Гонщик-эксперт разобрал знаменитое столкновение в «Формуле-1»
Но на самом деле все не так просто.
Прошло уже 24 года с момента завоевания Михаэлем Шумахером первого титула «Формулы-1», но из-за решающего маневра, приведшего к двойному сходу обоих претендентов на победу в финальном Гран-при сезона, до сих пор не утихают споры на тему заслуженности чемпионства.
Именно поэтому профессиональный гонщик и инструктор школы Drive61 Скотт Мэнселл (номинант на приз «Макларена» лучшему молодому гонщику Великобритании 2004 года) попытался разобраться в данном эпизоде с точки зрения пилотажа.
Бэкграунд
«Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл оба относительно недавно перешли в «Формулу-1» и еще не стали чемпионами. У Шуми выдался невероятный старт из шести побед в первых семи Гран-при — тогда как Хилл выиграл лишь один заезд и несколько раз поднялся на подиум.
Затем на Гран-при Британии Шумахера дисквалифицировали за обгон Хилла на прогревочном круге (Михаэль обогнал Дэймона целых два раза): вообще ему выдали пятисекундный штраф еще во время гонки, но команда приказала игнорировать наказание. В результате немцу показали черный флаг и исключили из протокола гонки.
После финиша заезда в Сильверстоуне ФИА продолжила расследование инцидента в тот самый момент, когда Шумахер лидировал в чемпионате с 66 очками, в то время как у Хилла было лишь 39 баллов. Кстати говоря, тогда одна победа «стоила» намного меньше, чем сегодня — 10 очков.
Несколько гонок спустя Шумахера вновь дисквалифицировали с первой позиции уже в Спа. Дело в том, что смерть Айртона Сенны повлекла за собой изменения в правилах: на днище добавили небольшую деревянную пластину с требованиями по износу к концу гонки лишь в 1 мм.
«Бенеттон» Михаэля сточил деталь больше положенного — и Шуми исключили из протокола гонки, хоть команда и протестовала, обвиняя в ситуации последствия разворота немца.
Все стало еще хуже, когда ФИА вынесла вердикт: забанить Шумахера на две гонки за игнорирование указаний стюардов во время Гран-при Великобритании. Михаэль пропустил заезды по Монце и Эшторилу, а Хилл их выиграл.
Таким образом, претенденты на титул подошли к финальному раунду в Австралии с минимальным разрывом в один балл.
Шумахер отлично стартовал со второй позиции в гонке и моментально захватил лидерство. Хилл же бросился в погоню. Пилоты оторвались от остального пелотона, но их постоянно разделяло лишь несколько секунд. Затем на 35-м круге допустил ошибку в повороте East Terrence, а когда Хилл попытался обогнать соперника, гонщики столкнулись».
Драма инцидента
«Сперва рассмотрим запись с бортовой камеры Шумахера. Как мы видим, тот самый роковой поворот — правда непростой и полон кочек с неровностями. Также нужно помнить, что старые болиды «Формулы-1» из середины 90-х были достаточно не такими крепкими, как современные.
На таких кочках в старых машинах намного проще допустить ошибку — траектория и зона торможения пролегают через зоны серьезных неровностей. Здесь мы видим, как Шумахер поворачивает болид и попадает на апекс, но вот в этот момент — если всмотритесь в руль — увидите, что Михаэлю пришлось справляться со внезапно прорезавшейся избыточной поворачиваемостью и корректировать ее полным поворотом руля в противоположную сторону.
Но к тому времени уже было слишком поздно — из-за коррекции рулем его направило прямо в стену. В тот момент он, наверное, уже понял, что все кончено — поскольку ехал в барьер и попал в него сперва передним, а потом и задним колесом.
Когда пилот допускает подобную ошибку, все, что ему остается — молиться за выживание машины. Иногда в таких случаях можно продолжать движение: например, в современной «Ф-1» такое нередко происходит со «Стеной чемпионов» в Канаде.
Однако здесь Шумахер врезался довольно сильно, причем в то время пилоны на болидах были стальными, а не намного более крепкими карбоновыми, как сейчас. Далее он вернул машину на трек. И как раз в этот момент — если обратить внимание на шлем — можно увидеть, как Михаэль проверяет отражение в зеркалах заднего вида.
Бросает взгляд налево в поисках Хилла, поскольку знает, что тот был лишь в паре секундах позади. Лишь затем он продолжает и смотрит на вход в следующий поворот. К тому моменту он уже должен был что-то почувствовать в машине — это подтверждает и его высокоамплитудные подруливания, хоть машина и едет по прямой. Болид определенно оказался немного сломанным, и Шумахер осознал это.
Теперь перенесемся на борт к Дэймону Хиллу. У англичанина в свою очередь наблюдается небольшая блокировка левого колеса на входе в полный неровностей поворот. Но когда он практически его проходит, то видит, что Шумахер в стене.
В этот момент Хилл никак не мог знать, поврежден ли болид Михаэля: он не видел сам инцидент, лишь его результат. У Дэймона не было достаточно времени для анализа поведения машины Шумахера с точки зрения скорости или управляемости для понимания, что конкретно не так с машиной соперника.
В этот момент Шумахер глянул в зеркала и увидел, где Хилл, параллельно перемещая машину влево. Если взглянуть на шину Дэймиона, можно увидеть, что англичанин на самом деле не ожидал такого быстрого поперечного перемещения по треку. Хилл снова тормозит и слегка блокирует левое колесо.
После этого Хилл смещается вправо. Он по-прежнему не знает, повреждена ли машина Шумахера, и он никак не мог знать, будет ли у него еще возможность обогнать соперника по чемпионату — так что швырнул машину во внутреннюю траекторию в попытке обогнать Михаэля как можно скорее.
На этом плане мы сможем понять, была ли все-таки повреждена машина Шумахера. Если присмотреться повнимательнее, можно увидеть, что заднее правое колесо находится под странным углом — часть подвески сломана, так что Михаэлю пришлось постараться ради сохранения контроля над болидом.
Главный как раз и заключается в этом: было ли последующее направление болида Шумахером ответом на поломку, а в зеркала он смотрел, чтобы не врезаться случайно в соперника, или он делал все для блокировки и возможного вынесения Хилла?
Возвращаемся на борт к Хиллу. Пространства у него довольно много — Шумахер сперва входил в поворот весьма широко.
Однако в этот момент Михаэль находился впереди Дэймона как минимум на половину длины болида. Далее Хилл ведет свой болид по узкой траектории и снова блокирует колеса. Лишь затем Дэймон понимает, что Шумахер не пропускает его и входит в поворот — пусть и не по стандартной траектории, но близкой к ней, соединяющей внешнюю траекторию и апекс. Пространство перед Хиллом сокращается. Довольно сложная ситуация для Дэймона: максимальный угол поворота руля, но машина с заблокированными колесами все равно движется вперед навстречу Шумахеру.
Через несколько кадров мы видим, как Михаэль попадет на апекс, машины мощно сталкиваются, и заднее правое колесо Шумахера бьет по переднему левому Хилла. Немец подлетает в воздух и сходит — лишь теперь Дэймон знает, что Михаэль точно выбыл из гонки.
Если мы вернемся на болид Шумахера, то увидим, что ему на протяжении всей этой небольшой прямой приходится оперировать рулем просто для удержания машины на линии. Ему приходится корректировать свободные болтания заднего колеса.
Вот здесь он направляет болид на апекс по вполне нормальной траектории с его точки зрения. В один из моментов он выпрямляет руль и заворачивает снова — непрофессионалу покажется, будто Михаэль пустил Хилла на внутреннюю, а затем захлопнул калитку. Но на самом деле это вполне может быть все та же коррекция поломки заднего колеса — в точности, как мы видели на предыдущей прямой. Колесо Хилла бьет Михаэля в понтон и отправляет в барьер.
Оставался лишь один вопрос: сможет ли Дэймон продолжить гонку?
Если посмотреть на пилон подвески после контакта с боковой частью болида Шумахера, можно увидеть, что деталь машины Хилла осталась неповрежденной. Он гнется лишь после столкновения с задним колесом Михаэля.
Оба гонщика сходят, Шумахер выигрывает титул, а ФИА никого не наказывает. «Уильямс» тоже не подает протест».
В «Уильямсе» было другое мнение
«Мы на 100 были уверены, что Михаэль был виновен в нарушении правил, – рассказал в интервью журналу F1 Racing в 2006-м технический директор команды Патрик Хед. – Сперва он собирался пилотировать поврежденный «Бенеттон» дальше по скользкой трассе, но потом заметил собиравшегося его обогнать Дэймона и резко сместился, чтобы предотвратить это».
Стюарды ФИА пересмотрели инцидент со всех доступных углов обзора и приняли решение не штрафовать Шумахера. «Уильямс» же после тяжелейшего года, в котором они потеряли Айртона Сенну, решили не подавать протест. Так они проиграли чемпионат пилотов, но благодаря победившему в заезде Найджелу Мэнселлу выиграли Кубок конструкторов.
P.S. Особенно доставляют комментарии товарищей, обвиняющих тут заходившего в поворот по своей траектории Шумахера в намеренном столкновении, при условии что те же товарищи пару месяцев назад оправдывали Переса, когда тот отруливал в Сироткина на прямой. Л - Лицемерие.
Ну а момент и после стольких лет остается неоднозначным, оценку люди дают по больешй части исходя из своих предпочтений.