Маленькая команда «Ф-1» скопировала чемпионскую машину, схватила штраф в $470 тысяч и потеряла очки. Но для нее это – победа
Соперники в шоке и хотят ужесточения наказаний.
В «Формуле-1» завершилось одно из самых резонансных дел 2020-го: разбор протеста «Рено» против болида вчерашнего банкрота и аутсайдера «Рейсинг Пойнт». Розовую команду подозревали в использовании чужих деталей (которые по регламенту она должна была конструировать самостоятельно) – и Международная автомобильная федерация (ФИА) внезапно встала на сторону французов, оштрафовав организацию из Сильверстоуна на 470 тысяч долларов (400 тысяч евро) и отобрав по 7,5 очков с каждой машины из Кубка конструкторов. Также «Рейсинг Пойнт» получил по два предупреждения за этапы в Венгрии и Великобритании.
В глаза сразу бросается относительная мягкость приговора – вместо возможной дисквалификации будущему «Астон Мартин» позволили сохранить больше половины заработанных в этом году очков: Ланс Стролл и Серхио Перес привезли 14 баллов из Штирии, 18 из Венгрии и 2 – из Великобритании. Поражение в разбирательствах обошлось только в 15 очков и потерю лишь одной позиции в Кубке конструкторов – «Рейсинг Пойнт» обогнали недавние соперники по юридическому процессу из «Рено».
Позиции гонщиков в общем зачете не пострадали, да и остаток сезона для организации из Сильверстоуна не превратится в хаос: им не придется спешно переделывать спорные детали или всю машину, поскольку стюарды признали невозможность подобной экспресс-перестройки. В случае новых протестов на использование чужих деталей «Рейсинг Пойнт» ждут только новые предупреждения без весомых последствий – так что сезон-2020 все равно обещает стать самым успешным в истории розовой команды. Все-таки пилоты не просто так хвастаются вторым-третьим по силе болидом пелотона.
Из-за чего был протест?
Если вы вдруг пропустили все веселье последних семи месяцев в «Формуле-1», то «Рейсинг Пойнт» с первого дня тестов попала в центр скандалов и подозрений. А все потому, что болид RP20 оказался невероятно похож на чемпионский «Мерседес» образца 2019 года.
Соперникам пришлось ждать полгода до возможности подать протест, поскольку тесты – не официальные сессии, на них технический регламент (не спортивный!) регламент не действует в полной мере и команды могут испытывать что угодно. Момент настал в середине июля после Гран-при Штирии: «Рено» запустила формальный процесс и дополняла его новыми заявлениями после каждого последующего этапа. Мишенью дела выбрали тормозные воздуховоды из-за смены их статуса в техническом регламенте: до 2020-го команды имели право их свободно продавать и покупать, а теперь обязаны разрабатывать и производить самостоятельно.
ФИА потребовала все данные от обеих команд, а также от «Мерседеса» (для сравнения) – и взялась за изучение. Причем сразу после публикации деталей заявления «Рено» и откровений боссов «Рейсинг Пойнт» казалось, будто протест обречен и французы никогда его не выиграют – позиция «розовых» выглядела мощной и застрахованной со всех сторон. Подробнее аргументации сторон мы разбирали в тексте ниже.
Как же «Рено» победила?
Позиция французов заключалась в одном: тормозные воздуховоды «РП» и «Мерседеса» очень похожи, а все отличия – исключительно эволюционные, исходящие из одной и той же геометрии. Хоть в 2019-м данные детали и не входили в список обязательных для собственного дизайна, в 2020-м уже вошли – и, по мнению «Рено»,«РП» больше не имел права использовать тормозные воздуховоды, похожие на «Мерседес». Выход с ними на старт нарушил спортивный регламент.
«Рейсинг Пойнт» объяснил ситуацию занятиями «реверсивной инженерией» – которая никак не запрещена правилами (именно под ней подразумевается процесс воспроизводства «Мерседеса» по фотографиям). Более того, «розовые» обнаружили в регламенте серую зону: технические директивы никак не регламентируют трансфер деталей, меняющих статус из «доступных к покупке» в «обязательно к самопроизводству» из 2019-го в 2020-й. И ФИА признала эту прореху в правилах
Но это не самое интересное из материалов расследования!
Выяснилось, что «Рейсинг Пойнт» никогда и не скрывал получение от «Мерседеса» CAD-файлов для создания чертежей тормозных воздуховодов. Более того, чемпионы передавали информацию «розовым» 10 раз в соответствии с контрактом – и первый произошел еще в конце 2018-го.
Именно тогда на основе разработки «Мерседеса» «Рейсинг Пойнт» и создал первую версию тормозных воздуховодов еще на болид RP19 для 2019-го. Естественно, две версии детали оказались похожими – но тогда ничье подозрение это не возбудило. Более того, после объявления о смене регламента по части необходимости разрабатывать воздуховоды самостоятельно «розовые» обратились в ФИА с запросом «надо ли им начинать процесс НИОКР заново». Технические делегаты, приняв во внимание вышеописанную лазейку, разрешили «Рейсинг Пойнт» перенести деталь и на болид 2020-го под надзором регулятора.
По задним тормозным воздуховодам вышла другая история: информацию по ним «розовые» получили от «Мерседеса» примерно тогда же (в конце 2018-го) и даже изготовили собственную версию – но решили ее не использовать и разработать собственный дизайн. Скорее всего, здесь сыграла роль разная философия болидов: RP19 использовал концепцию с высоким дорожным просветом, другую высоту подвески и аэродинамический обвес.
Когда же к концу 2019-го «Рейсинг Пойнт» решил полностью повторить болид W10, то со склада достали и произведенные тормозные воздуховоды. И здесь уже ФИА обратила внимание на нарушение интерпретации правил в исполнении «розовых»: в последней четверти прошлого сезона такие действия еще формально не были нелегальными, но поскольку манипуляции производились с машиной 2020-го (когда в силу вступал новый регламент), «Рейсинг Пойнт» обязан был учитывать изменения. Именно поэтому ФИА в итоге признала использование задних воздуховодов нарушением – поскольку в соответствии с французским правом контроль за соблюдением регламента возлагается на команду из Сильверстоуна, и нет никакой разницы, в какой из сезонов производилась машина для 2020-го.
Вместе с тем ФИА признала, что не позволила бы установить задние тормозные воздуховоды на RP20 в отличии от передних – поскольку те команда уже «заиграла» на болиде, их нельзя было не признать неотъемлемой частью конструкции «Рейсинг Пойнт».
Также ФИА признала и полную абсолютную законность получения всех данных от «Мерседеса» – даже получение информации о важных узлах от 6 января 2020-го. Стюарды не стали признавать это нарушением регламента, поскольку полученные «Рейсинг Пойнт» в тот момент детали и информация никак в последствии не использовались.
Еще одним занятным моментом в вердикте стало признание со стороны ФИА неизбежности поворота «Рейсинг Пойнт» к развитию деталей «а-ля «Мерседес» – простыми словами, «розовые» в любом случае в итоге пришли бы к разработке именно таких воздуховодов, просто чуть позже.
Более того, расследование доказало: команда из Сильверстоуна не пыталась умышленно обойти или хакнуть регламент, всеобъемлюще сотрудничала со следствием и вообще поднимала этот вопрос задолго до претензий со стороны «Рено».
Фактически это победа «Рейсинг Пойнт»
Судя по всему, «Рейсинг Пойнт» наказали именно за недостаток коммуникации еще по и задним тормозным воздуховодам – в остальном же все действия «розовых» уложились в рамки регламента. Соперникам даже не стоит ждать новых штрафов: стюарды решили, что 15 очков и 470 тысяч долларов суммарно хватит на соревнования с данной машиной на всех этапах вплоть до конца 2020-го. Теперь любым несогласным и желающим снять «розовых» с чемпионата надо будет искать новый повод подкопаться к RP20.
По сути, теперь мы знаем стоимость не совсем легального ускорения развития сложных деталей в «Формуле-1» – практически любая команда с радостью бы столько заплатила за шансы на подиумы.
Но в то же время расследование так и не ответило на главный (но неявный) вопрос «Рено» и пелотона: насколько разрешено копирование по фотографиям? ФИА сконцентрировалась именно на заявленном предмете протеста и как бы проигнорировала большую картину ситуации.
Формально регулятор автоспорта никак не возразил против реверсивной инженерии на основе снимков чужих машин – да и вообще, «Рейсинг Пойнт» погорел именно на обновлении «списка деталей, обязательных для самостоятельной разработки». Если бы он случился годом ранее, то дело бы и вовсе развалилось еще на стадии подачи протеста (а еще более вероятно, что и подавать протест никто не стал бы).
Тем не менее, ФИА все-таки решила отреагировать на вопрос точного копирования болидов – кажется, нас ждут изменения в регламенте уже в следующем сезоне.
«Мы планируем в кратчайшие сроки внести поправки в спортивный регламент на 2021 год, – заявил технический директор регулятора Николас Томбазис. – Поправки не позволят командам с помощью фотографий копировать значительные части болидов других команд, как это сделали в «Рейсинг Пойнт».
ФИА по-прежнему будет разрешать копировать конкретные компоненты в отдельных областях, но мы не хотим, чтобы команды фундаментальным образом копировали машины соперников. В ближайшие недели мы выпустим соответствующие директивы и внесем изменения в положения регламента. Мы хотим ясно дать понять командам, что им не стоит действовать подобным образом».
Тем самым федерация фактически довела победу «Рейсинг Пойнт» до абсолютной: «розовые» сохранят машину и подиумные амбиции и останутся единственной в своем роде командой – другие просто не смогут последовать по их пути. А ведь болиды в 2021-м останутся практически неизменными по сравнению с 2020-м – так что вряд ли кто-то из середняков сможет бросить вызов организации из Сильверстоуна. Для них решение ФИА равносильно триумфу.
Именно поэтому апелляцию собирается подавать совсем не проигравшая сторона, а «Рено».
«Мы должны соблюдать баланс и учитывать интересы «Формулы-1». Разумеется, мы обсуждаем, оспаривать ли санкции, а не само решение», – подтвердил шеф французов Сириль Абитебуль.
Запасаемся попкорном – в ближайшие недели станет еще интереснее.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Mark Thompson, Bryn Lennon, Charles Coates, Clive Mason
Вроде можно, но наказали.
Но если наказали, то нельзя использовать деталь, но деталь использовать можно.
Так её легально разработали или нет???
так же и в наказании во время гонок. то Квяту дадут проезд по пит-лейн, то в аналогичной ситуации накажут другого гонщика.
с другой стороны сколько всего можно обсуждать.
Стоит ли радоваться победе Рейсинг Пойнт? Стоит ли радоваться победе копипастеров над конструкторами? Я этого делать не стану - такие решения убивают ДНК формулы 1.. Тогда уж лучше создать честную моноформулу и предоставить всем одинаковые машины..
А так, конечно ф1 этим решением закапывает себя глубже и глубже. Смотреть на то, как одна команда с гипер высокой преференцией в ФИА и грязной "игрой"(и они ещё считают, что это норма), все время побеждает, уже просто нет сил и не интересно
Подобные лазейки в регламенте сохраняются. Они позволяют ФИА сохранять свою административную ценность.