7 мин.

«Ф-1» в тупике развития моторов из-за угрозы ухода «Ред Булл». Требования команды разрушают имидж и экономику серии

Компромисс невозможен из-за климатической политики.

Сезон «Формулы-1» подходит к концу: чемпионы уже определены, почти все места в болидах на 2021-й разобраны, остались лишь три Гран-при на Ближнем Востоке. Однако именно сейчас в экстренных переговорах между серией и большими командами по сути решается судьба будущего облика чемпионата – и пока ситуация застряла в неприятном тупике с туманными перспективами.

Кризис вызвало октябрьское бегство «Хонды»: японцы заявили о прощании с «Ф-1» после сезона-2021, оставив «Ред Булл» без заводских моторов. Австрийская команда крайне болезненно восприняла новости и необходимость искать нового поставщика, ведь регламент вынуждает их возвращаться к «Рено», а со старыми партнерами после скандалов из второй половины 2010-х они иметь дел по-прежнему не хотят.

«Ред Булл» теряет заводские моторы в «Ф-1» из-за бегства «Хонды»

Из альтернатив у четырехкратных чемпионов мира лишь один вариант – купить заводские мощности «Хонды» в Великобритании и производить моторы самостоятельно. Эту идею и приняли за основную, а японцы выразили готовность всячески содействовать процессу до момента ухода и даже пообещали построить новую силовую установку для 2021-го.

Однако идея собственных моторов красиво выглядит лишь в теории. Реальность же готовит для всех производителей «Формулы-1» новое синтетическое или биотопливо в 2022-м специально для снижения выбросов CO2 – и его внедрение потребует радикальной переработки моторов. Естественно, у компании, производящей энергетические напитки и участвующей в гонках ради маркетинга, нет десятков и сотен миллионов евро для подобных исследований – да и компетенций тоже.

«Мы не сможем справиться с такими сложными технологиями без запрета на доработки, – объяснил советник гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко. – Для этого нужен полноценный исследовательский центр, как у «Хонды» в Сакуре».

Именно этого четырехкратные чемпионы мира и требуют уже весь ноябрь: заморозки моторов вплоть до перехода на новый регламент в 2026-м. В противном случае «Ред Булл» грозит уходом из «Ф-1» обеими структурами – и основной командой, и «Альфа Таури».

Первоначальный план провалился: «Мерседес» (как обладатель лучшего мотора в пелотоне) поддержал инициативу соперников, а догоняющие лидеров «Феррари» и «Рено» предсказуемо отказались. Переговоры между сторонами, казалось бы, провалились: позиции больших команд не слишком сходились, чтобы представлять возможность компромисса.

Однако по недавнему инсайду немецкого издания Auto Motor und Sport производители внезапно нашли-таки основания для новой серии обсуждений: заморозку двигателей предложили оформить не с конца сезона-2021, а с начала чемпионата-2022 (тем самым предоставляя «Феррари» и «Рено» лишние три месяца). Естественно, никакого перехода на новое топливо тогда не будет: его внедрение в «компромиссном» случае предполагается сдвинуть на 2025-й – и тогда же сменить и общий моторный регламент.

Звучит красиво – но вряд ли боссы серии пойдут на подобного рода сделку, поскольку он звучит максимально вредно для всей «Формулы-1».

Следование хотелкам «Ред Булл» подорвет доверие к серии среди спонсоров и рекламодателей, компромисс невозможен

Для понимания причин и обстоятельств перехода на новое топливо нужно сперва слегка углубиться в политику чемпионата. Она двигается в понятном и прозрачном направлении максимальной климатической нейтральности и экологической чистоты – в середине ноября «Формула-1» анонсировала подробный план по достижению нулевого углеродного следа к 2030-му. В его рамках серия переводит все офисы и центры трансляций на электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников, сокращает персонал и операторские команды (дабы сократить объем перевозок и перелетов по миру), запускает несколько образовательных программ для собственных работников и команды промоутеров и сокращает использование одноразовой пластиковой упаковки на Гран-при.

Именно в рамках повышения экологичности гоночных технологий «Формула-1» и запустила топливную реформу – ее анонсировали еще в 2019-м с прицелом на 2021-й и отложили на год из-за пандемии.

«Формула-1» не хочет электродвигатели. Будет ездить на экологичном биотопливе

И движение в сторону дружелюбия к окружающей среде – часть долговременной стратегии чемпионата, основанной на всеобщем мировом тренде. Сейчас все больше компаний, фондов и инвесторов при вложении денег или заключении сделок обращают внимание не только на финансовые показатели, но и на имиджевый и медийный образ партнеров: ответственность по отношению к персоналу и экологии, вклад в защиту планеты и вообще наличие базовой миссии бренда. Даже в мире автопромышленности и нефтянки уже действуют те же законы: никому не хочется оказаться связанным с чем-то вроде «Дизельгейта» «Фольксвагена», так что даже крупнейшие гиганты вроде BP постепенно запускают все новые и новые инициативы по выработке электроэнергии из альтернативных источников.

Протесты эко-активистов перед офисом bp

Забота об окружающей среде и ответственность за нее стали настолько явным трендом, что ЕС собирается принять налог на углеродные выбросы стоимостью €25/т CO2 с 2023-го, а журнал Forbes готовит первый в истории рейтинг импакт-инвестиций – поскольку их рынок достиг уже 715 миллиардов долларов (при объеме в 50 миллиардов в 2009-м). Дружелюбие по отношению к планете – уже не просто запрос молодежной прослойки, а новые реальные требования к любому бизнесу.

«Формула-1» же как зрелище конкурирует с другими медийными компаниями и потому должна играть по тем же правилам – а значит, обеспечивать себе соответствующий образ в прессе и среди болельщиков. Иначе рекламодатели и спонсоры просто откажутся платить за связь с не самым прогрессивным образом – таковы новые веяния рынка.

При этом переход на топливо с нулевым углеродным следом – лучший путь для современной «Ф-1»: электрическая серия уже существует, а так Гран-при сохранит статус технологического пионера в автопромышленности. Несмотря на десятилетие бурного развития, электрокары все еще далеки до полного захвата мира: планета по прежнему наводнена машинами с ДВС, и разработка реального топлива с нулем выбросов CO2 вполне способна перевернуть индустрию и привлечь дополнительных производителей.

Следовательно, у чемпионата просто нет возможности взять и отменить или серьезно сдвинуть переход на новое горючее. Именно в нем заключается главный шанс на технологический прорыв, да и после широкого объявления масштабной программы по борьбе с изменением климата спонсоры и рекламодатели просто не поймут такого шага – он идет вразрез с мировыми трендами и испортит имидж на долгие годы. Вероятно, даже потеря двух команд обойдется дешевле.

Более того, сама компания «Ред Булл» тоже поддержала идею сокращения выбросов – и объявила собственную программу No Bull. В Милтон-Кейнсе тоже обещают использовать только «зеленую» электроэнергию, не создавать неперерабатываемых отходов, обогревать завод теплом от цехов и карбоновых печей, сократить переезды и перевозки грузов, а также пересадить персонал на велосипеды и каршеринг вместо личных авто.

Теперь обеим организациям нельзя просто отложить переход на CO2 -нейтральное топливо: инвесторы и партнеры воспримут такой шаг как отказ от заявленных идей. Придется либо выдумывать очень мощное обоснование, либо искать новый компромисс.

Решение нужно уже сейчас: до дедлайна осталось несколько дней

Главная проблема ситуации «Ред Булл» и «Формулы-1» – в катастрофической нехватке времени. Уход «Хонды» случился максимально неожиданно и в самое неподходящее время – как раз когда организации запускают проектирование и первую волну работ над новыми машинами для 2022-го. Чтобы инженерный штаб конструировал хотя бы некоторые узлы более-менее предметно, каждой команде нужно понимать требования к моторам и их примерные параметры – в противном случае шасси и силовые установки теоретически даже могут оказаться несовместимыми.

«Вопросы двигателей требуют много времени [для разработки], так что при старте любого такого проекта нужно много работы за кулисами, – объяснил шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – К концу ноября уже реально нужно прийти к какому-то решению. Хотя бы какие-то практические вещи должны быть определены».

То же самое можно сказать обо всех командах: любой радикальный разворот в планах повредит производству шасси на 2022-й. Конечно, даже если переговоры затянутся – все останутся в равных условиях, но для технических штабов настолько масштабные изменения в последний момент – сущий кошмар. Руководители организаций осознают ситуацию, а потому постараются завершить переговоры как можно раньше – увеличив риск принятия непродуманного и поспешного решения.

Что же ждет «Ред Булл» по результатам нового раунда обсуждений? Теоретически «Формула-1» не может согласиться на заморозку – и компромисс здесь вряд ли возможен. Тем интереснее будет ждать итога переговоров.

Кажется, теперь мы знаем главную проблему болида «Феррари» – отвратительная подвеска. Инсайд слил уходящий из «Ф-1» гонщик

Провал «Феррари» перед эрой Шумахера случился из-за глупейшей ошибки мотористов. Они перепутали стороны болида и испортили охлаждение

История создания лучших моторов нынешней «Ф-1»: «Мерседес» сперва ошибся с числом цилиндров и не успевал собрать партию в срок

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Leon Neal, Bryn Lennon