«Ф-1» составила рейтинг быстрейших в истории с помощью ИИ. Сенна – официально лучший, в топ-10 четыре пилота без титулов
Леклер, Трулли и Ковалайнен – быстрее Феттеля.
Пока «Мерседес» катается в своей лиге, «Формула-1» выкручивается для сохранения зрительского интереса: серия активно пытается извлечь из огромного массива данных что-либо познавательное. Еще перед стартом сезона объявили о подготовке ряда «инсайтов»: обещали показать, какая машина лучше проезжает различные типы поворотов и какой гонщик извлекает из техники максимум. Попытку оцифровать происходящее на треке реализовали в сотрудничестве с Amazon Web Services (AWS), и мы уже подробно разбирали все идеи от «Ф-1» – в том числе намерение выявить быстрейшего пилота всех времен.
На тот момент подробности до публики не добрались, однако ожидался мощный эмоциональный отклик от фанатов: ведь обычно цифры только подстегивали многолетние споры о лучшем. И результаты действительно получились неоднозначными.
В топ-10 вошли Ковалайнен и Трулли, Ферстаппен обошел Алонсо
Список, продвигаемый «Формулой-1» как «рейтинг быстрейших пилотов» всех времен, построили по квалификационному темпу: его оказалось легче анализировать, да и максимальную скорость гонщики показывают именно по субботам. Хотя так было не всегда: к примеру, в середине 2000-х пилоты квалифицировались с полными баками и порой оказывались медленнее, чем в гонке.
Первым стал не Льюис Хэмилтон и не Михаэль Шумахер – официально быстрейшим гонщиком в истории «Ф-1» назвали бразильского «Волшебника» Айртона Сенну.
«Машинное обучение предоставляет много возможностей решать комплексные вопросы, и в данном случае мы надеялись уладить многолетние споры болельщиков с использованием данных», – заявила руководитель проекта со стороны Amazon Прия Поннапалли.
Если цель действительно была такой, то ее реализация провалили: подобный способ лишь провоцирует поклонников «Ф-1» на новые обсуждения – что, впрочем, вовсе не плохо.
Сразу скажем: данные анализировались с 1983 года, так что искать в списке легенд вроде Джеки Стюарта, Джека Брэбэма или Хуана-Мануэля Фанхио бессмысленно. Но даже с учетом данного фактора бросается в глаза доминирование современных пилотов: к примеру, Хэмилтон пересекался на трассе со всеми представителями топ-10, кроме Сенны, а пять гонщиков еще не закончили карьеру в «Ф-1».
В десятку лучших неожиданно прорвались Хейкки Ковалайнен и Ярно Трулли – похоже, машина «Лотуса» 2010 года была поистине ужасающей, если настолько космический состав пилотов не выжал ни одного очка за сезон. Фернандо Алонсо уступил звезде «Ред Булл» Максу Ферстаппену, а четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель – лишь десятый (и ниже нынешнего напарника Шарля Леклера).
Вторая десятка – бодрый микс из пяти действующих гонщиков (с учетом вернувшегося на пару этапов Нико Хюлькенберга) и легенд прошлого. В частности, мы узнали, что Ален Прост медленнее Роберта Кубицы и Джанкарло Физикеллы, а Карлос Сайнс, проигравший квалификационное соперничество Ландо Норрису в прошлом году, быстрее британца и наравне с весьма приличным квалифайером Валттери Боттасом. И да, Мике Хаккинену места не нашлось – как и многим другим чемпионам прошлого вроде Найджела Мэнселла, Нельсона Пике и Жака Вильнева. Кстати, Кими Райкконена тоже нет.
Организаторы затеи уверены в объективности алгоритма, но вопросов слишком много
Думаете, «Ф-1» попросила не воспринимать результаты слишком серьезно? Как бы не так! Главный по данным в серии Роб Смедли прямо заявил об однозначной трактовке списка, а в релизе рейтинг трижды называют «объективным».
«С квалификационной скоростью все очень четко, – утверждает Смедли – бывший инженер «Феррари» (работал с Фелипе Массой) и «Уильямса», – Если говорить о гоночном темпе, есть множество нюансов. В квалификации речь идет об одном круге и двух пилотах на одинаковых машинах. Лучший гонщик показывает лучшее время. Здесь нет двусмысленности, и это те данные, которые мы использовали, нормализировав их по годам.
Модель настолько умная, что способна разобраться со всем остальным лишь с помощью таких данных. Казалось бы, нужна информация о болидах и так далее, но это не так. Мы использовали только времена на круге».
Пилоты сравнивались с напарниками по команде, те со своими – в итоге выстраивалась целая сеть. Если не учитывать все остальные факторы, то присутствие в десятке Трулли и Ковалайнена не удивляет: итальянец обыграл в квалификационном соперничестве таких мощных партнеров, как Дженсон Баттон, Ральф Шумахер и даже Фернандо Алонсо. Единственным, кому уступил Ярно, был как раз Хейкки – и финн в итоге опередил итальянца в рейтинге.
Однако «Формула-1» не ограничилась простым сравнением времен напарников, а использовала целый ряд поправочных коэффициентов: к примеру, учитывался возраст пилота и факт его возвращения после перерыва в несколько лет, а доминирование над партнером по команде в течение длительного времени дополнительно поощрялось. Кроме того, сессии в переменчивых погодных условиях или с поломками и авариями исключали, хотя именно дождевые квалификации считаются одним из главных показателей мастерства пилота.
Увы, авторы идеи не рассказали, как именно определяли поправки, однако есть ощущение, что с их помощью можно сильно перетряхнуть результаты. Простой пример: похоже, в случае Роберта Кубицы влияние сезона-2019, когда поляк всухую проиграл квалификации новичку Джорджу Расселлу, было не просто снижено благодаря многолетнему перерыву, а проигнорировано – он оказался на почетном 18-м месте в списке. А ведь это один из пяти сезонов Роберта в «Ф-1» – 20 процентов карьеры!
А как учитывалось падение темпа с возрастом? Тот же Хэмилтон не стал слабее в квалификациях в 35 лет, а 33-летний Феттель выступает так, словно уже прошел пик формы. Попытка привести всех гонщиков к одному знаменателю не может быть объективной, ведь дополнительные факторы (в отличие от времени на круге) невозможно формализовать на 100 процентов. Возможно, большое количество современных пилотов в списке связано именно с омоложением «Формулы-1», но из-за отсутствия детальных объяснений утверждать что-либо невозможно.
Наконец, неясно, как понимать полученные отрывы. «Ф-1» утверждает, что речь идет о гипотетической квалификационной сессии на одинаковых машинах: в ней Сенна обыграл бы Шумахера на 0,114 секунды, а Нико Росберг всего на две тысячные обошел бы Шарля Леклера. Но за последние годы чемпионат приезжал на десятки автодромов: на «Ред Булл Ринг» гонщики пролетают круг за минуту, а в Спа и Сингапуре требуется на 40-50 секунд больше. Где проводится гипотетическая квалификация? И на каком болиде – «Мерседесе»-2020, «Макларене»-1992 или условной «Марусе»? Все-таки у каждого гонщика разный пилотажный стиль и способности привыкать к неподходящей машине.
Да и отношение к квалификациям у пилотов также сильно отличается: если один пилот оказался ниже другого в рейтинге, это еще не означвает, что у него действительно хуже чистая скорость. Многое зависит от стратегии борьбы на уик-энд – к примеру, Ники Лауда в борьбе с Аленом Простом делал ставку на гоночные настройки, жерствуя квалификационным темпом, а тот же Трулли, напротив, старался выжать максимум в квалификации, но терял позиции по воскресеньям – в том числе из-за болида, заточенного под один быстрый круг.
Логика в идее сравнения всех пилотов через соперничество на одинаковых машинах есть, однако «Формуле-1» не стоило разбрасываться заявлениями о самом объективном на свете рейтинге. Нюансов слишком много для того, чтобы учесть все данные и увидеть реальную картину с помощью машинного обучения – по крайней мере, пока.
Похоже, ответа на главный вопрос автоспорта мы так и не узнаем – зато фанаты получили возможность вспомнить историю и вновь погрузиться в обсуждение вечных тем.
Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; youtube.com/Formula1
И про квалы в 2000-х, когда реально грузились топливом болиды... Может поэтому Монтойи нет? Но Хаккинен же гонял, когда можно было заправлять после квалификаций.. Почему его нет?
И про 10 год с Лотусом тоже...