Секреты свободных заездов: утренняя тренировка в пятницу
Журналист Autosport Саймон Стрэнг, получивший эксклюзивный доступ к радиообмену команды «Лотус» во время тренировочных сессий перед Гран-при Великобритании, утверждает, что если понимать происходящее, то свободные заезды не покажутся скучными.
Первая тренировка
Пятница: 9:00 – 10:30
Дождь изменил планы «Лотуса». Предполагалась работа над настройками, но она стала относительно бессмысленной, хотя команде все равно интересно узнать, как сработают ее новинки. Кроме того, имеется шанс узнать больше о новых промежуточных и дождевых шинах «Пирелли».
До начала первой тренировки 10 минут, мы идем по лабиринтообразному комплексу коридоров, которые располагаются за видимой частью боксов. В то же время парни в зеленых одеждах не суетятся, они сосредоточены и серьезны; выполняют заранее предписанные им задачи и перемещаются с повседневным видом.
Оба болида стоят на домкратах. Гараж освещают лампы, свет которых отражается на обеих T128 мерцающими звездочками. Свет контрастирует с темнотой у дверей боксов, за которыми находится новый пит-лейн «Сильверстоуна».
Там идет дождь, и условия не идеальные. Планировалось, что болиды проедут по 25 кругов, а сама программа после установочного круга будет состоять из трех частей. План на день, разработанный на базе конюшни в Норфолке, также включает оценку новых аэродинамических новинок в области днища и задней части болида, а также переделанных выхлопных труб. Появление новинок стало следствием новых правил в области картографии двигателя и его работы в режиме не нажатой педали газа.
Но из-за изменившихся условий план пришлось поменять.
В первой 90-минутной тренировке вместе с Ярно Трулли один из болидов будет испытывать тест-пилот Карун Чандок. Поскольку индийцу пообещали дать возможность поработать, он с нетерпением ждет возможности выехать на трассу.
Карун забирается в кокпит, и гоночный инженер болида №20 Хуан-Пабло Рамирес спокойным голосом начинает проверку связи: «Проверка радио. Раз-два».
Нет ответа.
«Проверка радио. Проверка радио». В конце концов, он сдается: «Так, у нас проблемы с радиосвязью, нужно разобраться».
В гараже появляется Трулли, шлем уже на нем, он прогуливается по боксам, останавливается на весах. Очутившись в машине, он тут же заявляет: «Мы сразу начинаем?»
Инженер итальянца Джанлука Пизанелло отвечает: «Сейчас починим радио Каруна, а затем начнем. Нужно синхронизировать две машины, чтобы вы оба одновременно выехали на трассу. Мы хотим проверить круиз-контроль (систему автоматического регулирования скорости), так что не приближайтесь к другим болидам слишком близко».
С момента начала сессии прошло четыре минуты, обе машины на трассе: Чандок позади Трулли.
«Окей, Ярно», – говорит Пизанелло. «Многофункциональное положение пять. Круиз-контроль на четвертой передаче… Многофункциональное – шесть, остаемся на пятой передаче».
Эта информация повторяется и Чандоку.
Команда не слишком часто синхронизирует свои болиды, но из-за дождя пришлось. Позже Пизанелло все объяснил:
«Обычно такой тест выполняется на одной машине, но за два проезда по трассе.
В нынешнем случае нам нужно было кое-что опробовать, и добиться этого можно было только подобным образом – во влажных условиях некоторые датчики не работают. Пришлось синхронизировать обе машины и попытаться добиться некоторых ответов с помощью параллельного теста».
Тест круиз-контроля превращает трассу в контролируемую среду, это делается в испытательных целях.
«Скорость контролируется электроникой, и потому мы уверены, что в этот момент машина ведет себя стабильно. Такая ситуация помогает избавиться от лишних данных, которые обязательно появляются в том случае, если болид управляется вручную – иначе будет нежелательная динамика.
На установочных кругах оба гонщика включали нужные передачи и переводили многофункциональные настройки на руле в определенные режимы, после чего поступил запрос: «боксы, боксы».
Обратно на пит-лейн, Чандок спрашивает, можно ли подкорректировать его ремни безопасности, но ему отвечают, что на это нет времени. С болидом Трулли маленькая проблема – Ярно приходится снова уехать на установочный круг, чтобы получить новые данные. Всего таких выездов получилось три. В последний раз он переключается на промежуточные шины «Пирелли» – 24 комплекта были распределены по всем командам. В это время корректируется давление шин и настройки тормозов. На трассе прохладно, так что у гонщиков возникают трудности с поддержанием нужной температуры покрышек и тормозов.
В первые полчаса трасса слегка подсыхает, но прогноз обещает новый дождь. Время – важный фактор, поэтому технический директор Майк Гаскойн, редко появляющийся в радиосвязи, объявляет: «Давайте, парни, нужно двигаться дальше».
Прошло 43 минуты – обе машины выезжают из боксов для базовых проездов. Чандок первым проезжает быстрый круг – 1.59,068. Затем Трулли показывает 1.54,739. Чандок – 1.54,573. Они поочередно улучшают время друг друга, пока не достигают 1 минуты и 52 секунд.
Пока автомобили на трассе, у механиков есть время передохнуть. Один приносит чай для двух коллег. Другой подметает пол. В тот момент, когда машины на трассе, здесь тише всего. Но когда телевидение показывает Трулли, все пристально наблюдают.
Через восемь кругов в наушники врывается рев оборотов мотора: «Заезжаю, заезжаю». Это – Чандок. Спокойствие в боксах сменяется бурной деятельностью – механики достают грелки для шин, а другие выходят на пит-лейн, чтобы встретить болид.
Рамирес: «Карун, какие ощущения от машины?»
Чандок: «Первые три круга прошли хорошо, но затем шины стали остывать. Передок перестал себя вести как прежде и полностью пропало сцепление».
Карун смотрит на свои круги на дисплее – эти результаты являются отражением его работы. На пит-лейн заезжает Трулли, и все заканчивается тренировкой пит-стопа. Он отсутствовал дольше, и его лучший круг составляет 1.50,222 – на две секунды лучше, чем у Чандока – тот все еще просматривает данные на мониторе.
«Думаю, смогу отыграть время в «Беккетс» – там возникали заминки».
Тем временем Трулли не слишком рад. Он с трудом чувствует машину, и его расстройство вызвано проблемами с прогревом: «Сцепление не слишком хорошее, особенно на низких скоростях. У меня проблемы с машиной на выходе из поворотов».
Пизанелло: «Окей, давайте снимем эти шины и прибережем их на будущее».
Эти покрышки будут нагреты до температуры 40 градусов по Цельсию. Слики прогреют до 60 градусов, а за час до их использования температуру повысят еще больше.
Снова пошел дождь.
Погода не улучшилась, и после того, как бригада Трулли решает поменять выхлопные трубы и днище перед второй тренировкой, сессия итальянца заканчивается.
Чандок: «Посмотрите на дождь. На стартовой прямой он просто смывает с трассы… Думаю, промежуточные шины все еще правильный выбор, но надо посмотреть, что делают другие».
Только он это сказал, как до пит-лейн долетают осколки болида «Заубера». Из боксов выбегают механики – Камуи Кобаяси попал в большую аварию. После того, как трасса расчищена, Чандок снова готовится покинуть гараж. Он делает это в 10:21.
Рамирес: «Карун, на этих настройках мы хотим проверить тест крутящего момента. Его можно провести только при ускорении, и только ты сможешь сказать об ощущениях. Пройди, пожалуйста, четыре быстрых круга…»
Индус устанавливает для себя лучшее время – 1.51,119, – а затем получает инструкцию переключиться от EB2 (торможение двигателем) к настройкам EB5. И, прежде, чем вернуться в боксы, он проходит еще три быстрых круга.
Чандок: «Я начал слегка осторожно, на промежуточных шинах машина начала дергаться. EB5, кажется, выглядит лучше с точки зрения управляемости автомобилем. С настройками EB2 машина выглядела более резкой».
Рамирес: «Окей, Карун. Спасибо за сессию. Парни, с этого момента можем переключаться. Поменяйте настройки для Хейкки и смените также тормоза».
В боксы заходит Хейкки Ковалайнен, а Чандок снимает шлем...
вот бы знать во время тренирвоочных сессий радиорепортаж - многие становится наполнено смыслом