В «Феррари» новый лидер, у «Макларена» грандиозный прорыв, а Квят проиграл Гасли. «Ф-1» в противостояниях напарников
Итоги командных дуэлей.
Перед Гран-при Австралии мы поделились своими мыслями о том, как сложится борьба партнеров по команде в командах «Формулы-1». Спустя девять месяцев «Лучшее шасси пелотона» подводит итоги сражений в 2019 году и заглядывает в недалекое будущее.
Феттелю и Квяту нужно подтверждать лидерство. Противостояния в других командах тоже захватывающие
«Уильямс». Джордж Расселл – Роберт Кубица
Ожидание: Шансы на победу: 85/15%
Реальность: 0-1 (очки), 21-0 (квалификации)
Счастливой сказки с возвращением Роберта Кубицы в большие гонки не случилось. Сезон для поляка мог сложиться хуже лишь в одном случае – если бы не произошел дикий Гран-при Германии с семью сходами и штрафом «Альфа Ромео». Кубица стал тем, кто избавил некогда легендарную команду от позорного нуля в графе «очки». Практического смысла в этом мало, коллективу остается надеяться, что «достижение» придаст хотя бы психологический импульс на следующий сезон. Роберт всухую проиграл квалификации молодому напарнику, но адекватно оценить уровень Джорджа Расселла невозможно из-за ужасного болида, а заверения босса «Мерседеса» Тото Вольффа о том, что он хочет видеть новичка «Ф-1» в своей команде, не помогли тому набрать хотя бы один балл в прошедшем чемпионате.
Кубица завершает карьеру в «Ф-1», а у Расселла все только впереди. Джорджа называют «новым Хэмилтоном», но позволит ли ему болид-2020 продемонстрировать свои навыки – большой вопрос.
«Хаас». Кевин Магнуссен – Ромен Грожан
Ожидание: 55/45
Реальность: 20-8 (очки), 13-8 (квалификации)
Конец сезона-2018 подарил поклонникам Грожана надежду на возрождение, но реальность показала: дать Ромену 45-процентный шанс на внутрикомандную победу было чересчур оптимистичным решением. Кевин Магнуссен тоже не отличился гениальным пилотажем (мешал и деградирующий болид), однако в актив его напарника можно занести лишь невероятную непотопляемость. Француз остается в «Формуле-1» на радость всем поклонникам глупых крэшей и бесконечного нытья по радио. В отличие от прошлого года, в сезоне-2019 «Хаас» запомнился разве что смешными столкновениями напарников между собой и отважной борьбой Кевина с пластиковым пакетом.
Забавный факт: количество очков обоих пилотов соответствует их гоночным номерам. Посмотрим, как американская команда попытается оправиться от провала вместе с Кубицей, который, вероятней всего, поможет с развитием болида-2020.
«Альфа Ромео». Кими Райкконен – Антонио Джовинацци
Ожидание: 85/15
Реальность: 43-14 (очки), 12-9 (квалификации)
Здесь все в плюсе: Кими Райкконен уверенно (по очкам) обыграл новичка, Антонио Джовинацци преодолел провал начала сезона, почти на равных сражался в квалификациях и сохранил место в команде, мы успешно предсказали доминирование финского чемпиона. В минусе только команда, и, читая мартовские предположения о борьбе за лидерство в «Формуле-1.5», можно лишь грустно ухмыльнуться. И, все же, прогнозы недооценивали Антонио: Кими набирал очки, когда итальянец с трудом вкатывался в чемпионат, а затем болид редко позволял гонщикам проявлять себя. Разгромный счет не отражает реального положения дел на сегодня, что подтверждается небольшой разницей в квалификационном соперничестве, и неясно, кого считать фаворитом в 2020-м: Райкконен стал еще на год старше, а Джовинацци – на год опытнее.
«Рейсинг Пойнт». Серхио Перес – Ланс Стролл
Ожидание: 60/40
Реальность: 52-21 (очки), 18-3 (квалификации)
Розовые в сезоне-2019 были подобны «Тоттенхэму» из известного высказывания: крепко стояли на ногах, обошлись без запоминающихся выступлений и остались в самом центре средней группы. Интересно, что ближе всего к событию года для команды стал не профессионал внезапных подиумов Серхио Перес, а новичок в этом деле Ланс Стролл, проигравший Квяту призовое место в Германии.
В целом, интриги в борьбе внутри команды не вышло: канадец не смог на равных соперничать с опытнейшим партнером. По его собственным словам, «заноза в заднице» – квалификационный темп. 14 подряд вылетов в первом сегменте, разгром от Серхио – с этим нужно что-то делать, ведь в гонках Стролл показывает себя добротным гонщиком. Сам он предпочитает списывать неудачи на дебютный год в новом коллективе и обещает исправиться в 2020-м.
«Торо Россо». Даниил Квят – Александр Албон
Ожидание: 70/30
Реальность: 27-16 (очки), 7-5 (квалификации)
Даниил Квят – Пьер Гасли
Ожидание: –
Реальность: 10-32 (очки), 2-7 (квалификации)
«Формулу-1» не зря называют «Большим цирком». Тут есть команды, которые дарят истинную радость людям лишь на своем юбилейном Гран-при (простите, болельщики «Мерседеса»), мастер комедии ошибок Грожан, грустные клоуны «Феррари». Есть просто «Уильямс». В репертуаре «Торо Россо» было все: вернувшийся (по выражению некоторых читателей Sports.ru) из «чулана в Маранелло» Даниил Квят и молодой таец, уже подписанный в «Формулу E» и продержавшийся в команде полгода, но совсем не по тем причинам, которые можно было предположить. Горящие движки «Хонды» и они же, выигрывающие дрэг-заезд к финишной черте у «Мерседеса». Российский пилот, сдерживающий Гасли на «Ред Булл» в Австралии и проигрывающий ему на «Торо Россо». Провалы стратегов и два фантастических подиума.
Как оценивать это безумие? С одной стороны, победу Квята над новичком без малейшего опыта в «Ф-1» нельзя назвать уверенной – да, формально он переиграл Алекса Албона, однако очковый разрыв не был следствием принципиально разного уровня гонщиков. Как следствие, для повышения в «Ред Булл» этого было явно недостаточно. Даниил уступил и Пьеру Гасли, преобразившемуся после ссылки в родную команду. В то же самое время год никак нельзя занести в пассив Квята, и сам он называет сезон-2019 одним из лучших в своей карьере. Вполне заслуженно: несколько поистине мощных выступлений, сенсационное третье место в Германии, бодрое завершение чемпионата двумя очками в Абу-Даби.
Противоречивым сезон вышел и у напарников российского гонщика, хотя, если говорить об отрезке в младшем коллективе, оба были на уровне и помогли команде повторить свой лучший результат – шестое место в Кубке конструкторов. Прекрасное завершение богатой истории «Торо Россо», которая вступает в 2020 год с новым названием.
«Рено». Даниэль Риккардо – Нико Хюлькенберг
Ожидание: 70/30
Реальность: 54-37 (очки), 13-7 (квалификации)
Грустит ли Даниэль Риккардо, наблюдая за успехами «Хонды» и тремя победами своего бывшего напарника Макса Ферстаппена? Если так, то выписка из банковского счета, возможно, утешает австралийца – он подписался аж на 55 миллионов за два сезона. Чего не скажешь про саму «Рено», которая без борьбы отдала звание чемпиона «группы Б» и после сезона-2020 потеряет единственную клиентскую команду.
Даниэль сделал то, что от него и требовалось – с запасом обыграл Нико Хюлькенберга, хотя за четыре гонки до конца сезона партнеры шли вровень. Несмотря на крупный проигрыш в квалификациях, не чувствовалось, что немецкий ветеран значительно уступает напарнику. Тем не менее, именно Нико стал главным неудачником чемпионата, оставшись за бортом сезона-2020. Хюлькенберг оказался не нужен ни «Рено», ни «Альфа Ромео», ни даже «Хаасу», боссы которого приняли самое странное решение года, поставив на Грожана. Кто знает, если бы не вылет в Германии, когда желанный подиум был так близок, все могло бы сложиться по-другому. Феттель уже возмутился, что соотечественнику не нашлось места на решетке и что в «Ф-1» все решают деньги, а не класс. Согласны?
«Макларен». Карлос Сайнс-младший – Ландо Норрис
Ожидание: 65/35
Реальность: 96-49 (очки), 10-11 (квалификации)
Как же прекрасен в этом году Карлос Сайнс! Жаль, что мы этого не увидели. Вместо тысячи слов: первый подиум «Макларена» с первой гонки 2014 года, 42 очка отрыва от второго места в средней группе и шестое место в общем зачете, завоеванное благодаря обгону за полминуты до конца чемпионата. Отличный год для испанца и впечатляющий прогресс команды – в 2018-м коллектив из Уокинга заработал всего 62 балла.
Ландо Норрис набрал почти вдвое меньше количество баллов по сравнению с испанцем, но его не хочется ругать. Да, чувствуется недостаток опыта в контактной борьбе, но скорость на одном круге впечатляет. Молодой британец успешно боролся на трассах с такими парнями как Риккардо или Перес и, определенно, не досчитался очков из-за технических проблем – чего только стоит сход с пятой позиции на последнем круге Гран-при Бельгии. Новичок «Макларена» выделяется и за пределами трассы. «Формула-1» получила особенного гонщика: как и Ферстаппен, Норрис не скрывает своих эмоций и не говорит прилизанными фразами, но, в отличие от Макса, примкнул к светлой стороне и излучает улыбки, позитив и мемы. Символично, что оба вместе выступают и в виртуальных гонках.
Если в следующем году «Макларен» продолжит прогрессировать, сражение между Сайнсом и Норрисом может стать одним из ярких событий чемпионата, хотя Ландо будет тяжело справиться с настолько впечатляющим напарником.
«Ред Булл». Макс Ферстаппен – Пьер Гасли
Ожидание: 85/15
Реальность: 181-63 (очки), 11-1 (квалификации), 2-0 (победы)
Макс Ферстаппен – Алекс Албон
Ожидание: –
Реальность: 97-76 (очки), 8-1 (квалификации), 1-0 (победы)
Сезон-2019 в жизни Пьера Гасли заслуживает экранизации. Цепочка событий была запущена еще прошлым летом, когда Даниэль Риккардо решил покинуть «Ред Булл» и освободил место амбициозному французу. Однако все пошло не так с самого начала – аварии на предсезонных тестах, давление руководства и болельщиков, проигрыш Квяту в Австралии, безнадежное отставание от напарника, новые крэши. Карьера Гасли в старшей команде продлилась недолго, и демотивированный Пьер вернулся туда, где начинался его путь в «Ф-1». А потом…
К счастью, мы увидим это на своих экранах – Netlix уже монтирует новый сезон сериала о «Формуле-1» Drive to Survive, и, безусловно, история Пьера заслуживает отдельной серии.
Соперничества Макса Ферстаппена с Гасли и Албоном мы так и не увидели. Звездный пилот «Ред Булл» провел свой лучший сезон в карьере как по формальным показателям, так и по субъективным ощущениям. Болид из Милтон-Кейнса в этом сезоне был невероятно трудным в управлении, но только не для Макса. Можно сколько угодно говорить о том, что команда на 100 процентов заточена под первого пилота, но после такого сезона в исполнении номера 33 упорство боссов «Ред Булл», пожертвовавших карьерой Квята и игравших на стороне Ферстаппена в битве с Риккардо, становится понятным.
Netflix снял сериал по «Формуле-1». Интересно будет даже тем, кто не смотрит гонки
«Феррари». Себастьян Феттель – Шарль Леклер
Ожидание: 75/25
Реальность: 240-264 (очки), 9-12 (квалификации), 1-2 (победы)
В свой первый сезон в красном Шарль Леклер немного не дотянулся до третьего места в чемпионате и мощно заткнул скептиков. Перед первым Гран-при года сомнений в таланте молодого монегаска не было, но в победу над Феттелем верили далеко не все, ведь переход из уютного маленького коллектива в топ-команду не может быть простым (посмотрите на Гасли). К тому же, в начале сезона руководство не скрывало, что делает ставку на четырехкратного чемпиона. Но Шарль превосходно справился с давлением, досрочно взял звание лучшего квалифаера сезона и показал, что не боится жесткой борьбы ни с первым номерами «Мерседеса» и «Ред Булл», ни со своим напарником.
Себастьяну Феттелю есть о чем задуматься во время зимней паузы. За последние 12 месяцев он прошел путь от человека, боровшегося за титул и всерьез рассчитывающего на реванш в борьбе с Хэмилтоном, до пилота, упустившего лидерство в команде. Возможно, итоговая разница очков и квалификационных дуэлей не выглядит критичной, однако Леклер признался, что стал комфортно чувствовать себя в машине лишь на «Поль-Рикаре». С этого момента Шарль рвал напарника в квалификациях и отыграл у немца целых 52 очка. Новая прима оттачивает мастерство и осваивается в Маранелло, а Феттеля бомбардируют слухами о переходе в «Феррари» самого титулованного из действующих гонщиков – кажется, пока фаворит сезона-2020 во внутрикомандном споре вырисовывается предельно четко.
«Мерседес». Льюис Хэмилтон – Валттери Боттас
Ожидание: 95/5
Реальность: 413-326 (очки), 14-7 (квалификации), 11-4 (победы)
Четыре победы после нуля в 2018-м, личный рекорд по очкам, продление контракта с доминирующей командой и первое вице-чемпионство. Голые факты сезона-2019 Валттери Боттаса говорят о прогрессе, но новым Нико Росбергом финн так и не стал, невероятно огорчив всех нейтральных болельщиков, уставших от гегемонии Льюиса Хэмилтона. Третий год подряд борьбы внутри «Мерседеса» не случается. Да, формально Хэмилтон стал шестикратным в США, но уже на летний перерыв гонщики уходили с убийственной разницей в 62 очка.
Рассуждения о сражении напарников бессмысленны – в сегодняшнем «Мерседесе» это не принято. Возможно, когда-нибудь Хэмилтон состарится или перейдет в «Феррари», в Бракли построят не лучший болид, а стратеги будут допускать глупые ошибки – тогда мы и посмотрим, кто станет новым лидером команды. Но это совсем другая история.
«Феррари» сманивает Хэмилтона. Похоже, Льюис не против: гонорар в $50 млн от «Мерседеса» под угрозой
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI; Gettyimages.ru/Handout, Peter Fox, Meg Oliphant
Хорошо, что в формуле скучность мерсовозов все-таки разбавляется потугами других коллективов