Cтартует «более зрелищная версия «Ф-1». В ней трое русских зарубятся за победу с Шумахером, юниорами «Феррари» и «Рено»
Рассказываем, за кем следить в «Ф-2» и «Ф-3».
Природа наконец-то очистилась настолько, что на экраны возвращается «Формула-1». И не в одиночестве: «Формула-2» и «Формула-3» полностью повторят расписание главного чемпионата и проведут насыщенные два месяца с восемью этапами и 16 гонками на каждую серию.
Следить за звездами будущего станет чуть легче: «Матч ТВ» анонсировал трансляции заездов (первые заезды – уже в ближайшую субботу на «Матч! Арене»).
Расписание трансляций гонок «Ф-1», «Ф-2» и «Ф-3» в Австрии
За межсезонье в молодежных сериях причудливым образом изменился расклад сил. В 2019-м источником экшена и огненной борьбы была «Ф-3»: петербуржец Роберт Шварцман сразился за титул с партнерами по «Према» Маркусом Армстронгом и Джеханом Дарувалой, а также ярким юниором «Ред Булл» Юри Випсом.
В «Формуле-2», напротив, главную роль сыграли проверенные бойцы с многолетним опытом в серии, почти потерявшие реальные шансы на попадание в главный гоночный чемпионат мира. В итоге готовым материалом для «Ф-1» ожидаемо оказался лишь Николя Латифи – но только для худшей команды чемпионата и с поддержкой отца-миллиардера (а также спонсора моего утра – кофе Lavazza). И это после сезона-2018 с Джорджем Расселлом, Ландо Норрисом и Алексом Албоном!
Сейчас ситуация выглядит наоборот: семь юных парней, устроивших шоу в «Ф-3», перешли в «Ф-2» и сразятся не только за титул, но и за вполне реальные шансы попасть в «Альфа Ромео» и «Рено», а ветераны постараются испортить им жизнь и завоевать свой кусочек славы.
«Трешка» потеряла в чистом количестве таланта и на старте сезона выглядит не так привлекательно, как в прошлом году. Но все же движение лучших вверх по гоночным категориям является логичным процессом. В «Ф-3» редко приходят звездами – там ими становятся.
Пилоты «Ф-1» недалекого будущего – уже в «Ф-2»
Перед сезоном-2020 главная автогоночная серия претерпела лишь косметические изменения, однако в 2021-м «Ф-1» будет совсем иной, и речь не только о переходе Карлоса Сайнса в «Феррари».
В 2021-2022 годах в «Формуле-1» должен появиться целый ряд вакансий: неясно, продолжит ли гоняться Себастьян Феттель, карьера Кими Райкконена подходит к концу, выступления Антонио Джовинацци, Ромена Грожана и Кевина Магнуссена не внушают боссам команд оптимизма, а «Рено» еще не объявила о том, кто заменит Даниэля Риккардо в 2021-м.
Главными кандидатами на позиции ушедших гонщиков могут оказаться именно нынешние пилоты «Ф-2». Реальных конкурентов у них немного: пожалуй, лишь Нико Хюлькенберг и Фернандо Алонсо, причем есть сомнения, что двукратный чемпион мира найдет кокпит, соответствующий его статусу.
Смена уже на подходе.
«Феррари» в «Формуле-2»: Шварцман против Шумахера
«Ф-2» – это более захватывающая версия «Ф-1», – объясняет новичок чемпионата Армстронг, – Никогда не знаешь, кто победит. Честно говоря, выиграть может каждый».
Преувеличение? На самом деле нет. В 2020 году поклонники главной серии обрадуются борьбе Льюиса Хэмилтона с Максом Ферстаппеном (и, возможно, Валттери Боттасом) за титул и очень удивятся, если в дело вмешаются другие пилоты. А в «Ф-2» сейчас предсказать чемпиона нереально – можно только обрисовать огромный круг претендентов.
Главная вывеска чемпионата – борьба пяти представителей системы «Феррари». Чемпион «Формулы-3» Роберт Шварцман – главная надежда российских болельщиков: петербуржец на классе выиграл «Ф-3», продемонстрировав отличные обгонные навыки и способность быстро делать выводы из ошибок, которых, впрочем, случилось очень немного.
Надеемся, что у парня хватит сил справиться с личной трагедией – смертью отца, поддерживавшего Роберта на протяжении всей карьеры – и продемонстрировать талант и в более мощной категории.
«Я нахожусь на нынешнем уровне благодаря папе, – отмечает Шварцман, – Я не могу ему отплатить, могу лишь осуществить его мечту – попасть в «Формулу-1» и, дай бог, добиться успеха. Все, что я сделал в своей жизни – благодаря ему».
Скорость, вдумчивая работа с инженерами, спокойные и расчетливые действия на трассе – все составляющие для становления большого гонщика имеются.
Однако в арсенале «Феррари» присутствует и другой король «Ф-3» – в новой заставке фамилии на его комбинезоне уделили чуть ли не больше времени, чем любому другому представителю серии.
Мик Шумахер – сын семикратного чемпиона мира и главная надежда на возвращение легендарного имени на вершину автоспорта (сын Ральфа Шумахера Дэвид выступит в «Ф-3», но пока далек от попадания в «Ф-1»). Собственно, пока что фамилия и является главным активом Мика: дебют в «Ф-2» в 2019-м получился гораздо хуже, чем ожидалось. Также немец не является лидером по части таланта: в пелотоне на самом деле полно не менее одаренных ребят. Шумахер-младший уже протестировал болиды и «Альфа Ромео», и «Феррари» – разумеется, маркетинговая отдача от его повышения будет колоссальной, так что в Скудерии точно не пожалели из-за данной немцу возможности освоиться в машинах «Ф-1».
С другой стороны, Мик действительно может прибавить на второй год – в точности как в европейской «Формуле-3», где он взял титул в 2018-м после 12-го места сезоном ранее. Или как в итальянской «Ф-4», где Шумахер тоже зарубился за победу в общем зачете со второго сезона.
Еще один представитель системы итальянской команды – вице-чемпион «Ф-3» Армстронг. Новичок одной из сильнейших молодежных организаций «АРТ» – амбициозный юноша:
«Могу сказать, кто будет успешным в этом году: Джехан Дарувала, Роберт Шварцман, Мик Шумахер, Каллум Айлотт, Чжоу Гуаньюй, Кристиан Лундгор. И я».
Айлотт вместе с Джулиано Алези (сыном бывшего пилота Скудерии) дополняют представительство итальянской команды в «Ф-2». 2019 год сложился для них не слишком удачно: Алези-старшему даже пришлось продать великий суперкар «Феррари» F40 для того, чтобы обеспечить участие сына в чемпионате.
Чжоу и Лундгор как замена Риккардо; Эйткен и Тиктум – новые имена «Уильямса»
«Рено» запустила молодежную программу несколько лет назад, смело анонсировав собственного воспитанника в главной команде уже в 2021-м.
Справляются французы неплохо: под их крылом выступал перспективный Джек Эйткен, а в прошлом году здорово заявили о себе Чжоу Гуаньюй (в «Ф-2») и Кристиан Лундгор (в «Ф-3»). Но главную звезду «Рено» потеряла: чемпион GP3 Антуан Юбер классно дебютировал в «Формуле-2» с двух побед – но трагически погиб в страшном столкновении в Спа.
Чжоу (потенциально первый китайский гонщик в «Ф-1») получил награду как лучший новичок сезона (трофей назвали в честь Юбера), но заработать повышение уже в 2021-м будет сложно: ему, как и дебютанту Лундгору, необходимо добрать баллы для суперлицензии, а значит, финишировать в топ-4. С таким уровнем конкуренции это будет проблематично. Оба гонщика стали напарниками «ферраристов»: Чжоу выступит за «Виртуози» с Айлоттом, а Лундгор померяется силами с Армстронгом в «АРТ».
А Эйткен, похоже, не верит в то, что французы готовы ставить на молодежь – британо-корейский гонщик перешел в новосозданную систему «Уильямса», заявив, что видит в новой команде больше перспектив для роста. Звучит логично: всерьез воспринимать любые утверждения Сириля Абитебуля сложно, а худшая команда «Ф-1» действительно может повысить харизматичного парня в случае ухода Расселла в «Мерседес».
«Уильямс» серьезно взялся за молодежь: в Академии теперь числится и новый пилот «ДАМС» Дэн Тиктум – неоднозначный персонаж, которому прочили место в «Торо Россо». После неудачной попытки добрать необходимые для суперлицензии баллы в «Супер-Формуле» и расставания с системой «Ред Булл» британец попытается воскресить карьеру через «Ф-2».
И это еще не все: очередной канадский миллиардер Сильван Адамс продвигает Роя Ниссани и заявляет о намерениях выиграть с ним титул в «Ф-1» (представляете – на «Уильямсе»!), хотя предыдущий заход израильтянина в «Ф-2» принес ему лишь одно очко за сезон. Как Адамс представляет себе получение суперлицензии Ниссани еще и после года простоя – загадка.
«Ред Булл» вернулся в чемпионат спустя четыре года: программу представят Джехан Дарувала и Юки Цунода – оба перешли из «Ф-3» и станут напарниками в «Карлине». Гонщики не так часто пересекались на трассе: Дарувала претендовал на титул и проиграл одно очко Армстронгу из-за технических проблем в последней гонке, а Цунода стал лишь девятым. Но наблюдать за протеже «Хонды» будет даже интереснее: японец провел прошлый год в слабом «Йенсере» и заработал для команды три подиума (в том числе одну победу), хотя его напарники набрали за сезон ровно ноль очков. Впечатляет!
Кроме этого, повышение в «Ф-2» заработали бывшие пилоты «трешки» Педро Пике и Фелипе Другович (5-е и 16-е место в сезоне-2019, соответственно).
Маркелов, Гьотто и Мацусита постараются помешать юниорам
Артем Маркелов стал настоящим любимцем болельщиков за взрывные моменты на трассе и мастерские обгоны.
Российский пилот доходил в «Ф-2» до вице-чемпионства (проигранного в 2017-м Шарлю Леклеру) и давно выступает на стабильно высоком уровне. Но с попаданием на вершину автоспорта и командировкой в японскую «Супер-Формулу» не сложилось: Артем снова проведет в «Ф-2» полноценный сезон – тоже в ранге претендента на титул, ведь на его стороне гоночный класс и огромный опыт.
Не первый год выступают в «Ф-2» Лука Гьотто (третье место в сезоне-2019) и Нобухару Мацусита (шестая позиция). Маркелова и компанию можно откровенно назвать переростками: Артему и Луке по 25, Нобухару в этом году стукнет 27. Чуть младше – резервист «Хааса» Луи Делетраз (23 года), однако сезон-2020 станет для швейцарца четвертым в «Ф-2» (и пятым, если учитывать пару гонок в 2016-м в GP2).
Увы, «Формуле-1» редко нужны классные, но засидевшиеся в молодежных сериях гонщики: по карьерной лестнице нужно подниматься стремительно, как Леклер, Расселл или Норрис. Случай Ника де Вриса подтверждает тенденцию: прошлогодний чемпион нашел лишь место в «Формуле E».
Третьего россиянина в пелотоне Никиту Мазепина не назовешь ветераном, но и отнести его к категории молодых дарований сложно. После вице-чемпионства в GP3 в 2018-м Никита провалился в «Ф-2» и остался бы без места в чемпионате, если бы не хитрый трансфер гда его отца Дмитрия – владельца «Уралхима». Мазепин-старший расширил команду «Хайтек» (выступавшую в «Ф-3») еще и на «Ф-2» – разумеется, с сыном в составе.
«Формула-3»: одна из лучших гонщиц мира против Лоусона и Версхора
Из топ-10 пилотов прошлого года в «Ф-3» остались лишь двое: 26-летний Джейк Хьюз и Макс Фьютрелл, так что нынешний состав серии пока не может впечатлить гоночными достижениями. В одной весовой категории с британцами находился и 18-летний Лиам Лоусон, финишировавшией 11-м. Пожалуй, Лоусон на данный момент является наиболее интересным пилотом «Ф-3»: новозеландец с поддержкой от «Ред Булл» уже успел отметиться победой в Toyota Racing Series (новозеландский аналог «Ф-3») и считается одним из самых перспективных пилотов своего возраста.
Мы отмечали талант Лоусона еще в начале 2019-го!
За «МП-Моторспорт» выступит Рихард Версхор – действующий победитель главной молодежной гонки мира Гран-при Макао. Он совсем немного проиграл Лоусону в прошлом сезоне «Ф-3» (13-е место) и Шварцману в Toyota Racing Series в 2018-м (вице-чемпионство и 911 очков против 916 у Роберта).
Последить стоит и за Дэвидом Шумахером, Игором Фрагой (пришелец из виртуальных гонок, побивший Лоусона в TRS-2020), Софией Флерш, и, конечно, за гонщиком программы «СМП Рейсинг» Александром Смоляром – пятым представителем России в гонках формата Гран-при («Ф-1», «Ф-2» и «Ф-3») в этом году.
Составы всех команд «Формулы-2» и «Формулы-3» на сезон-2020
Формат и перемены регламента: «Ф-2» опробует новые шины на два года раньше «Ф-1»
Пару слов о формате уик-энда для тех, кто не так пристально следил за младшими категориями (сейчас самое время начать!).
В рамках этапа проводят два заезда – в субботу и в воскресенье. Решетка первой гонки формируется в квалификации, а стартовый порядок во второй – по результатам предыдущего заезда. В воскресенье действует правило частичной обратной решетки: лучший пилот первой гонки стартует с восьмого места, второй – с седьмого и так далее, а гонщики за пределами топ-8 начинают второй заезд в том же порядке, в котором финишировали накануне.
Главный день для «Ф-2» и «Ф-3» – суббота, когда гонщики получают очки по системе «Формулы-1» (от 25 за победу до одного – за 10-е место). Воскресный (спринтерский и более короткий) заезд проходит без обязательного пит-стопа и приносит победителю 15 баллов. Еще четыре очка получает быстрейший пилот квалификации, а за лучший круг в каждой гонке можно заработать по два балла.
Введение революционного регламента «Ф-1» отложили до 2022 года, однако «Ф-2» адаптирует одну из особенностей машин нового поколения уже сейчас: речь о 18-дюймовых колесных дисках. Перемена приведет к увеличению массы болидов на 30 килограммов, но должна положительно сказаться на работе с резиной.
«Деградация шин должна быть чуть меньше, а держак на определенных участках – немного лучше», – считает Айлотт.
Серия успела провести тесты до пандемии, так что зрители еще весной убедились: более тяжелые болиды разгонялись даже лучше, чем прошлогодние (до 295 км/ч). Дело в модификациях шасси и увеличении мощности на 20 лошадиных сил.
А новый облик машин получился вполне стильным.
Следим за новыми болидами и новыми талантами – уже с 4 июля!
Какие права нужны, чтобы ездить на болиде «Формулы-1»?
Фото: globallookpress.com/James Gasperotti/ZUMAPRESS.com, Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com, HOCH ZWEI, via www.imago-images./www.imago-images.de; youtube.com/Perma Racing; twitter.com/JaitkenRacer
Очень сложно что-то предсказывать. Я бы назвал Чжоу и Айлотта главными фаворитами - они выступают в сильнейшей (или как минимум стабильно показывающей высокие результаты) команде, и уже "второгодки", в отличие от ребят, перешедших из Ф-3.
На предсезонных тестах внезапно быстро поехал "Хароуз", середняк Делетраз вдруг всех раскатал, поэтому от него можно ожидать сюрпризов.
В следующую группу я бы включил Шварцмана, Шумахера, Дарувалу, Цуноду и Армстронга. "Према" должна наконец вернуться на высокий уровень, "АРТ" и "Карлин" не должны вдруг с него упасть.
Всем этим товарищам будут активно мешать ветераны - Маркелов, Эйткен, Гьотто и Мацушита. Может, даже пару побед на четверых выгрызут, но сомневаюсь, что больше.
Тёмные лошадки - Лундгор, Тиктум, Алези и Мазепин. Лундгору рановато в Ф-2, он всего сезон откатал в Ф-3 и опыта у него маловато, надо было оставаться и спокойно побеждать в младшей серии. Тиктум в сильной команде, но пока что он показывал хорошие результаты только когда у него были деньги - как у отца начались финансовые проблемы, так он ехать перестал. Человек-загадка, короче. Потенциал Алези существенно выше его результатов, но в прошлом году он и на безнадёжном "Трайденте" под конец сезона стал очки набирать, что даёт повод для оптимизма. К тому же с опытнейшим Маркеловым в команде. Жду серьёзного прогресса. Ну и Мазепин - получится ли построить для него самовозку?
За звание "Рагунатан года" поборются всем известный Ниссани и качок Самайя, бицепс которого, наверное, в два раза больше, чем у среднестатистического гонщика.
Остальные пилоты интереса не вызывают.
Я думал он от стыда вообще закончил карьеру, а тут пишут фаворит.
Из очень быстрых и талантливых гонщиков я бы отметил Кристиана Лунгарда, но собирать очки в таблицу - это пока не про него. По-моему его слишком быстро ведут наверх.
Вообще всегда болею конечно за #топимзаиру , но так как Ира тут не едет, в данном чемпионате буду за Роберта. У него не простой напарник с фамилией, но верю в Роберта и его успех.
Еще бы советовал обратить внимание на китайца. Достаточно быстрый, опытный, умеющий собирать очки, выступающий за сильную команду и очень востребованный из-за своей национальности, бездонного китайского рынка и аудитории большими начальниками автоспорта и рекламодателями.
С учетом прошлых проблем с психологической устойчивостью если у него сразу не пойдет - то он скорее будет лулзы поставлять, чем победы.