимущество по шинам» – №63 и правда выехал на свежем «медиуме» против конкурентов на тех же «хардах» (только у Стролла оказался такой же состав – но изношенный). Перед юниором стояла задача продемонстрировать талант – обогнать всех, начиная с Боттаса, и вновь добыть первое место.
И Расселл почти справился! Причем в феноменальном стиле: атаковал соперников при первой же удобной возможности, доводил дело до конца и терял минимум времени на обгонах соперников.
Особенно хороша оказалась атака на Боттаса: Валттери лишь однажды ошибся, слишком глубоко въехав в поворот, и №63 тут же просвистел мимо, выбрав альтернативную траекторию в связке среднескоростных виражей!
Вот как Джордж провернул главный маневр вечера: подкараулил легкую ошибку напарника – когда тот слегка на попал на апекс.
Показал, как же надо проезжать это место – и получил преимущество в скорости за счет большего сцепления и верной траектории.
Выбрал альтернативную линию – чтобы перекрестить траектории с Валттери в следующем повороте.
Успешно сместился к левой части трека в следующем вираже.
Подобрался поближе, удерживая траекторию на скоростном участке.
И просто дождался, пока его траектория не окажется внутренней – где и опередил Боттаса за счет более позднего замедления.
Обгоны Стролла и Окона прошли намного проще и словно по учебнику: сокращение отрыва в слипстриме на прямой, нырок на внутреннюю траекторию и выигрыш точки торможения.
Минимум затрат по времени – Джордж просто реализовывал преимущество в машине и покрышках. До Серхио Переса на первом месте оставалось 2,7 секунды и 8 кругов – казалось, №63 вполне комфортно доставал мексиканца, но произошел прокол заднего левого и еще один пит-стоп.
Дебютант на «Мерседесе» откатился на 14-е и вместо победы ринулся биться за очки – хотя бы финишировать в топ-10 впервые в карьере ему все же удалось. На 9-м месте – причем сразу за Боттасом, всего в трех секундах.
«Даже не знаю, что сказать и что думать. Полный спектр эмоций, – рассказал Расселл после финиша. – Я горжусь тем, как мы отработали. И тем, как мы смогли отыграться после ошибки с шинами. После этого мы постарались догнать Чеко, но тут Боно (Питер Боннингтон, гоночный инженер Льюиса Хэмилтона) вышел на связь и сказал, что у нас прокол.
Боно фантастический парень. У него такой успокаивающий голос. Как будто он читает тебе сказку на ночь. В команде работают фантастические ребята… То, как они помогли мне по ходу уик-энда набрать нужный темп, узнали меня как гонщика, помогли освоиться в машине, почувствовать себя комфортно. Мы много тренировали старты. Тренировки, тренировки, и еще раз тренировки. В итоге мне сложно описать свои эмоции».
Хотя вот этот послефинишный кадр на самом деле все скажет лучше слов.
«В целом для нас это был колоссальный ##### (провал), – объяснил нелепый пит-стоп босс «Мерседеса» Тото Вольфф. – Просто получилось так, что одна из бригад механиков не услышала приказ – в боксах отказало радио. Машина заехала, они не знали об этом и поставили неправильный комплект шин.
Разговор с Джорджем был очень эмоциональным. Когда ты в первом же Гран-при за «Мерседес» проводишь монументальную гонку, в которой должен побеждать, сказать особо нечего. Гонка не станет для Джорджа последней попыткой выиграть. Это лишь начало сказки, и сегодня у него не сложилось. Я бы сказал, что родилась новая звезда».
Теперь Расселлу остается только надеяться на жесткие правила самоизоляции на Ближнем Востоке: по идее Хэмилтона выпустят из «пузыря» только 11 декабря – прямо в день первых практик Гран-при Абу-Даби. Теоретически у Джорджа есть шанс попробовать снова и теперь наконец победить – но, в принципе, он доказал миру уже все, что только мог. В нынешнем «Мерседесе» в самом деле способны отжигать любые талантливые гонщики – разве что кроме Боттаса, которого и правда держат в составе скорее за характер, поддерживающий спокойный микроклимат.
У одной из важнейших загадок «Формулы-1» последних лет теперь есть ответ – все же Хэмилтон добывал свои титулы в максимально комфортных условиях.
Может, Хэмилтон начинал также, но за карьеру он уже покрылся налетом надменности и избранности*, коей у Джорджа (пока) нет. Это заставляет болеть за Мерседес - а ведь это глорство)
* по мнению Льюиса Хэмилтона.
Очень-очень корректный комментарий)))
Даже и говорить нечего, все всЁ видели.
Выиграл гонку начав с 20-го места - тишина, спорц такой спорц
В очередной раз подтвердил "свой уровень" Боттас. Тоже ожидаемо.
Главная неожиданность это конечно то, что механики Мерседеса врубили режим Феррари. Вот совсем не ожидал.
Серхио конечно заслужил победу за долгие годы достойных выступлений на не самой сильной технике.
Надеюсь увидим в следующем годы Серхио в РБ. Было бы интересно.