Для «Формулы-1» разработают уникальные «умные» шины. За ними будущее
Технологии наступают.
В современных гонках часто недооценивают важность покрышек, но их качества серьезно влияют на зрелищность заездов. Резина должна обладать нужным уровнем сцепления для помощи пилоту в максимально быстрой езде, но в то же время не изнашиваться всего за пару кругов: хоть пит-стопы каждые десять минут придают веселья и непредсказуемости, команды предпочитают избегать подобной паники. За последние годы шины в «Формуле-1» не раз критиковали: пять лет назад они стирались слишком быстро (и даже непредсказуемо взрывались), а в последние пару лет поставщика «Пирелли» ругают уже за слишком выносливую продукцию — гонки стали проходить преимущественно с одной остановкой в боксах.
Итальянцам это надоело, и они призвали к переменам.
«Если в «Формуле-1» будет место техническому вызову, то мы останемся», – заявил президент миланской компании Марко Тронкетти Провера. ФИА прислушалась к партнеру — и выпустила абсолютно невероятные требования к следующему шинному тендеру.
Пожелания федерации
С 2020 года новый (или старый) шинный партнер должен будет привозить три типа резины с упрощенным названием:
– твердый состав («хард») – деградация в размере двух секунд должна наступать спустя 22 процента дистанции;
– средний состав («медиум») – деградация в размере двух секунд должна наступать через 18 процентов дистанции. Кроме того, шины должны быть быстрее «харда» на 1,2 секунды на круге;
– мягкий состав («софт») –деградация в размере двух секунд должна наступать спустя 10 процентов дистанции, а шины должны быть на 2,2 секунды на круге быстрее «харда».
Уточнение про названия сделано не просто так: для текущего сезона «Пирелли» выдумала целых семь составов от сверхжесткой до сверхмягкой резины, и перепутать какой-нибудь «ультрасофт» с «гиперсофтом» из-за схожей цветовой гаммы ободков (фиолетовый и розовый) оказалось довольно просто. С 2020 года формально останутся лишь три комплекта, но поставщик получит право хоть разрабатывать собственный тип покрышек под каждый трек и писать на нем потом подходящую под требования ФИА маркировку.
Также авточиновники для повышения стратегического разнообразия и зрелищности запретят термочехлы, греющие резину в боксах и перед установкой на болиды во время пит-стопов, а также потребуют перевести «Формулу-1» в 2021 году на 18-дюймовые низкопрофильные колеса.
Но самым важным пожеланием Международной автомобильной федерации стала разработка «умной» шины, восстанавливающей свойства при пилотаже на чистой трассе. Например, сейчас при преследовании соперника резина перегревается и разрушается намного сильнее, чем при обычной езде по треку, и даже после обгона или любого другого устранения аэродинамических возмущений шина продолжает стремительно терять свои сцепные свойства. Именно этот эффект ФИА и просит устранить: по завершении «агрессивного пилотажа» износ покрышки должен вернуться к сравнительно низкому уровню.
Cудя по всему, автоспортивные чиновники в самом деле решили двигать «Формулу-1» в будущее, однако их требования выглядят трудновыполнимыми.
«Мишлен» уже отказался участвовать
Французский поставщик присутствовал в самом престижном гоночном чемпионате мира с 1977 по 1984 год и с 2001 по 2006 год — и всерьез намеревался поучаствовать и в новом тендере. Но в последний день подачи заявок компания из Клермона все-таки передумала — ее смутили требования федерации.
«Когда нам представили ключевые пункты тендера, мы сразу же определили главные потенциальные препятствия, – рассказал Motorsport руководитель гоночного подразделения «Мишлен» Паскаль Куанон. – Наш бюджет ограничен, поэтому мы должны увериться в тратах на нечто полезное не только для автоспорта, но и для автомобильной индустрии завтрашнего дня. Вопрос кроется в философии и связан с износом резины – нам не нравится тратить технические ресурсы и деньги на то, что не поможет обычным водителям».
Кто вообще согласится на пожелания ФИА?
Если французский производитель раскритиковал направление движения «Формулы-1», то итальянцы из «Пирелли» напротив, были рады невероятно технологичному вызову.
«Мы знаем: за умными шинами будущее, – рассказал босс гоночной программы компании Марио Изола. – Мы много лет мечтаем о шине, обменивающейся информацией с болидом. Разрабатываем разные сенсоры и прочие вещи.
Данные, получаемые нами в «Формуле-1», применимы и для дорожных машин — особенно с учетом детальности информации из гонок. Я имею в виду давление, температуры, уровень сцепления и прочее — команды постоянно их измеряют и контролируют. Так что вопрос больше технический. Предполагается, что «умная» шина будет предупреждать о чрезвычайном износе, слишком высокой скорости и смене уровней сцепления для разных частей дороги».
Но «Пирелли» внезапно оказалась не одинокой в своих взглядах: заявку на участие в тендере также подала корейская компания «Ханкук», поставляющая в данный момент шины для ДТМ и «Формулы-3». Причем желание сотрудничества с «Ф-1» выглядит довольно внушительным: сеульцы наняли бывшего руководителя программы «Бриджстоуна» в Гран-при Хирохиде Хамасиму, купили болид «Уильмса» 2011 года вместе с машиной «Формулы-2» и, по слухам, уже приступили к тестам первых наработок при участии бывшего пилота «Ф Е».
Также делегатов ФИА впечатлили заводы корейского производителя: по инсайду Auto Motor und Sport, авточиновники признали оборудование соответствующим всем необходимым стандартам. Судя по напору, «Ханкук» либо уже обладает необходимыми наработками, либо твердо вознамерился прийти в «Ф-1» любой ценой — ведь вряд ли крупная компания рискнула бы вступать в конкуренцию с признанным монополистом без четкого плана.
«Пирелли» подключила политику
Если какой-то фанат из-за предыдущего пункта обрадовался возвращению «шинных войн», то сейчас он огорчится: у тендера может быть только один победитель. ФИА не собирается снова отходить от философии монополий — и во всем виноваты раздувшиеся бюджеты команд. Именно они продиктовали сокращение всех возможных расходов — и одной из «урезанных» сфер как раз и оказалась конкуренция производителей покрышек.
«Затраты вырастут в три раза по сравнению с нынешним уровнем, – объяснил Изола. – Причем не только для «Пирелли». Командам тоже придется обзаводиться полноценными тестовыми бригадами вместе со специальными машинами, что повлечет существенное увеличение бюджетов. Поэтому в большинстве гоночных серий остались монопольные поставщики».
С другой стороны, пусть и ценовая конкуренция на стадии «кастинга» уже была бы неплохим отрезвляюще-мотивирующим пинком для итальянцев, но они заранее объявили, что не хотели бы ни с кем соперничать на грядущем тендере.
«Мы всегда говорили, что «Формула-1» нам здорово подходит, и мы довольны и гордимся участием в гоночной серии. Но если дело дойдет до войны торгов, то мы ни за что не останемся», – бросился в ФИА угрозой еще в мае Тронкетти Провера.
Тем не менее, после оглашения претендентов на шинный контракт «Пирелли» пока не выступала с громкими заявлениями. Зато итальянцев принялись хвалить заводские команды.
«Они уже долгое время работают с нами в качестве стабильного партнера, хотя какие бы спецификации шин мы ни просили и что бы они ни предоставляли – в результате все получается не так хорошо, как должно быть, – сказал руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф. – Марио всегда выдерживал жалобы команд, а «Пирелли» – отличный бренд. Это необходимо учитывать».
«Каждый раз, когда мы «Пирелли» следует нашим просьбам, кажется, что мы становимся еще более недовольными, чем раньше, – поддержал итальянцев и руководитель «Рено» Сириль Абитебуль. – Очень важно дать время и обеспечить стабильность «Пирелли» или кому-то еще для разработки нужного продукта».
На «Ханкук» в то же время никто не жаловался ни в ДТМ, ни в «Формуле-3» – и, возможно, смена поставщика в самом деле пойдет «Формуле-1» на пользу хотя бы просто для очередной перестановки сил в пелотоне. Ведь сейчас «Мерседес» как раз лучше остальных разобрался во взаимодействии шин «Пирелли» с собственным шасси и вернулся на доминирующие позиции — а многие изменения в чемпионате неоднократно вводились для усложнения жизни лидерам. По такой логике политическое давление не поможет итальянцам и новый шинный контракт уедет в Корею.
Тем не менее миланская компания пока не сдалась. Схватка в кулуарах Международной автомобильной федерации будет жаркой.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Pablo Freuku/ZUMAPRESS.com, xpb/photo4; REUTERS/Marcelo Del Pozo, Max Rossi
- деградирую в размере двух секунд
Менять производителя, чтобы ослабить мерсы, это как то ненормально, кто мешает другим командам плотнее работать с пирелли. То что команда своим умом выползла из сложных ситуаций, наоборот должно воодушевлять, другим командам надо пытаться увести инженеров от них, заплатив им больше.
ПС: Ферарри сами себе вырыли яму, не взяли очки там где должны были брать.