Моторный скандал в MotoGP определит битву за чемпионство. Из-за него остался лишь один претендент – без побед в гонках!
Фантастический финал мотосезона.
В MotoGP сложился абсолютно сумасшедший год: бессменный шестикратный чемпион Марк Маркес выбыл из-за перелома в первой же гонке и до сих пор не может вернуться (хоть и пытался), Валентино Росси свалил коронавирус, этапы выигрывали 8 разных райдеров, а лидирует в чемпионате парень без единого первого места в карьере – Хоан Мир.
Развязка сезона обещала полное великолепие: за три заезда до конца топ-6 гонщиков находились в пределах 25 очков, а значит, чемпионом мог стать абсолютно кто угодно – причем это точно был бы новый король MotoGP – впервые с 2013 года.
Однако 5 ноября, прямо перед Гран-при Европы в Валенсии, Международная мотоциклетная федерация (ФИМ) взорвала настоящую бомбу, усложнив задачу большинству претендентов на титул. В центре скандала оказался мотор «Ямахи»: японского производителя все-таки поймали на использовании неомологированных ФИМ клапанов в первой гонке сезона (да-да, которая прошла 19 июля – помните, в 2020-м был июль?)
Итог: 20 очков штрафа заводской команде, 37 очков – дочерней «Ямахе-СРТ» и еще 50 очков регулятор отобрал у концерна в зачете производителей, в котором «Ямаха» скатилась на третье, пропустив «Дукати» и «Сузуки».
По гонщикам японского производителя наказание формально не ударило: очки не сняты, у Фабио Куартараро не отобрали победу, а Маверик Виньялес сохранил второе место. Но фактически теперь всем им будет сложно отобрать чемпионский титул у Мира – тому достаточно просто докатить сезон, даже без побед.
Что там за проблема с моторами «Ямаха» – они же отказывают весь сезон и вообще не сильно мощные?
Сперва немного о процессе омологации: перед стартом каждого сезона все производители сдают техническому делегату ФИМ чертежи и один опытный образец мотора – после чего модель считается заверенной. С того момента ни один завод не имеет вносить изменения в двигатель без санкции соперников и регулятора, причем любые доработки и смены деталей разрешены исключительно для повышения уровня надежности.
«Ямаха» попыталась обмануть систему: после подачи чертежей и образца на первый Гран-при сезона четыре месяца спустя японцы привезли силовую установку с новыми клапанами. Просто «синие» еще до старта дебютной гонки знали: детали в омологированной версии не позволят раскрутить мотор на полную и выжать из него максимум. Другая версия силовой установки давала надежду на прирост в мощности, а формального нарушения технического регламента даже не было: клапаны соответствовали всем требованиям правил, кроме одного – они не проходили проверку в ФИМ.
Помогли ли новые детали «Ямахе»? И да, и нет: обновленные клапаны действительно дали прибавку в лошадиных силах, но оказались катастрофически ненадежными: у Маверика Виньялеса первый мотор сгорел уже в третьей практике первого Гран-при, у Валентино Росси такой же отказ произошел в гонке. С другой стороны, Фабио Куартараро оформил хет-трик (поул-победа-быстрый круг), а Виньялес на втором моторе приехал вторым – «Ямахе» достался дубль, но двигатели со всех байков пришлось отправлять в Японию на дополнительные проверки.
Они не помогли: на втором Гран-при в практике отказала еще одна силовая установка – на сей раз у Франко Морбиделли. Тогда «Ямаха» решила вернуться к первоначальной омологированной версии – и подлог не заметили, потому что в остальном силовая установка оставалась полностью идентичной (отличались лишь клапаны – их японцы предусмотрительно заказывали у разных производителей).
Однако для исключения опасности новых отказов на старой версии немного уменьшили мощность (примерно на 500 об/мин), снизили планируемый накат в практиках и ограничили расход топлива – для сохранения техники до конца сезона. Просто в MotoGP на 2020-й разрешена смена только 4-х силовых установок без штрафа, и все пилоты «Ямахи» попали в условия, когда у них осталось не больше трех: ведь нелегальную первую версию решили больше не использовать. Особенно пострадал один из главных претендентов на титул Виньялес, у которого забрали сразу два мотора: проехать 10 Гран-при лишь на двух агрегатах с двумя поулами, одной победой и еще одним подиумом – настоящий героизм.
Правда, под конец сезона у Маверика прорезались проблемы с накатом и настройками – ему просто не хватало километража на подгон байка под трек.
«Я в каждой из тренировок совершил всего по несколько кругов, – подтвердил Виньялес по приезду в Валенсию. – И это не позволило мне хорошо настроить мотоцикл, что вылилось в неважную гонку. И теперь я тоже буду долго сидеть в боксах, а искать настройки придется очень-очень быстро».
Почему Маверик просто не возьмет еще один мотор? Тогда по правилам штрафов за перерасход компонентов его ждет старт с пит-лейн и потеря шансов на хорошие очки.
«Ямаха» попыталась решить проблему просьбой в ФИМ на снятие пломб с моторов, откатавших первый Гран-при – японцы хотели починить установки (заменив клапаны) и вернуть их в строй. Но когда конкуренты и регулятор потребовали подробностей планируемых работ (вполне обычное дело), команда внезапно отозвала заявку – чем и породила кучу подозрений. Они и вылились в расследование и штраф – правда, он оказался далеко не таким жестким, как ожидал паддок. Вероятно, японцам смягчили наказание из-за формального соответствия клапана требованиям регламента и самостоятельному прекращению нарушения правил после первого же Гран-при – хоть оно произошло и не по доброй воле.
Титул, скорее всего, выиграет райдер без побед в MotoGP. «Ямаха» сама ему помогла
Оглядываясь назад, падение результатов всех пилотов «Ямахи» выглядит теперь абсолютно закономерным: если в первых двух Гран-при России, Морбиделли и в особенности Куартараро с Виньялесом просто летели по треку, создавая доминирующее впечатление, то уже с третьей гонки их преимущество растаяло. То есть ребята в сине-черном продолжили время от времени побеждать (4 первых места на троих), но стабильно мощных результатов больше не было – соперники оказались совсем рядом.
Фактически команда сама усложнила себе битву за титул: не пустись она в эксперименты с клапанами – теперь не пришлось бы срезать трековое время и сбавлять мощность моторов. Куартараро с Виньялесом смогли бы на равных рубиться с соперниками и не страдать на каждом Гран-при.
Что же будет теперь? В сезоне лидирует Хоан Мир с преимуществом в 14 очков над Фабио и в 19 очков – над Мавериком. Четвертым следует еще один пилот «Ямахи» Морбиделли – он уступает Миру 25 баллов. Далее Андреа Довициозо (28 баллов отставания) и Алекс Ринс (минус 32 очка). За победу на одном Гран-при дают 25 баллов, и всего осталось три этапа – конечно, случиться может что угодно, но все-таки шансы представителей «Ямахи» не выглядят реальными.
К примеру, Куартараро заработал большинство очков (50 из 123) в первых двух Гран-при – без тех побед он бы сейчас в лучшем случае замыкал топ-5. Почти то же самое можно сказать и о Виньялесе.
Мир весь сезон выступал стабильнее: после трех Гран-при с двумя сходами и пятым местом он включился по полной и попал на подиумы в 6 из 8 гонок. Да, он так ни разу и не выиграл, но ни один другой райдер в 2020-м и близко не сравнится с ним по ровности результатов.
Меж тем ситуация «Ямахи» будет только ухудшаться: в данный момент и Куартараро, и Виньялес попали в опасную ситуацию, когда изношенные долгим сезоном моторы могут сломаться. Тогда они потенциально потеряют сразу две гонки: и ту, в которой силовая остановка откажет (если все случится в воскресенье или во время квалификации), и следующую – из-за штрафов). Такой расклад почти стопроцентно сделает Мира чемпионом даже без необходимости побеждать – достаточно будет доезжать до финиша в топ-5.
Если же моторы «Ямахи» дотянут до последнего круга в Португалии, то их мощность явно продолжит падать – а преимущества по очкам уже нет. Поставить старые моторы японцы тоже не смогут – особенно теперь, когда их нелегальность подтверждена ФИМ. Еще недавно они могли бы рискнуть, понадеявшись на сохранение тайны, то теперь «авось» уже не сработает.
Похоже, 23-летнего Мира из Пальмы уже можно поздравлять: он гоняет в MotoGP всего второй сезон, а в прошлом лишь раз приехал в топ-5. Ни одной победы в Moto2, ни одной победы в MotoGP – лишь доминирование в Moto3 (аналог «Формулы-3» для мотоциклов) в 2017-м. Однако он использовал шанс на все сто и уделал более опытного напарника Ринса (3 победы в MotoGP).
Сезон-2020 – по-настоящему сумасшедший.