В «Ф-1» пришел новый русский – Никита Мазепин. Сын миллиардера с собственной командой, победами в «Ф-2» и тестами в «Мерседесе»
«Хаас» не позволит бороться за подиумы в 2021-м, но скучно не будет.
Российские гонщики неизменно присутствуют на решетке Гран-при с 2014 года – и в следующем сезоне традиция продолжится. Несмотря на возможную потерю Даниила Квята, в «Формуле-1» поедет как минимум Никита Мазепин. Четвертый представитель России в элитных автогонках будет защищать цвета «Хааса» – скромной американской команды, еще пару лет назад бросавшей вызов грандам, а сейчас еле выжившей на фоне кризиса.
В 2020 году сын миллиардера стал звездой молодежных серий
Никита – автор самой яркой трансформации последних лет в «Формуле-2». Год назад дела у российского пилота шли настолько отвратительно, что о попадании на вершину мечтать не приходилось: Мазепин обитал на дне пелотона и устраивал красочные, но опасные для соперников аварии. И это при огромном для юниора накате на лучшей технике мира: в последние годы он периодически садился за руль «Форс-Индии» в практиках, затем тестировал шины «Пирелли» на «Мерседесе», а на тестах 2019 года в Барселоне поставил лучшее время дня на актуальном чемпионском болиде. Осваиваться в машине «Ф-1», по слухам, ему помогал нынешний пилот «Рено» Эстебан Окон, но уникальный опыт совершенно не помог в дебютном сезоне в «Ф-2», который Мазепин завершил на 18-м месте.
Секрет столь элитной подготовки прост: Дмитрий Мазепин – отец Никиты – является владельцем и неисполнительным директором корпорации «Уралхим», а также одним из богатейших людей России с состоянием более 1,7 миллиарда долларов. Мазепин-старший вложил в карьеру сына десятки миллионов долларов, а в 2020-м для сохранения прописки в главной молодежной серии создал новую команду «Ф-2». И звездный час Никиты наступил – с подиумами, победами, качественными и эффектными обгонами и борьбой в группе лидеров.
Пилотаж Никиты в 2020-м изменился до неузнаваемости: из ошибающегося и аварийного новичка он вырос в уверенного и стабильного профессионала. Мазепин научился обгонять агрессивно, но без приключений, держать жесткую оборону в борьбе с быстрыми соперниками (хотя судьи не всегда ценили его умения) и наращивать темп на изношенных покрышках. Так в «Ф-2» выступают уже готовые к главным гонкам мира пилоты.
«Без такого трудного начала сезона он сражался бы за титул, – уверен босс «Хааса» Гюнтер Штайнер, – Результаты говорят сами за себя».
Перед последним этапом Мазепин оказался третьим в чемпионате – выше главного молодого пилота России Роберта Шварцмана, блестяще дебютировавшего в «Ф-2». Никита действительно мог бы побороться за чемпионство без пары сомнительных решений судей и с чуть большим количеством везения. Хотя ожидания экспертов он в любом случае превзошел, а чемпион 2018 года Джордж Расселл даже называл Мазепина потенциальным открытием года.
Год назад над русским гонщиком смеялись из-за низкой скорости. А он теперь побеждает в «Формуле-2»
Секрет союза «Хааса» и Мазепиных: деньги отца, скорость сына, кризис
Трансфер Мазепина в «Хаас» не стал сюрпризом, хотя ожидалось, что американцы дождутся окончания чемпионата в ближайшие выходные, когда гонщик официально доберет необходимые баллы для получения суперлицензии, позволяющей выступать в «Формуле-1». Никита пока не гарантировал себе попадание в топ-7 и теоретически может остаться без заветного документа, но, видимо, «Хаас» уверен в том, что катастрофы не будет.
Кстати, если бы не отсутствие суперлицензии, Никита мог бы сесть за руль «Хааса» уже в эти выходные: боевой пилот Ромен Грожан пропустит Гран-при Сахира после тяжелой аварии, и команде придется задействовать штатного резервиста Пьетро Фиттипальди.
Перед сезоном-2021 команда резко сменила кадровую политику. В «Хаасе» никогда не выступали новички, а последние четыре года состав пилотов оставался неизменным, однако теперь Грожану и Кевину Магнуссену указали на дверь. Харизматичная пара гонщиков вряд ли являлась самой гениальной в пелотоне, однако причины расставания – не только в результатах.
«Обстоятельства с COVID и финансовым кризисом сложились таким образом, – признавался Грожан, – «Хаас» решил пойти в другом направлении, и в текущей ситуации это объяснимо. Я подозревал, что один из пилотов останется, и не ожидал, что мы оба уйдем. Я не знал, что команде нужно так много денег».
Наличие финансовой составляющей при поиске сменщиков подтвердил и руководитель коллектива:
«Талант – обязательное условие, нужны не только деньги. Талант важнее. В то же время некоторые гонщики могут привести с собой спонсоров, так что мы рассматриваем и такие варианты».
Скорость Никита уже показал – он едва ли окажется медленнее и бесперспективнее не самых юных Грожана и Магнуссена – и, в отличие от них, обладает другими козырями. По информации Decalspotters, компании Мазепина-старшего «Уралхим» и «Уралкалий» заключили с командой многолетние контракты.
Аутсайдеру явно помогут российские миллионы: за последние пару лет «Хаас» перешел от дерзких сражений с «Рено» и пятого места в Кубке конструкторов в 2018-м (невероятный успех для маленькой и молодой команды) до конкуренции с «Уильямсом» на дне таблицы и унылых трех очков за сезон-2020. В этом году на постепенную деградацию наложился кризис, и речь шла о выживании коллектива – Штайнер признался, что шанс ухода из «Ф-1» был значительным.
Перспективы на следующий сезон: борьба среди отстающих и дуэль с сыном Шумахера
С таким болидом ждать чудес в 2021 году не приходится: развитие машин «Ф-1» фактически заморозили в целях экономии, так что до большой смены регламента в 2022-м расклад сил в пелотоне не претерпит драматических изменений. На трассе Мазепину придется проводить много времени вместе с новыми друзьями из «Уильямса» и «Альфа Ромео», сражаясь за выход из первого сегмента квалификации и изредка претендуя на очки в гонках. В «Ф-2» Никита привык действовать агрессивно при обгонах (и стратегия часто срабатывала), но в «Хаасе» пыл придется немного поубавить: из-за проблем с финансами новая команда вынуждена беречь детали и моторы.
Учитывая слухи о многолетних соглашениях компаний отца с командой, сотрудничество Мазепина и «Хааса» будет долгосрочным, и пилоту можно сосредоточиться на подготовке к революционному сезону-2022 – и, конечно, на борьбе с напарником. Им наверняка окажется коллега по «Ф-2» Мик Шумахер, с которым Никита вместе работал еще в картинге, причем о контракте должны объявить уже на этой неделе.
Сын семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера за последние два сезона тоже преобразился, пусть и не в такой степени, как Мазепин. После невзрачного дебюта в «Ф-2» в 2019-м Мик стал лидером и главным претендентом на титул годом спустя – благодаря эффективной работе с шинами, выдающейся стабильности и ошибкам конкурентов. У Никиты есть все шансы опередить пилота с громким именем: гениальных выступлений от Шумахера-младшего мы пока не видели, а стабильность не всегда является преимуществом для команд-аутсайдеров – лучше один раз прыгнуть выше головы и заехать в очки, чем каждую гонку быть 11-м.
А скучать болельщикам новый русский пилот «Ф-1» точно не позволит. За несколько лет в «формулах» Никита не только накопил массу красивейших маневров, но и удивил безумным выносом соперника на домашней гонке, ударом по лицу Каллума Айлотта в 2016-м, выбиванием подиумной таблички после спорного решения стюардов и шлемом с кристаллами Сваровски. Сравните с имиджем «хорошего мальчика» Шумахера – противостояние этих ребят явно будет многослойным. И в ближайшие выходные в «Ф-2», и после долгой коронавирусной зимы – в ранге напарников в «Ф-1».
Фото: Hasan Bratic/SIPA/Sipa Press Russia/East News; globallookpress.com/James Gasperotti, Dppi/Sebastian Rozendaal – China; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, twitter.com/HaasF1Team
в последней гонке боролся как раз с Миком, обошел его. надеюсь, сможет и в Ф1. хотя, завидую жутко этому мажору.
вообще, не мог поверить, что русский пилот будет в американской команде. но это бизнес. хотя бы здесь деньги способствуют дружбе народов, а не политическим тёркам.