Мир простился с Ники Лаудой. На похороны чемпиона пришли тысячи фанатов, президент Австрии и даже Шварценеггер
«Он не ушел и всегда будет с нами».
29 мая в Вене в Соборе Святого Стефана мир простился с трехкратным чемпионом «Формулы-1» Ники Лаудой. Легендарный гонщик умер 20 мая в возрасте 70 лет.
Панихиду и церемонию погребения отложили на 29-е из-за Гран-при Монако, проходившего с 22 по 26 мая — благодаря этому все бывшие коллеги Ники из «Формулы-1» смогли приехать и проститься с австрийцем.
Семья великого гонщика – сыновья Маттиас (крайний слева) и Лукас (в центре), вдова Биргит (справа).
На похороны прибыл напарник Лауды по «Макларену» в 80-е Ален Прост.
Соратник по руководству «Мерседесу» Тото Вольфф и лидер команды Льюис Хэмилтон.
Второй пилот немцев Валттери Боттас.
Бывший гонщик «серебряных стрел» Нико Росберг.
Еще один бывший пилот «Ф-1» Артуро Мерцарио — тот самый парень, который первым попытался вытащить Ники из пылающего болида на Гран-при Германии 1976 года.
Сыгравший Ники в «Гонке» Даниэль Брюль, бывший коллега Герхард Бергер, бывший босс «Феррари» Лука ди Монтедземоло.
Бывший владелец и босс «Джордана» Эдди Джордан.
Бывший босс «Рено» Флавио Бриаторе.
Гонщик «Уильямса» и молодежной системы «Мерседеса» Джордж Расселл.
Также на церемонии побывали трехкратные чемпионы мира Джеки Стюарт и Нельсон Пике, легенда Скудерии Жан Алези, Найджел Мэнселл, действующий консультант системы «Ред Булл» и приятель Ники Гельмут Марко, австрийский гонщик Алекс Вурц, бывший руководитель «Феррари» и ныне президент ФИА Жан Тодт (именно Ники в свое время пригласил его в Скудерию), нынешний босс Скудерии Маттиа Бинотто и вся верхушка «Ф-1» в лице Чейза Кэри и Шона Братчеса. Бывший супремо серии и босс Лауды в «Брэбэме» Берни Экклстоун отказался от приглашения.
Почтить память великого гонщика явились не только люди из автоспорта, но и другие спортсмены — например, австрийские легенды лыж Херманн Майер, Карл Шранц, Франц Кламмер и Гарти Виратер.
Лучшего пилота в истории страны почтил даже Арнольд Шварценеггер, давно не живущий на родине.
Не обошлось и без политических элит: на похороны приехали президент страны Александр ван дер Беллен, канцлер Себастьян Курц и мэр Вены Михаэль Людвиг.
Всего на церемонию пригласили 500 человек, но прийти и проститься с легендой с 9 до 12 часов мог любой желающий. Их оказалось очень много — очередь растянулась на сотни метров. Фанатов Лауды не остановил даже дождь.
Внутри каждый получил десяток секунд на последние слова в сторону гроба с водруженным на него шлемом чемпиона. Семья решила не открывать крышку, но, по сообщениям австрийской прессы, Ники облачили в гоночный костюм «Феррари» из 70-х.
Кстати, с посетителями вышла не очень приятная история: всех на входе просили выключить телефоны и не снимать, но…
«Я шокирован», – написал в твиттере главный редактор немецких Motorsport-Total и Formel1.de Кристиан Нимерволль.
С Лаудой успело проститься примерно три тысячи человек — причем все три часа посещений прошли под любимые песни Ники за авторством Джона Леннона и Трейси Чэпмен. Большинство желающих проститься с гонщиком не успели попасть внутрь до начала закрытой панихиды.
В ее рамках Ален Прост прочитал несколько выдержек из Книги пророка Исайи, а ван дер Беллен, Бергер и Шварценеггер произнесли памятные речи.
«Прощаться всегда больно, но прощаться с Ники Лаудой больно в особенности, – сказал президент Австрии. – Мы стоим у смертного одра великого австрийца. Вся Австрия сегодня вместе с его семьей. Лауда как никто другой соединял огромное сердце с чистым разумом. Он был примером для всех. Всегда трудно анализировать ошибки прошлого, и Ники показал нам всем, как это делается».
«Ники Лауда не верил в пределы ни в спорте, ни в жизни, – сказал Шварценеггер. – Он вдохновил меня баллотироваться в губернаторы Калифорнии, а не утопать в сомнениях — просто сказал «Да сделай это!». Он не ушел, он все еще здесь и всегда будет с нами — в воспоминаниях и сердцах — и всегда будет вдохновлять нас».
Самыми трогательными историями поделились люди из «Мерседеса».
«Помню, два года назад, когда мы выиграли чемпионат и летели из Сузуки, – рассказал Тото Вольфф. – В самолете я увидел слезу у него в уголке глаза и сказал: «Ники ты слишком эмоционально погрузился в свои старые добрые деньки!». Он ответил: «Ну, у меня нет друзей...». Я сказал: «Знаю, ты часто так говоришь!». – «Но если существуют полудрузья, то ты точно мой полудруг!» – сказал он. Это была одна из самых эмоциональных вещей, которые я когда-либо слышал.
Нельзя сравнить поездку по «Нордшляйфе» в болиде «Формулы-1» из 1970-х с любительской попыткой 35 лет спустя, но я хотел, как и Ники когда-то, выехать из семи минут на том треке — виной всему был мой кризис среднего возраста. Я рассказал ему, что хочу побить время в 7 минут на машине ГТ, а он сказал, что это наитупейшая вещь из всех, что он слышал. «Побьешь рекорд ты или нет, ты можешь пострадать — и всем будет плевать», – сказал он.
Ники был самым известным человеком в Австрии. Каждый ребенок в 70-х, 80-х и 90-х знал его и его величие. Я точно так же смотрел на него как на кумира в детстве».
«Я Стефани, раньше я работала в кейтеринге, теперь работаю в зоне гостеприимства «Мерседеса», – рассказала одна из «серебряных стрел». – За последние два года мы много времени провели вместе с Ники: он был в моторхоуме практически каждый день, и я подавала ему кофе и все остальное, что бы он ни попросил. Я запомнила его как одного из самых приятных, юморных и очаровательных людей. Каждый день он приходил и говорил: «Стефи, как дела! Расскажи мне все сплетни!» Мы каждый раз переключали кондиционер до 25 градусов специально для него, даже если за окном неимоверно жарило. Ему просто нельзя было сказать «нет». И еще мы постоянно ставили на повтор его любимые песни Джорджа Эзры».
«Мое воспоминание о Ники? – поделился первый механик бригады Хэмилтона Нейтан Дэйви. – В одной из напряженных гонок с непонятным исходом я начал грызть ногти от напряжения.
На последних кругах Ники увидел, чем я занимаюсь, подошел и внезапно шлепнул по-отечески меня по рукам. И сказал мне: «Не беспокойся, Льюис знает, что делает. Просто верь в него».
«На ФИА Гала 2016 года в Вене нам не хватило мест в зале, – рассказала ассистент Тото Вольффа Джулия. – Я и еще трое ребят из «Мерседеса» позвонили Ники по FaceTime – он не любит церемонии и остался дома. И Ники сказал: «Приходите и выпейте со мной». Мы привезли Ники три литра шампанского и отлично провели вечер — он показал нам дом и даже детскую.
Вот такой у нас был Гала. Один из лучших вечеров за всю мою карьеру в «Формуле-1».
«Он часто называл меня старым дрочилой, а я называл его дрочилой постарше, – признался спортивный директор «Мерседеса» Рон Медоус. – Обожаю его прямоту. Он определенно сделал нашу команду лучше. Знаете, несколько лет назад Ники очень хотел поставлять наши моторы «Ред Булл». Он объяснял это так: «Сильнейший соперник сделает нашу команду еще сильнее». Он каждый день пытался сделать нас лучше».
«Моя любимая история о Ники — из 2016 года, – рассказал глава зоны гостеприимства Стефан Вайнова. – Это была моя первая гонка с «Мерседесом» в Австралии. Я подал Ники моцареллу — одно из его любимейших блюд — и она выглядела идеально. Через пять минут мне позвонил босс кейтинга, и он же прислал мне фотографию, на которой блюдо было разворочено, и среди еды лежала дохлая муха. Это Ники так пошутил. Специально так делал, чтобы мы не расслаблялись. Постоянно держал нас в тонусе такими вот трюками, заставлял нас работать на абсолютном пределе. Каждую субботу мы готовили ему его шницель — надеюсь, в конце концов мы достигли приемлемого качества».
После панихиды и литургии Ники Лауду похоронили в присутствии семьи и ближайших друзей.
Умер Ники Лауда. О нем сняли голливудский фильм, но великих историй хватит на сериал
Команды «Формулы-1» массово изменили раскраски болидов. Простились с Ники Лаудой
Трогательней всех Ники Лауду помянули в Музее «Феррари» в Маранелло. Без лишних слов и похвал
Фото: globallookpress.com
P.S. Кто рядом с Росбергом?
Мне кажется, скорее стоит порадоваться, что он и внуков успел увидеть, и тот последний след, который оставил в автоспорте - это не сомнительная история с "Ягуаром", а сверхуспешный "Мерседес".
Даже природа скорбила.