Глубокое погружение: Гран-при Индии
На этапе в Нью-Дели Михаэль Шумахер показал урок напарнику по команде, Виталий Петров и Серхио Перес опробовали «реверсивную» тактику, а пилоты «Ред Булл» Себастьян Феттель и Марк Уэббер провели совершенно разные по содержанию гонки. Блог «Версификаторные россказни» детально разбирает ключевые моменты Гран-при Индии.
Вызов шинникам
При подготовке к Гран-при Индии шинники «Пирелли» впервые в сезоне не могли воспользоваться данными и опытом команд – трасса «Будда Интернэшнл» совершенно новая, и конюшни «Формулы-1» сами точно не знали, что их на ней ждет.
В связи с этим итальянская компания еще перед Гран-при Сингапура отправила в Индию нескольких инженеров, чтобы те с помощью специального лазерного оборудования определили абразивность дорожного полотна: за счет изучения формы камней в асфальте и зазоров между ними. Затем полученные данные перенесли в компьютер и создали специальную модель трассы с ее примерными характеристиками.
Однако, поскольку данные об износе шин были получены лишь за счет вычислений на компьютере, их нельзя было назвать точными, ведь по ходу гоночного уик-энда сцепление шин с треком должно постепенно улучшаться. Так что в «Пирелли» подготовились к любым условиям, приняв решение привезти на гонку мягкий и жесткий типы покрышек. Возможно, выбор «харда» был консервативным, однако итальянцам явно не хотелось повторения турецкой истории, когда быстро стирающаяся резина и тактика четырех пит-стопов превратили гонки – по мнению некоторых экспертов – в фарс.
После пятничных тренировок выяснилось, что мягкий комплект эффективнее жесткого. Разница между двумя типами на одном круге достигала двух секунд, так что команды посчитали, что правильно будет поставить «хард» на короткие гоночные отрезки – в начале или конце заезда. Вместе с тем износ и разрушение «софта» оказались вполне приемлемыми для того, чтобы пройти Гран-при с двумя пит-стопами.
«Реверсивная» тактика
Из 24-х гонщиков на первый отрезок «хард» выбрали только Виталий Петров, Серхио Перес и Пол ди Реста – все они стартовали за пределами Топ-10 (россиянин и мексиканец начали гонку с 16-й и 20-й позиций). Расчет их команд был прост: раз уж терять время в трафике на старте гонки, лучше сразу использовать жесткую резину, а остаток заезда провести на мягкой. Ранний пит-стоп (а он предполагался, учитывая разницу в эффективности резины), конечно, откидывал Виталия назад, но трасса перед ним должна была стать чистой, и россиянин получил бы возможность реализовать потенциал «софта».
Не удалось. Петров потерял время не столько из-за собственной ошибки в боксах, но в большей степени из-за того, что заехал на пит-стоп на третьем круге гонки – через два после Переса, – и поэтому вернулся на трассу следом за пилотом «Заубера», за которым и просидел все оставшееся время.
Но главный просчет заключался в другом. Переключившись на «софт» уже в начале гонки, Виталий, Серхио и Пол были вынуждены ехать на нем более 30 кругов, в то время как впередиидущие конкуренты отправились менять резину в районе 16-20 круга. Так что преимущество в виде более чистой трассы, которое получили пилоты «Лотус-Рено», «Форс-Индии» и «Заубера», утратилось из-за стертых шин.
Наконец, к заключительному отрезку трасса прорезинилась так хорошо, что жесткие покрышки позволили соперникам ехать в том же темпе или даже быстрее, чем Перес и Петров.
«Реверсивная» тактика в Индии не сработала, и не будь сходов Массы, Буэми и Мальдонадо, мексиканец и россиянин вовсе финишировали бы очень далеко от очковой зоны.
После гонки Виталию досталась порция критики от команды, мол, пилотские ошибки помешали добиться высокого результата. Однако такой способ мотивирования спортсмена выглядит несколько странным. Кажется, в этом году Петров уже не раз доказывал, что когда в его руках хорошая техника, он способен выступать достойно. Нынешние же ошибки являются следствием того, что выборжанин изо всех сил старается выжать из машины все возможное и невозможное.
Подобные проколы бывают и у лидеров чемпионата – в этом году неоднократно в сложные ситуации попадают Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса, а в прошлом году отчаянно «везло» Фернандо Алонсо и Себастьяну Феттелю. Однако ни «Ред Булл», ни «Феррари», ни «Макларен» на своих лидеров не нападают. Если Эрик Булье действительно рассчитывает на Виталия в сезоне-2012, пора сменить тон высказываний. В конце концов, если неохота защищать своего гонщика, то можно просто похвалить упорных конкурентов, не желавших пропускать Петрова, или списать проблемы на необгонную трассу или резину.
Глазами Феттеля
В стратегиях лидеров использование твердых шин было отложено на конец заезда, а длина первых двух отрезков во многом зависела от состояния мягких покрышек. Грубое деление 60-ти кругов на три «стинта» должно было привести к пит-стопам на 20-м и 40 кругах, однако кроме аутсайдера Хейкки Ковалайнена (останавливавшегося на 21-м и 41-м), разумеется, так никто не поступил.
Волну первых пит-стопов из-за износившихся шин начал Адриан Сутиль на 15-м круге, за ним потянулись другие середняки, а также лидеры. Дольше всех из топ-пилотов держался Себастьян Феттель – немец остановился в боксах только на 19-м круге.
Эта задержка стоила ему двух секунд относительно шедшего вторым Дженсона Баттона, однако до остановки у Себа было 5-секундное преимущество, так что он все равно остался лидером. Вряд ли в тот момент «Ред Булл» уже задумывался о «Большом шлеме» (ранний заезд мог уничтожить это достижение), скорее команда не хотела рисковать попаданием в трафик или растягивать второй отрезок. Заезжать в боксы значительно позже Баттона также было рискованно – можно было лишиться первого места.
Заключительный пит-стоп Феттель вновь провел позже Баттона – у немца по-прежнему было преимущество в несколько секунд, и лишний круг не лишил бы Себа лидерства, однако опасность состояла в том, что на втором пит-стопе должен был произойти переход на жесткие шины. То, что они позволяли ехать быстро, сомнений не было – скорость Марка Уэббера и Фернандо Алонсо была подтверждением. Однако элемент риска был связан с возможным долгим прогревом этих шин.
В конце концов, на 46-м круге Баттон заехал первым, а кругом спустя в боксы ожидаемо зарулил Феттель. Но, как и после первого пит-стопа, британец лишь чуть сократил отставание.
«Ред Булл» лидера чемпионата хорошо работает с жесткими шинами, возможно, лучше «Макларена», так что после второй остановки Себ легко оторвался от соперника на 5 секунд, перевел мотор в щадящий режим, отключил KERS и… все равно установил лучший круг в гонке.
Проблемы Уэббера
Марку пришлось намного сложнее. Он уступил позицию Баттону на первом круге, после чего убивал резину, находясь непосредственно за «Маклареном». Так что более ранний пит-стоп был предопределен. Но дальше произошло удивительное. По идее, на промежутке между 16-м и 18-м кругами (это время остановок Уэббера и Баттона) австралиец на свежей резине должен был сократить отрыв от англичанина, однако произошло обратное – Уэббер так долго прогревал шины, что в итоге еще сильнее отстал от конкурента.
После заключительного пит-стопа Марк уступил и третье место. К 37-му кругу гонщик «Ред Булл» вновь износил комплект «софта», так что уже к моменту заезда в боксы терял время относительно Фернандо Алонсо. Еще несколько десятых секунды Уэббер потерял на круге выезда из боксов – вновь долго прогревался «хард». В самом конце 39-го круга Марк напоролся на более медленный болид «ХРТ», и в результате оказался позади испанского гонщика «Феррари».
Прежде чем вернуться к борьбе за победы, Уэбберу предстоит решить проблему медленного прогрева и чрезмерного износа шин. Эти трудности кажутся удивительными, ведь в середине сезона казалось, что австралиец нашел подход к работе с «Пирелли»...
Мастер-класс Шумахера
Михаэль сделал отличный задел уже на старте – за несколько поворотов он пробился с 11-го места на 8-е. Первый пит-стоп немец совершил на 18-м круге – не слишком рано, чтобы попасть в трафик, но не так поздно, чтобы потерять относительно конкурентов из-за более изношенных шин; а после столкновения Хэмилтона и Массы и схода последнего пилот «Мерседеса» вышел на шестую позицию. Но все это ерунда, по сравнению с тем, чего добился Михаэль дальше.
Он продержался на «софте» 32 круга, причем в конце второго отрезка шел по трассе даже быстрее, чем лидеры Себастьян Феттель и Дженсон Баттон! Не забудьте учесть тот факт, что «Мерседес» W02 далеко не самый бережный в обращении с резиной болид. В общем, после заключительного пит-стопа, совершенного через 5 кругов после остановки Росберга, Шумахер вернулся на трассу впереди напарника. Если семикратный подтянет выступления в квалификациях и получит в свое распоряжение отличную машину, не сомневайтесь, он даст прикурить всем, включая молодого друга из Хеппенхайма.
Ход гонки (с официального сайта ФИА)
Шинные стратегии (с официального сайта «Пирелли»)
Под таким углом на ситуацию посмотреть пытались?
Шумахер бесподобен! Надеюсь Браун построит ему нормальную машину. Шуми вкатился, и в следующем году укатает Росберга, как минимум.
Попов болельщик Жана Алези. И больше никого. К Шумахеру он даже с симпатией всегда относился, на мой взгляд. Что касается Льюиса, то он фобит его по делу.
Знаете, я сам фоб Льюиса, но последние гонки мне его даже жалко становится. Поймал себя на странной мысли, что даже желаю, чтобы Льюис доехал хоть одну гонку без проишествий.
Феноменальный перл - как их вообще можно сравнивать?