«Никогда не знаешь, что произойдет». Оливье Панис о победе на Гран-при Монако 1996 года
До 1996 года ни один гонщик не выигрывал престижный Гран-при Монако, стартуя ниже восьмого места. Французская команда «Лижье» не побеждала в течение 15 лет, а Оливье Панис вообще никогда. Но на одном из самых экстраординарных Гран-при история была переписана.
Каждый гонщик хочет выиграть Гран-при Монако. Если они так не говорят вам, то они просто вас обманывают. Достичь успеха очень тяжело, если стартовать с 14-го места из 22-х возможных. В лучшем случае можно было рассчитывать на лидерство среди середняков.
«Я сказал своей жене, что попаду сегодня на подиум», - говорит француз. – «Она сказала: “Да, да. Ты просто сумасшедший, потому твоя стартовая позиция – это 14-е место на трассе, где невозможно обгонять”».
«На что я ответил: “Да, но идет дождь, и никогда не знаешь, что произойдет! Я верил в это. Я просто убедил себя, что это возможно”».
Проливной дождь все же не создавал впечатления, что Панис за рулем «Лижье» будет претендовать на подиум, не говоря уже о победе в гонке. Даже, когда Панис оказался быстрее всех на разминке перед гонкой. Фаворитами этапа были Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл, стартующие с первого ряда стартового поля.
«Когда я стал быстрейшим на разминке, то люди подумали, что в машине мало топлива», - говорит Панис.
«Даже Флавио [Бриаторе, который приобрел команду и подписал Паниса] пришел к нам. “Сколько килограммов весила твоя машина?”. Мы ему ответили». На что тот сказал: “Невероятно! У вас достаточно топлива для хорошей стратегии”.
«Мы знали, что у нас есть темп. Когда вы стартуете 14-м в Монако, то может произойти все что угодно».
«В субботу в квалификации у нас были проблемы с электроникой, иначе мы могли бы стартовать в первой пятерке. Мой гоночный инженер начал плакать, потому что он знал, что мы были быстры. Ему показалось, что шанс потерян. Я сказал: “Не беспокойся, мужик, гонка завтра, ты никогда не знаешь, что может случиться”».
Главная задача состояла в том, чтобы в подходящий момент перейти на слики. Лидер гонки Хилл сделал это первым, когда же стала очевидным правильность его решения, то в боксы поехал Панис. Благодаря этому ему удалось перейти на четвертое место.
«Мы были конкурентоспособны», - говорит он. - «Я чувствовал это. Машина была потрясающей».
Впереди шел Эдди Ирвайн на «Феррари».
«Мы знали, что будем участвовать в гонках. Иногда борьба заходит слишком далеко. Мы с Эдди очень уважаем друг друга. Он знал, что я делал это не с целью, чтобы задеть его. Просто мне нужно было его обогнать. Не было никаких проблем».
Француз перешел на третью позицию. Впереди на «Бенеттоне» ехал Жан Алези. Лидером по-прежнему был Хилл на «Уильямсе». Алези был вынужден сойти из-за проблем с подвеской. У Хилла сломался двигатель. Благодаря этому Панис вышел в лидеры гонки. «Я мог видеть свою машину на экранах телевизоров, когда проезжал мимо», - говорит он.
«И я видел, как много у меня было поддержки. В голове у меня крутилась только одна мысль – главное не разбить машину. Были моменты, когда все могло закончиться. Но мне все-таки удалось».
Даже на первой позиции ему было непросто. За 10 кругов до финиша ему сообщили, что у него недостаточно топлива, чтобы закончить гонку.
«Все мои инженеры, говорящие на разных языках, сообщали мне по радио, что мне нужно залить топлива». Но Панис отказался. Он знал, что, если он это сделает, гонка будет проиграна. Поэтому он попросил своего инженера о помощи.
«Я сказал: “Слушай, просто скажи мне время, которое мне нужно делать на каждом круге, чтобы закончить гонку с топливом, которое у меня осталось”. На каждом круге я экономил много топлива. Я не использовал шестую передачу. Я не нажимал на педаль при каждом подъеме».
«Я знаю, что Дэвид Култхард преследовал меня, но, когда он приблизился, я прибавил, чтобы показать ему, что он никак не сможете пройти меня».
«Я сказал Флавио и парням: “Если я совершу ошибку, не заехав на пит-стоп, то возьму на себя ответственность и скажу, что я идиот. Но если мы сделаем это, мы проиграем. Мы должны попытаться выиграть”».
«Мой инженер согласился. Он пояснил мне то, что необходимо будет делать на каждом круге. Вокруг мигали огни. Я сказал: “Нет, не подведи меня сейчас!”. Я не испытывал давления. Я верил в своего инженера и верил, что смогу это сделать».
«Я остановил машину перед подиумом, потому что дальше она уже не могла ехать из-за нехватки топлива. Когда это твой день, это твой день».
Эта победа была первой и единственной в карьере Паниса в «Формуле-1». Она была особенной, учитывая победу француза за французскую команду в Монако. С тех пор ни один француз не побеждал в «Формуле-1».
«Если не считать рождение моих детей, то этот день был лучшим в жизни», - говорит Панис. – «Это была награда за все усилия моей команды, спонсоров, меня и моей семьи. Она имела для меня большое значение. Меня стали уважать в паддоке. Я был победителем Гран-при – это особенно».
По традиции победитель гонки и его жена приглашаются на ужин с королевской семьей. В тот вечер Оливье и его жену Энн принимал князь Ренье. Для встречи необходима подходящая одежда, но у Паниса были только футболка и джинсы. «Князь нашел мне магазин и открыл его, чтобы я мог купить костюм», - говорит Панис. – «Это было забавно».
Ренье принимал гостей вместе с принцессой Стефани. «Это была невероятная ночь», - говорит он. – «Для меня и Энн побывать там было чем-то невероятным. В тот момент нам было наплевать на все остальное. Мы просто наслаждались этим, потому что не верили, что это правда».
«Мы не смогли повеселиться после ужина, потому что все отправлялись в Барселону, где во вторник должны были состояться тесты», - говорит Панис. – «Поэтому мы устроили большую вечеринку в Маньи-Куре перед гонкой. Мы всегда ходили в пиццерию перед гонкой. Это была большая ночь, грязная ночь. У меня очень хорошие воспоминания».
Когда болид остановился перед подиумом, мало кто знал, что это будет последний раз, когда он будет на ходу. «Мюген-Хонда отправила машину с моим комбинезоном, шлемом и перчатками самолетом в Японию. Затем они восстановили его и выставили на обозрение».
«У меня была новая машина для следующей гонки. Впрочем, я видел его еще раз три года назад, когда мы собирались на большую вечеринку в честь 20-летия этой победы».
«Это была совершенно сумасшедшая гонка, которую я никогда, никогда не забуду».