Пилотажный стиль Михаэля Шумахера превосходил технику соперников. Объяснили, как именно
С графиками, цитатами и сравнением c напарником.
За 18 полных сезонов в «Формуле-1» Михаэль Шумахер успел выйти на старт в 306 Гран-при, выиграть 91 раз, попробовать 155 бутылок подиумного шампанского и завершить карьеру семикратным чемпионом — самым успешным в истории чемпионата. Его величие неоспоримо, а фамилия превратилась в имя нарицательное.
Все знают, что Шумахер – великий, но не все знают почему. Объясняем по пунктам
Но как Михаэлю удавалось быть настолько быстрым? Все благодаря его уникальному пилотажному стилю. Небольшая документалка ВВС из 1995-го все объяснит.
«На самом деле, он сам не понимает, почему остальные не могут ездить так же, как и он, – рассказал соперник Михаэля по чемпионату 94-го и 95-го Дэймон Хилл. – Точно так же Джим Кларк в свое время не мог понять, почему все остальные не могут ехать столь же быстро. Но он [Михаэль] очень хорош».
«Видел его на тестах в «Сильверстоуне», как он ехал «Мэготс» и «Беккетс» – влево, вправо, влево, – описал бывший пилот «Ф-1» Джон Уотсон. – Я увидел скорость, с которой он ехал… И не поверил своим глазам! Он был слишком быстр в тех поворотах».
«Ну, он не делает ничего экстраординарного, – заключил напарник Михаэля по «Бенеттону» в 95-м Джонни Херберт. – Все дело в том, что он контролирует машину, практически полностью полагаясь на педаль газа.
Большинство пилотов, которых я знаю — Дэймон Хилл, Герхард Бергер, Дэвид Култхард, Мика Хаккинен — они тормозят, понижают передачи и временами бьют по педали газа. Айртон Сенна был главным пользователем этого приема — его короткие хлесткие удары по педали газа были такими быстрыми, «Па-па-па-па-па».
У Айртона Сенны были уникальные пилотаж и ментальность
Михаэль же тормозит, понижает передачу — а затем снова давит газ в пол».
«Если бы каждый пилот проехал в белой машине и белом шлеме, мы бы все равно узнали Михаэля Шумахера по его технике, – объяснил бывший гонщик «Ф-1» Джонатан Палмер. – Правда, это было бы нелегко — давайте лучше взглянем на данные по нажатию его педалей газа и тормоза, а также рулению. У нас есть телеметрия с квалификации на Гран-при Великобритании и с машины Шумахера, и с машины Херберта.
Сравним их техники в повороте «Бридж»: его проходят на скорости 260 км/ч, и потому пилотажный стиль здесь — ключевой момент для выигрыша времени.
Педаль газа Шумахера (верх — 100 процентов, низ — 0 процентов).
Как видим, он приближался к повороту на полном газе, затем слегка ослабил давление, а потом снова начал поступательно разгоняться. Затем мы видим, как он снял ногу с педали для торможения в следующем повороте.
Сравним с телеметрией Херберта.
Как видим, Джонни гнал на полном газе даже дольше — ему определенно не занимать смелости. Зато ему потом пришлось намного сильнее сбавлять ход для замедления машины. Потом, как видим, он рывками вернулся к полному газу.
Теперь давайте посмотрим на данные по скоростям.
(синяя линия — Шумахер, оранжевая — Херберт)
У Михаэля скорость постоянно росла в процессе прохождения трассы и поворота. Она достигла 260 км/ч — и Шумахер удержал ее в повороте на том же уровне. Джонни же немного медленнее выехал из предыдущего поворота, но догнал Михаэля и достиг его показателей перед въездом в «Бридж». Но из-за большей поправки на педали газа скорость Джонни упала намного больше — он оказался медленнее на 8 км/ч на середине поворота.
Теперь посмотрим на данные работы с рулем, чтобы увидеть, насколько пилоты подобрались к пределу.
(синяя линия — Шумахер, оранжевая — Херберт)
На входе в поворот линия очень плавная, но в середине поворота по зигзагам видно — Шумахер делает огромное количество коррекций, поправляя мелкие проскальзывания машины. Они нечасто видны по трансляции или на треке.
У Херберта руление примерно такое же до входа в поворот, но на середине Джонни не приближается так сильно к пределу, потому его линия плавнее.
В результате в одном только «Бридже» Шумахер оказался на 0,2 секунды быстрее Херберта. По результатам всего квалификационного круга Михэаль привез напарнику 1,5 секунды (либо 100 метров)».
«Думаю, моя главная способность — это хорошее ощущение предела сцепления, – говорил сам Шумахер в 95-м. – Очень стабильное ощущение предела. Именно поэтому я могу постоянно вести машину почти на 100 процентов. Здесь и кроется разница в стиле. У кого-то есть такая способность, но только для входа и выхода из поворота, а я могу делать так на протяжение всего поворота».
На самом деле Нико Росберг не громил Шумахера в «Мерседесе». Михаэлю просто не везло