«Феррари» постоянно скандалит в «Формуле-1». Она не может без сенсаций
Последняя новость из стана Скудерии о замене Маурицио Арривабене на технического директора Маттию Бинотто на 2019-й сезон мощно подорвала зиму. Как говорят журналисты, она стала настоящей бомбой — но у «Феррари» за 68 лет участия в «Ф-1» скопилось наибольшее резюме из подобных «бомб». Здесь упомянут десяток из наиболее «взрывных».
Увольнение Проста за унизительные комментарии в адрес болида
После сильного дебютного сезона в 1990-м все ждали более качественных выступлений от Алена Проста и в 1991-м. Но после пяти побед в предыдущем чемпионате француз завоевал ровно нуль первых мест — и отношения между гонщиком и «Феррари» стали очень токсичными.
Команда отклонила просьбу Проста стартовать на Гран-при Испании на сликах — и Ален после финиша сказал журналистам, что с нужным типом шин он мог бы выиграть гонку. На Гран-при Японии на его болиде отказали амортизаторы, после чего Ален сравнил в прессе «Феррари 643» с «ужасным в управлении грузовиком». Руководство Скудерии больше не вынесло унизительных высказываний от француза и выдала ему пинок под зад за гонку до конца сезона, наняв на его место Джанни Морбиделли из «Минарди».
Рейтинг сенсационности: 8/10. Оскорбление техники «Феррари» никогда никому не шло на пользу — и Прост выучил этот урок максимально жестким способом.
Досрочный уход Лауды после завоевания титула
Ники Лауде очень не понравилась реакция Скудери на его ужасную аварию на Гран-при Германии 1976 года. Пока австриец бился в больнице за жизнь, Энцо Феррари нанял вторым пилотом на Гран-при Италии Карлоса Рейтемана, которого Ники не любил и в лучшие годы. Когда Лауда объявил о желании приехать в Монцу, итальянцы решили выставить три машины вместо снятия заявки аргентинца — травмированный же Ники переквалифицировал и Карлоса, и другого напарника Клэя Регаццони.
В 1977-м «Феррари» добавила еще немного напряжения, подписав на постоянной основе пару Лауда-Рейтеман. Ники закономерно начал поиски вариантов на стороне. Он честно выиграл титул 1977 года и лишь затем объявил о переходе в «Брэбэм» на 1978-й. После этого Скудерия сделала собственное заявление о приглашении Жиля Вильнева на замену Лауде и дебюте канадца уже в 77-м в третьей машине — Ники же решил, что с него хватит таких «соревнований», и покинул «гарцующих жеребцов» за два Гран-при до финиша чемпионата.
Рейтинг сенсационности: 8/10. Можете представить Хэмилтона уходящим из «Мерседеса» за две гонки до финиша сезона после завоевания очередного титула? Можете представить, чтобы «Мерседес» пошел на такое?
Объявление об уходе Мэнселла в середине 1990-го
Найджел Мэнселл был одним из самых смелых гонщиков на треке, но у него присутствовал один фатальный недостаток: мощнейший комплекс вины. Именно на эту слабость в 1990-м и крепко надавил напарник англичанина Ален Прост. Француз много работал для привлечения механиков команды на свою сторону, и на Гран-при Великобритании команда поменяла местами шасси Проста и Мэнселла, не уведомляя Найджела. Этот шаг оказался последней каплей в чаше и без того не самых крепких отношений капризного англичанина и «алой» команды.
Мэнселл втащил машину Проста на поул, но в гонке у него отказала коробка передач. Сразу после схода Найджел направился прямиком к журналистам и объявил им о решении уйти из «Формулы-1» в конце сезона — несомненная сенсация, но у англичанина в запасе еще оставались сюрпризы. Десять дней спустя, на Гран-при Италии, – сразу после прямого заверения журналистов об отсутствии малейшей вероятности подписания контракта на 1991-й — он объявил, что на самом деле присоединится к «Уильямсу».
Рейтинг сенсационности: 9/10. Равносильным было бы только заявление Себастьяна Феттеля об уходе из «Ф-1» сразу после аварии на Гран-при Германии — а затем подписании нового контракта с «Ред Булл». Полное сумасшествие.
Уход Алонсо в «Макларен»
После трех сезонов, за которые ни Кими Райкконен, ни Фелипе Масса не пошли по стопам Михаэля Шумахера (хоть финн и взял титул в 2007-м, а у бразильца все почти получилось в 2008-м), именно Фернандо виделся человеком, способным вернуть «Феррари» на старый доминирующий путь. У него почти получилось — но он тоже не смог, проиграв сметающим все на своем пути Феттелю и «Ред Булл» два титула из-за недобора девяти очков (пяти в 2010-м, четырех в 2012-м).
Однако, по правде говоря, сильные выступления Алонсо больше следовали из его собственных впечатляющих способностей по выжиманию максимума из слабой техники. Разочарование уровнем болида достигло пика на Гран-при Венгрии 2013 года, где Фернандо заявил журналистам о «другой машине» в качестве идеального подарка на 32-летие. С тех пор ситуация даже ухудшилась, когда «Феррари» выпустила свой первый турбогибрид F14 T – с ним даже испанец ничего не смог поделать. Несмотря на оставшиеся два года по контракту, Алонсо сделал Скудерии ручкой — и ему больше некуда было податься, кроме как в «Макларен». В то самое место, которое он так бесславно покинул после скандального 2007-го.
Рейтинг сенсационности: 9/10. В 2010-м настолько бесславное завершение альянса «Феррари» и Алонсо в четырехлетний срок казалось немыслимым. Однако еще труднее было поверить в грядущее возвращение Фернандо в «Макларен»…
Угрозы ухода из «Ф-1» бьют в ответ Луку ди Монтедземоло
Смены моторного регламента, ограничения бюджетов, распределение доходов — вот причины, по которым Скудерия грозила покинуть «Ф-1» в этом веке. Но в 2014-м критика спорта дорого обошлась директору «Феррари» Луке ди Монтедземоло. После катастрофического старта первого сезона в новой турбоэре ди Монтедземоло — руководитель команды с 70-х и архитектор возрождения Скудерии в 90-х — прямо сказал в июньском интервью «Уолл Стрит Джорнэл», что «Формула-1» не работает».
Исполнительный же директор «Фиат-Крайслер» Серджио Маркионне, в свою очередь, решил, что это Лука не работает — и на фоне слабой формы команды (Алонсо занимал шестое место в общем зачете, а Райкконен был вообще 12-м) заместил в сентябре ди Монтедземоло на его посту. «Спортивные результаты играют ключевую роль для «Феррари», и Лука знает это так же, как и я, – зловеще заявил прессе Маркионне всего за пару дней до отставки ди Монтедземоло. – Победы стали частью ДНК компании, и такой расклад должен сохраниться».
Рейтинг сенсационности: 7/10. Замена ди Монтедземоло после 22 лет работы во главе компании стала настоящим сдвигом литосферных плит внутри «Феррари» – в точности как и трагическая смерть Маркионне в 2018-м.
Увольнение Маттиаччи после семи месяцев работы
14 апреля 2014 года заголовки кричали: «Феррари» выбрала Марко Маттиччи для замены Стефано Доменикали». 25 ноября того же года первые полосы уже заявили «Марко Маттиаччи заменили на Маурицио Арривабене». Те семь месяцев между двумя назначениями оказались сущим кошмаром для Скудерии, но Маттиаччи называли частично ответственным за разработку плана по возвращению команды на вершину, приглашение Себастьяна Феттеля для 2015-м и проведение хитрой перестройки. Так что же случилось?
В основном, Марко нанял ди Монтедземоло, так что после смены Луки на Серджио Маркионне новый руководитель фирмы решил принести немного собственного видения и в гоночную команду. Кроме того, также говорили, что скорому падению Маттиаччи поспособствовало и полное отсутствие предыдущего опыта в «Формуле-1» – хотя по идее бывшего исполнительного директора североамериканского подразделения «Феррари» изначально наняли как раз из-за этого. Также в паддоке ходили слухи, будто его прямой стиль управления крепко бесил супремо «Формулы-1» того времени Берни Экклстоуна. Арривабене же видели как человека, способного лучше справляться с политикой в «Ф-1» – и потому бывший топ-менеджер «Филип Моррис» и получил назначение.
Рейтинг сенсационности: 6/10. Увольнение после семи месяцев неплохой работы… Маттиа Бинотто будет надеяться избежать той же участи, когда настанет его очередь отвечать за все в 2019-м.
Уход Сертиса в середине сезона
После победы в чемпионате 1964 года к 66-му нормальные отношения между «Феррари» и Джоном Сертисом определенно закончились. Уже в первой гонке сезона недовольный Сертис был вынужден кататься по Монако с тяжелым мотором V12 в старом болиде «Феррари 312», в то время как его напарник Лоренцо Бандини получил идеальный для тех условий «Феррари 246» с мотором V6. Следующую гонку в Спа Сертис блестяще выиграл с поула в сложных погодных условиях — но вместо поздравлений получил выволочку от менеджера команды Эудженио Драгони лишь за то, что проехал часть гонки вслед за машиной с двигателем «Мазерати».
Ситуация достигла кульминации через неделю на «24 часах Ле-Мана». Драгони из-за желания выслужиться перед боссом «Фиат» Джанни Аньелли заменил Сертиса на стартовом отрезке гонки на племянника большого начальника Людовико Скарфиотти, чем испортил тщательно выстроенный командой план по победе над могучим «Фордом». Возмущенный Сертис — труднейший соперник в лучший день — отказался участвовать. В следующую же среду он вернул свою дорожную «Феррари 330 GT» в Маранелло и после встречи со стариком Энцо объявил об уходе.
Рейтинг сенсационности: 6/10. Энцо Феррари мог сколько угодно утверждать, что пилота столь же легко поменять, что и лампочку, вот только «Иль Гранде Джон» был не просто гонщиком — и его уход ознаменовал трехлетний спад «Скудерии».
Шпионский скандал
Одно из самых могучих потрясений в истории «Формулы-1» произошло не на гоночном треке. Вместо этого оно вспыхнуло в Системе обработки изображений и документов — копировальном салоне в Уолтоне-на-Темзе, городке из зеленого английского графства Суррей. Именно здесь 780 страниц секретных документов «Феррари» скопировали на парочку дисков в 2007 году. Когда работник салона оповестил Стефано Доменикали, руководитель «Феррари» запустил расследование промышленного шпионажа, встряхнувшее «Ф-1» до основания.
Как выяснилось, документы от недовольного главного механика Скудерии Найджела Степни содержали подробные чертежи всех деталей болида «Феррари F2007» и предназначались главному инженеру «Макларена» Майклу Кофлэну. Английской команде присудили штраф в 100 миллионов долларов, Степни и Кофлэна уволили (Найджела по официальной версии выгнали за несанкционированные изменения топливной загрузки болидов «Феррари» перед Гран-при Монако). Вплоть до смерти в 2014 году Степни продолжал уверять, что его подставили, а Кофлэн же все же ненадолго вернулся в «Формулу-1» на работу в «Уильмс», а затем отправился в американский NASCAR.
Рейтинг сенсационности: 10/10. Поскольку тогда «Макларен» был аналогом сегодняшнего «Мерседеса», история пронеслась по «Формуле-1» как сбрендивший ураган.
Побег персонала и основание A.T.S.
Все знают, что Энцо Феррари был жестким и склочным боссом, но ходят слухи, будто его жена Лаура была еще круче. Ее постоянные вмешательства в компанию мужа к 1961 году крепко достали часть персонала — и группа «мятежников» написала руководству отрытое письмо с угрозой ухода в случае отсутствия ограничения влияния миссис Феррари. Их требования проигнорировали, и в 1961-м менеджер по продажам Джироламо Гардини, менеджер команды Ромоло Тавони, главный инженер Карло Чити и руководитель программы развития гоночного болида Джотто Биццаррини запустили «большой исход».
Тавони, Чити и Биццаррини открыли компанию A.T.S. (Automobili Turismo e Sport, не надо путать с командой ATS, соревновавшейся в «Ф-1» между 1978 и 1984 годами) и провели в чемпионате мира сезон-1963. Правда, лучшим ее достижением стало 11-е место Фила Хилла (чемпиона 61-го в составе «Феррари», между прочим) в Монце — так что вряд ли «повстанцы» спровоцировали бессонницу в стане Скудерии.
Рейтинг сенсационности: 7/10. Цена одномоментной потери большинства руководства команды должна была стать грандиозной. К счастью, у старика Энцо в запасе оказались Мауро Форгиери и Джан Пауло Даллара, ждавшие своего часа.
Расторжение контракта с Райкконеном ради Алонсо
Решение Скудерии разорвать контракт с Кими ради трансфера испанца на 2010 год до сих пор покрыто загадкой. Многие вспоминают о деньгах банка «Сантандер», пришедших в команду вместе с Фернандо, другие считают, что руководство оценило мотивацию Райкконена упавшей до нуля как раз в тот момент, когда Стефано Доменикали как раз нахвалилвал превосходные навыки Алонсо в качестве доводчика машин.
Так или иначе, несчастного Кими объявили свободным агентом на 2010 год — за решением также последовали 20 миллионов евро отступных за пропуск сезона в «красном». Изначально финн обдумывал идею возвращения в «Макларен», но в итоге он уехал на чемпионат мира по ралли, где и провел два года за рулями «Ситроенов». Затем его вернул «Лотус», чтобы в 2014-м «Феррари» – о сладкая ирония! – воссоединили Кими в паре с Алонсо.
Рейтинг сенсационности: 8/10. Убраться из Скудерии всего через два года после завоевания титула? Райкконену и Сертису есть что рассказать об этом...
Источник: Formula1.com
Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport; globallookpress.com/Sven Simon/imago; Gettyimages.ru/Howard Boylan, Vladimir Rys; globallookpress.com/Panoramic/Bernard Asset, James Gasperotti/ZUMA Wire, Keystone Pictures USA; Gettyimages.ru/Clive Mason; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images, Sutton Motorsports
Какой к черту устаревший 312 (официально называется 312 F1-66)? Это была новейшая разработка Феррари для сезона 1966 года в связи с сменой регламента. 246-я (официальное название 246 F1-66) же представляла собой конечный вариант эволюции болида 156 образца 1961 года.
При этом в квалификации Сертис занял второе место, а в гонке лидировал на протяжении 14 кругов вплоть до своего схода из-за поломки трансмиссии, что, впрочем, неудивительно для абсолютно нового болида, да и вообще для техники 60-х. Так на том гран-при Монако из 16 стартовавших болида финишировали лишь 4...
Дальнейшее развитие ситуации с болидом 246 в общем подтверждает это. В гонках участвовал лишь один автомобиль (шасси №6), использовался после Монако два раза: в Бельгии Бандини и в Германии Скарфиоти (третий гонщик). А затем продан команде Reg Parnell Racing Ltd. и на нем Джанкарло Багетти стартовал на гран-при Италии.