Черными флагами не снимали пилотов «Ф-1» с трассы уже 12 лет. Но теперь они вернулись
Самое странное требование схода с дистанции в истории.
Последнее десятилетие зрители Гран-при видели в основном только пять видов флагов, используемых ФИА для инструкций гонщикам: желтый (впереди опасность), красный (сессия остановлена), синий (требования круговым пропустить лидеров), зеленый (возвращение к гоночным условиям) и клетчатый. Однако в «Формуле-1» есть и другие цветные индикаторы с другими смыслами — например, черный флаг, символизирующий дисквалификацию вместе с требованием немедленно сойти с дистанции и заехать в боксы на ближайшем круге.
Обычно стюарды использовали этот символ только для оповещения гонщиков, допустивших совсем вопиющее нарушение регламента, игнорирования желтых флагов или наказаний. Снятие гонщика с дистанции считается самым суровым возможным штрафом в Гран-при и потому используется не так уж часто – в последний раз его показали на Гран-при Канады 2007 года Фелипе Массе и Джанкарло Физикелле, покинувшим боксы в тот момент, когда еще горел красный запрещающий сигнал.
Одним из самых известных случаев стала дисквалификация Михаэля Шумахера на Гран-при Великобритании 1994 года: немец дважды обгонял занявшего поул Дэймона Хилла на прогревочном круге и дважды пропускал его обратно, а потом проигнорировал выписанный стюардами штраф в виде стоп-энд-гоу. В результате будущему семикратному чемпиону дважды показали черные флаги, но он доехал гонку до конца на втором месте и получил дисквалификацию уже на пути на подиум.
Случались с черными флагами и веселые истории: например, Эла Пиза на Гран-при Канады 1969 года сняли с дистанции за слишком медленную езду (к моменту, когда лидеры проехали 46 кругов, он осилил лишь 22-й). Найджела Мэнселла дисквалифицировали с Гран-при Португалии 1989 года, когда он ошибся при заезде на пит-стоп, остановился дальше необходимого и дал задний ход (запрещено регламентом). Но самая эпичная история случилась с Ханцом Хайером на Гран-при Германии 1977 года: он не прошел квалификацию, но все равно стартовал в гонке — никто из стюардов поначалу не заметил, и лишь в процессе заезда они спохватились и дисквалифицировали (но сошел он из-за отказа коробки передач).
И вот теперь, через 12 лет после предыдущего появления на Гран-при Канады, черный флаг вернулся в первой практике на Гран-при Монако — его показали обоим гонщикам «Хааса» Ромену Грожану и Кевину Магнуссену. По градусу курьеза их случай запросто сравнится с ситуациями Пиза и Хайера: американская команда и ее пилоты не нарушили никаких пунктов регламента, просто инженеры «черно-золотых» потеряли радиосвязь со своими ребятами. Когда на мостике «Хааса» отказала и передача телеметрии, команда попросила ФИА срочно зазвать датчанина с французом в боксы — и маршалы выбрали черные флаги.
«У нас была проблема с программным обеспечением. Мы не видели данные, не работала радиосвязь, было невозможно связаться с пилотами и увидеть, как ведут себя болиды, – рассказал босс команды Гюнтер Штайне. – Им нужно было срочно вернуться в боксы. Мы показали им табличку, но они не увидели ее, так что нам пришла в голову идея попросить дать им черный флаг. Так мы и сделали. Мы проявили креативный подход. Они вернулись в боксы и мы все исправили. Им следовало посмотреть и на таблички – думаю, в дальнейшем они будут делать это».
Еще больше нелепости моменту добавляют условия на треке: автодром Монако — городской, и в нем мостик нередко теряет связь с гонщиками из-за большого количества высоких зданий. В знаменитом туннеле радио и вовсе чаще не работает, а пит-уолл немного изгибается следом за прямой старта и финиша, затрудняя гонщикам чтение табличек – странно, что в «Хаасе» еще не привыкли.
После ряда дополнительных проверок и Грожан, и Магнуссен вернулись на трек еще до конца первой практики, а черные флаги явно снова оправятся пылиться на склад на следующие 12 лет до нового курьезного случая. А то и вовсе навсегда – особенно если в ФИА вспомнят, что как раз для случаев вроде проблем «Хааса» в регламенте прописан специальный флаг – черный с оранжевым кругом посередине.
Команда Райкконена изобразила Кими в роли царя из «300 спартанцев». В честь его 300-го Гран-при
Аналитики уже знают, кто выиграет поул на Гран-при Монако. «Феррари» не будет второй
«Формуле-1» показали, как нужно обгонять в Монако
Фото: Gettyimages.ru/Robert Cianflone, Anton Want; twitter.com/f1