4 мин.

Какова цена болида «Формулы-1»? Его можно где-то купить? Сколько стоит производство?

Вы в новом блоге «Окей гугл: «Формула-1», где каждый новый пост будет ответом на популярный запрос о главном гоночном чемпионате в поисковиках. Поможем тем, кто хочет больше знать о быстрейших гонках на планете – или просто расширяет кругозор. Начинаем с вопроса, волнующего каждого болельщика (или просто любителя машин) – можно ли достать болид «Формулы-1», сколько он может стоить и сколько вообще денег уходит на его разработку?

Прежде всего нужно понять: возможно ли где-то купить болид «Формулы-1» – не обязательно самый последний?

Да, это возможно: машины прошлых лет регулярно выставляются на всевозможных аукционах в попытках отбить деньги на их разработку или ради благотворительности. К примеру, «Тойота» недавно пожертвовала один из последних своих болидов TF109-01 – тестовую версию из 2009-го – для благотворительного аукциона ФИА. За последние десять лет эту машину использовали в качестве тестовой для шин «Пирелли», на ней стоят и мотор, и коробка передач. Обычно такие лоты уходят за суммы в районе 250 тысяч евро.

Однако машины с большим историческим бэкграундом стоят намного дороже: к примеру, на аукционе, приуроченном к Гран-при Абу-Даби, подиумный «Бенеттон» Шумахера образца 1992 года ушел за 1,1 миллиона евро.

А чемпионская «Феррари» Михаэля 2002-го – вообще за 6,7 миллиона!

Но и это не предел: уникальный болид «Мерседеса» W196 образца 1954 года, на котором пятикратный чемпион Фанхио выиграл 4 Гран-при, продали в 2013-м за 32,5 миллиона долларов – это №4 в списке самых дорогих машин в истории.

Естественно, существуют и менее карманоопустошительные варианты – к примеру, болид «Евробрун» ER188 1988-го можно хоть сейчас купить за 100 тысяч евро. Правда, вряд ли вы когда-либо слышали о такой команде – похвастаться перед друзьями не выйдет.

И имейте в виду: ездить на них будет нельзя. Разве что на специальных трековых днях (или ретро-Гран-при) по предварительной договоренности с треками, механиками и обслуживающей компанией – и за удовольствие придется выложить несколько десятков тысяч евро.

Правда, существует и болид «Формулы-1», адаптированный под обычные дороги – создан на основе так никогда и не стартовавшей в Гран-при Лолы» T97/30 1997 года. Стоит те же 100 тысяч евро.

Полные характеристики и история разработки – здесь

Если вас удивили аукционные цены, то знайте: вообще-то они и близко не окупают затраты при строительстве болида. Общая стоимость одних только материалов и софта одно современной машины (с учетом полного бака) – 15 миллионов долларов!

Полная разбивка стоимости деталей болида «Формулы-1»: корпус – 3,26 млн, двигатель – 2,77 млн, электроника – 4 млн

Однако в эту сумму укладывается только себестоимость материалов и производства деталей – сделать собственный болид с таким бюджетом не удастся. Полный цикл разработки машины лишь для одного сезона потребует в десять раз больше денег: недавно команды договорились ограничить потолок расходов на всю команду суммой в 145 миллионов долларов. Правда, минимально возможная сумма все-таки меньше: эксперт и бывший технический директор «Джордана», «Стюарта» и «Ягуара» Гэри Андерсон в колонке для The Race подсчитал минимальный требуемый бюджет для создания современного болида с нуля – это 97 миллионов долларов. Они уйдут на найм инженерной команды размером примерно в 700 человек, сборку и производство деталей.

Понравилась «Формула-1»? Подписывайся на наши соцсети – там важнейшие и интереснейшие истории из мира самого быстрого спорта на планете. Трансферы, техническая аналитика, экономика команд, лучшие цитаты пилотов – только ценная информация!

Facebook | ВК | Twitter | Telegram | Instagram

Революцию рулей в «Ф-1» запустила первая «Феррари» Шумахера. Из примитивных «баранок» – в суперкомпьютеры

Видели серию Top Gear эпохи Кларксона с тестом болида «Ф-1»? Профессиональный пилот ее разнес: нашел 7 переборов с драмой ради шоу

Фото: sothebys.com