«Я не верил, что смогу вернуться домой живым». 10 зрелищных моментов Гран-при Германии
Гран-при Германии пройдет в 75-й раз. Официально в календарь «Формулы-1» вошел в 1951 году. С тех пор с небольшими перерывами всегда присутствовал в календаре. Естественно, что за это время произошло много интересных событий.
После Второй мировой войны этап проходил на трех автодромах: Нюрбургринг, Нордшляйфе и Хоккенхаймринг. Один раз официально был АФУС. Под Нюрбургрингом понимается огрызок, который принимал «Формулу-1» после аварии Ники Лауды в 1976 году. Нордшляйфе же очень популярен и по сей день. Здесь бьют рекорды и машины не только пилоты, но и обычные люди, которые хотят покорить этот «Зеленый Ад».
Йос Ферстаппен в огне
Хоккенхайм, 31 июля 1994 года
С сезона 1994 года вновь разрешили дозаправки, что вызвало немало споров как со стороны пилотов, так и со стороны руководителей команд. Раскаленный воздух над болидом мог привести к плачевным последствиям. В первых восьми гонках сезона проблем не возникало, но все изменил один случай.
На 15-м круге пилота «Бенеттона» Йоса Ферстаппена зазвали в боксы. Кадры того пит-стопа - одни из самых известных не только в «Формуле-1», но и за её пределами. Механик команды, Саймон Морли, попытался вставить в горловину топливный шланг, но что-то пошло не так. Когда он снова попытался это сделать, во все стороны хлынул бензин.
Попав на раскалённые элементы выхлопной системы, топливо вспыхнуло, превратив машину в один большой огненный шар. К счастью, пожар удалось очень быстро потушить, а гонщик и пятеро механиков отделались лёгкими ожогами. Сильнее всего пострадали Морли и Ферстаппен, но всё могло закончиться гораздо хуже. О продолжении гонки для Йоса, разумеется, речи не шло.
Все из-за погони за скоростью проведения пит-стопа. Вообще в том сезоне много чего было интересного (можете найти в блоге). Подозрения «Бенеттона» в нарушении регламента, дисквалификация Михаэля Шумахера и тд. Шумахера пощадили, но в итоге немец сошел из-за проблем с мотором. Из-за аварии в первом в повороте сошли сразу 10 пилотов. Победителем сумасшедшей гонки стал пилот «Феррари» Герхард Бергер.
Первый поул и первая победа в карьере Уэббера
Нюрбургринг, 12 июля 2009 года
Марк Уэббер проводил за «Ред Булл» уже третий сезон, имея на счету четыре подиума, но победу одержать так и не мог.
Все изменилось в 2009 году, когда Гран-при Германии впервые с 1985 года официально проводился на трассе Нюрбургринг.
Уэббер проделал долгий путь к этой победе, дебютировав в «Формуле-1» в далеком 2002 году. На стартовом поле австралиец стоял впереди двух пилотов команды «Браун»: Рубенса Баррикелло и Дженсона Баттона.
В гонке Уэббер вместе с Себастьяном Феттелем принесли команде «Ред Булл» дубль. Марк стал первым австралийцем после Алана Джонса, побеждавшим в гонке. Последний успех Джонса пришелся на Гран-при Лас-Вегаса 1981 года.
Пике устроил драку, а Тамбэ одержал эмоциональную победу
Хоккенхайм, 8 августа 1982 года
Начало сезона обернулось для «Феррари» катастрофой. Мир потерял талантливого Жиля Вильнева. На Гран-при Германии лидер чемпионата Дидье Пирони во время практики попал в аварию, которая поставил крест на карьере пилота «Формулы-1». Пилот «Феррари» по итогам сезона займет второе место. Пирони продолжил карьеру в гонках на моторных лодках. В 35 лет его жизнь трагически оборвалась. Француз разбился на воде.
Все надежды Скудерия возложила на Патрика Тамбэ. Нельсон Пике за рулем «Брэбэм» легко вышел в лидеры, но все закончилось столкновением с Элисео Саласаром. Тамбэ спокойно выиграл гонку. Компанию ему на подиуме составили Рене Арну и Кеке Росберг.
«О чем Саласар думал, когда совершал этот маневр… и я должен сказать, что это абсолютный позор», - заявил Джеймс Хант в роли комментатора BBC.
Колумбиец выбил с трассы обе машины. Пике в ярости подбежал и ударил его. Когда вы еще сможете увидеть подобное в «Формуле-1»?
Правда, позже выяснится, что у Пике были проблемы с мотором.
Звездный час Джеки Стюарта
Нюрбургринг, 4 августа 1968 года
Гонка проходила на знаменитой 22-й километровой трассе.
«Узкая и кочкообразная трасса, множество поворотов, даже в солнечный было сложно понять, где ты находишься на трассе в данный момент, в дождь и туман у тебя вообще не было шансов.
Ничто не приносило мне большего удовлетворения, чем победа на Нюрбургринге, и все же я сильно опасаюсь этой трассы. Когда я уезжал из дома на Гран-при Германии, то всегда останавливался на пороге и оглядывался назад. Я не был уверен, что смогу вернуться обратно».
Так Джеки Стюарт отзывался о трассе, которой дал прозвище «Зеленый Ад».
Залитый дождём Нюрбургринг – наихудшее сочетание для такого сторонника безопасности, как Джеки Стюарт. Но всё же именно в таких условиях шотландец одержал одну из своих самых знаменитых побед, опередив на четыре минуты ближайшего преследователя Грэма Хилла.
Мастерство и храбрость Стюарта, показанные в гонке, которую он требовал отменить, позволили ему продемонстрировать один из лучших пилотажей в истории «Формулы-1».
Чудесное спасение Ники Лауды
Нюрбургринг, 1 августа 1976 года
В 1976 году сражение за титлу развернулось между пилотом «Макларена» Джеймсом Хантом и пилотом «Феррари» Ники Лаудой. Хантом двигали эмоции, а Лаудой холодный просчет.
Один из самых драматичных моментов в истории «Формулы-1» произошел в 1976 году на Гран-при Германии.
Туман. Временами моросит дождь, осенняя прохлада.
Старт отложен, о состоянии трассы ходят самые разные слухи. Впрочем, ясно, что трасса абсолютно сырая. Поэтому на машине установлены шины для дождя.
Я стартовал неважно, хоть и стоял в первом ряду: я трогался со второй передачи, поскольку трасса была сырая, но слишком сильно открыл газ. Колёса забуксовали, что на второй передаче особенно неприятно. Если прозеваешь момент, когда колёса «ещё держат», остаёшься практически на месте. Со мной так и произошло.
Первый круг. Скользко, а так, в общем, ничего. Шёл где-то на девятом месте. Трасса подсыхала, и я заехал в боксы для замены резины. Чёткая, быстрая замена...
...Слышу какое-то гудение. Вертолёт! Я в вертолёте!
Естественно, я видел фильмы и видеозаписи. И не один раз. Еду с горы, на повороте принимаю влево и цепляю поребрик. Заднюю часть машины начинает сносить. Поворотом руля в противоположную сторону устраняю эту проблему. Всё в порядке. Скорость чуть более 200. И вдруг машина устремляется вправо, пробивает ограждения, от какого-то столба отскакивает назад, теряет бак. Одним из столбиков с моей головы сбило шлем. «Феррари» стоит поперёк трассы. Его таранит машина Бретта Ланджера и сотню метров тащит за собой. Жизнь мою спасают Мерцарио, Ланджер, Эдвардс и Эртл. Они вытаскивают меня из горящих обломков. Большое дело совершил Артуро Мерцарио. Словно древний бог он прошёл сквозь огонь и освободил меня от привязных ремней. Между прочим, его подвиг не изменил его отношения ко мне. Он меня просто не переваривал и постоянно атаковал и ругал меня в итальянских газетах. После несчастья он продолжал выступать в том же духе. Это был по-настоящему бескорыстный спаситель – он вырвал из огня парня, которого просто терпеть не мог.
Более подробно читаем здесь:
«Зеленый Ад». Жизнь Ники Лауды в «Феррари»
Первая победа Шумахера на родине
Хоккенхайм, 30 июля 1995 года
Немецкие фанаты могли лицезреть на первую победу действующего чемпиона у себя на родине.
Тысячи фанатов поддерживали Михаэля на домашнем Гран-при. Масла в огонь подливала британская пресса, поддерживающая Деймона Хилла – главного соперника немца в борьбе за титул.
Как же было приятно видеть немецким фанатам вылет пилота «Уильямса» уже на первом круге. Все произошло прямо в секции стадиона перед тысячами зрителей. Эта победа почти окончательно поставила точку в борьбе за титул.
Лучшая гонка Маэстро в карьере
Нюрбургринг, 4 августа 1957 года
Хуан Мануэль Фанхио за рулем «Мазерати» одержал последнюю и, возможно, лучшую победу в карьере. Эта победа фактически позволила одному из лучших пилотов в истории завоевать пятый титул в карьере.
На первом ряду оказались два «Мазерати» (Фанхио и Вера) и две «Феррари» (Хоторн и Коллинз). Брукс, лучший из пилотов Vanwall, проиграл Фанхио 10 секунд. В гонке было заявлено всего 15 машин «Формулы-1». Чтобы увеличить зрительский интерес и повысить плотность машин на длинной 22-километровой трассе, организаторы решили одновременно с гонкой Ф-1 провести и заезд Ф-2, в котором гонщики боролись за отдельные призы. В квалификации лучшим из пилотов Ф-2 был Эдгар Барт на спортивном «Порше» 550RS, который заодно с соперниками по классу оставил за спиной и 4 «Мазерати» Ф-1.
Тим-менеджер «Мазерати» Нелло Уголини выбрал для своих пилотов тактику с одним заправочным пит-стопом, чтобы уйти со старта с полупустыми баками. «Феррари» и Vanwall планировали ехать «нон-стоп». Официальный рекорд круга в гонке на Нюрбургринге, установленный Фанхио в 1956 году на Lancia-Ferrari D50, был равен 9'41.6. Результаты квалификации не вызывали сомнений, что рекорд этот падет, как не вызывало сомнений и то, что побьет его именно Фанхио. Аргентинскому Маэстро было уже 46 лет, и он подумывал о завершении карьеры гонщика. Но даже в этом возрасте Фанхио был на голову выше всех остальных, в чем еще раз убедились собравшиеся на Нюрбургском кольце зрители.
На старте, однако, чемпион уступил Хоторну и Коллинзу и ушел в гонку третьим. После первого, очень быстрого, круга с места (Хоторн прошел его за 9'42.5) вслед за тройкой лидеров располагались Бера, Муссо, Шелл, Брукс, Мосс и Льюис-Эванс. А затем, уже в полумиле позади, ехали все остальные во главе с Сальвадори на Cooper Ф-2. Второй круг Хоторн проехал еще быстрее. Маэстро в начале третьего круга обогнал Коллинза, а чуть позже, на подходе к повороту Аденау, прошел и Хоторна. Маневр Фанхио тут же повторил и Коллинз, оставив Хоторна третьим. Теперь Фанхио ничего не сдерживало, и он мог сполна использовать резервы скорости, которые давал ему заполненный лишь наполовину бак. Аргентинец довольно быстро уходил вперед. Хоторн и Коллинз ехали вместе, чуть сзади - Бера, далее, «толкаясь локтями», неслись Муссо и Шелл, и только затем, на приличном отдалении от лидеров, следовало трио Vanwall. В глубине пелотона Сальвадори и Барт оспаривали первенство в Ф-2.
Фанхио улучшал рекорд трассы практически на каждом круге, и к 10-му кругу довел его до 9'29.5, а свое преимущество над Хоторном (теперь он ехал вторым) - до 28 с. В середине дистанции, - а именно, после 11 кругов - Фанхио отправился на плановую дозаправку. Долгий пит-стоп с заправкой и заменой задних колес трансформировал его 30-секундное преимущество в 50-секундное отставание от пары Хоторн-Коллинз, которые теперь вели с переменным успехом борьбу за 1-е место. 2-3 первых круга после возвращения на трассу Фанхио ехал спокойно, притирая новую резину и привыкая к полному баку, а затем помчался вперед с новой силой, отыгрывая у лидеров по 6-7 с на круге:
17-й круг - 9'28.5. Около 30 с отставания.
18-й круг - 9'25.8. В боксах «Феррари» вывешивают табличку «Faster» - «быстрее», но Хоторн с Коллинзом и так едут на пределе.
19-й круг - 9'23.4! 13,5 с отставания.
20-й круг - 9'17.4!!! 3 с отставания. Паника в боксах «Феррари» и ухмыляющийся Уголини на капитанском мостике «Мазерати».
21-й круг. Хоторн, Коллинз и Фанхио пересекают линию старта-финиша, разделенные лишь длиной машины. В вираже Nordkehre Фанхио обходит Коллинза. Коллинз тут же отыгрывается. Фанхио атакует еще раз, и, выезжая на обочину, все-таки обгоняет англичанина. При этом камень из-под колеса машины Фанхио разбивает Коллинзу очки, и Питер замедляет ход. Середина круга. Вираж Breitscheid. Фанхио обходит Хоторна!
22-й, и последний, круг. Фанхио первым пересекает финишную черту. Хоторн проигрывает аргентинцу 3,6 с, а через полминуты подъезжает и Коллинз.
«Сегодня я ехал так, как не ехал еще никогда. И, честное слово, я бы не хотел больше вести машину на таком пределе».
Брукс мастер Берлинского бэнкинга
АФУС, 2 августа 1959 года
«Дорога для автомобильного движения и испытаний» - АФУС. АФУС, один из самых необычных треков, принимавших у себя этапы «Формулы-1», начали строить почти сто лет назад, а закончили уже после Первой мировой войны. Как сообщается, к работам в берлинском пригороде активно привлекали пленных солдат и офицеров русской армии. Первые гонки прошли здесь в сентябре 1921-го. А чтобы такое хорошее сооружение в свободное от соревнований время не простаивало даром, «Дорогу для автомобильного движения» использовали в соответствии с названием – в качестве платного шоссе.
В общем любой желающий может почувствовать себя гонщиком, проехавшись по остаткам этой трассы в Берлине. Скоро обещают отреставрировать трибуну, которая долгое время вообще никак не использовалась.
В субботу накануне гонки «Формулы-1» в заезде спорткаров разбился Жан Бера. «Порше» француза закрутило на сырой трассе, гонщик вылетел из кокпита, ударился головой в фонарный столб и погиб на месте.
Днем позже в похожую ситуацию попал немец Ханс Херманн – на его BRM отказали тормоза, гонщик потерял управление в скоростном профилированном повороте, машина налетела на ограждающие полотно тюки соломы и несколько раз перевернулась. Херманн также не удержался в кокпите и описал дугу по воздуху – но отделался лишь парой синяков и ушибов.
Гонка состояла из двух частей – такое в истории «Формулы-1» происходило лишь в единичных случаях, причем во всех остальных случаях остановка по ходу дистанции была вынужденной, а здесь – запланированной. Паузу сделали, чтобы команды могли сменить шины, нагрузки на которые на скоростной трассе АФУС были особенно высоки.
По ходу дистанции все, кто мог помешать триумфу «Феррари», столкнулись с проблемами. Стирлинг Мосс стартовал вторым, но уже на втором круге сошел из-за отказа трансмиссии своего BRM, «Купер» американца Мастена Грегори в какой-то момент даже лидировал, но затем остановился из-за поломки мотора. Наконец, после второго старта гонку повел Брюс МакЛарен, но и ему не удалось добраться до финиша. В итоге подиум стал вотчиной Скудерии – его заняли напарники Тони Брукс, Дэн Герни и Фил Хилл.
Из-за нехватки топлива Просту пришлось толкать свой болид
Хоккенхайм, 27 июля 1986 года
Первый ряд стартового поля достался пилотам «Макларен»: Кеке Росбергу и Алену Просту. Однако оба замешкались на старте - и вперед проскочили Айртон Сенна на «Лотусе» и гонщик «Бенеттон» Герхард Бергер.
Однако знаменитые длинные прямые Хоккенхаймринга благоволили машинам с самыми мощными моторами - а таковыми летом 1986 года были McLaren-Porsche и Williams-Honda. Именно гонщик Фрэнка Уильямса - Нельсон Пике - в скором времени и вышел в лидеры, проведя серию красивых обгонов. Правда, атаки привели к повышенному износу шин. Нельсон планировал лишь один пит-стоп, но решил рискнуть и поехал в боксы во второй раз. Вперед вышли пилоты «Макларена».
Затем, когда те тоже поехали менять колеса на середине дистанции, Пике вновь вышел вперед. Создать до заключительной остановки достаточный задел гонщик не смог, потому выехал с пит-стопа только третьим. Но ему хватило десятка кругов, чтобы на свежих шинах последовательно разобраться с Аленом Простом и Кеке Росбергом - и устремиться к финишу в статусе лидера.
Последние круги, как это частенько бывало в ту пору, стали сражением за бензин. Все пилоты, оставшиеся на трассе, ощутимо сбросили скорость и стали на прямых бросать машину вправо-влево, чтобы собрать последние капли топлива со стенок бака.
Первым же до клетчатого флага добрался умелый стратег Пике. Шедший следом Росберг остановился на последнем круге. Его напарник Прост пропустил нескольких соперников, все более теряя ход. Вторым - практически накатом - до клетчатого флага добрался Сенна, а третьим неожиданно стал Найджел Мэнселл. На «Уильямсе» британца всю гонку барахлило рулевое управление, и он совершенно не рассчитывал финишировать на подиуме.
Ну а финальным аккордом гонки стал полный отчаяния поступок Проста – «Макларен» француза докатился до финишной прямой, где окончательно остановился - и гонщик, не готовый смириться с поражением, стал сам толкать машину к линии хронометража...
Пилоты «Макларена» замкнули очковую зону. Четвертым же стал пилот «Лижье» Рене Арну.
Из 26 стартовавших машин до финиша добралось всего 9. В числе технических неполадок 17 сошедших болидов, не считая двух «Макларен» без топлива, встречалось буквально всё: перегрев, пожар, сломавшиеся моторы, турбо, радиаторы, сцепление, подвеска, коробка передач. В конце стоит отметить, что, несмотря на свой более ранний сход с дистанции, именно Росберг, а не Прост, был в итоге классифицирован 5-ым, ведь оба болида «Макларена» прошли лишь по 43 из 44 полных кругов, и на момент пересечения финишной черты в 43-ий раз именно финнский пилот «Макларен» был впереди своего напарника.
Вот это были гонки. Кстати, эта гонка объясняет систему начисления очков тех времен. Вообще забавно, что только один пилот из всех доехал гонку без проблем. Вот и не нужно было выдумать никакие искусственные меры по увеличению зрелищности гонок.
Баррикелло одерживает первую победу в карьере
Хоккенхайм, 30 июля 2000 года
На пороге XXI века автодром Хоккенхаймринг заметно проигрывал современным аналогам. Небольшой гоночный комплекс, необходимость возводить отдельный пресс-центр для этапов больших соревнований, не самый просторный паддок. Зато сама трасса по-прежнему была великолепна. Длинные прямые, проложенные по лесным просекам, коварные связки медленных поворотов и конечно же Мотодром, доставляющий столько головной боли инженерам и регулярно пестрящий черно-красно-желтыми флагами. О том, что Хоккенхайм втайне уже приговорен к «тилькезации», тогда еще не знал почти никто.
В дождливой квалификации Баррикелло занял 18-е место – подвела электроника. «Худший день в моей жизни», - заявил бразилец.
В гонке же произошел забавный инцидент. Бывший рабочий завода «Мерседес» решил отомстить за увольнение, выбежав на трассу в белом плаще. В те времена Черный Лес, по которому проходила трасса, был открыт для прогулок, и при известном умении и несознательности было не так и сложно пробраться к ограждению трассы и даже перемахнуть через него. В итоге гонка для «Макларен-Мерседес» была подпорчена.
В боксы поехали все разом. Все, кроме Баррикелло. Бразилец всегда отличался умением контролировать машину на скользком покрытии, кроме того, 7-километровое кольцо было вытянуто на три с лишним километра, и его часть оставалась сухой. Некоторые горячие головы, вроде Рикардо Зонты или Йоса Ферстаппена, вскоре вылетели с трассы, но Рубенс продолжал движение к финишу. Он стартовал лишь с 18-й позиции, и казалось, вовсе не имел шансов на успех. Но в дождевых брызгах на сликах первым пересек линию финиша, открыв счет победам в Ф1.
На подиуме гонщик в красном комбинезоне не смог сдержать эмоции, и из его глаз без остановки катились слезы счастья.
Этот момент я решил вспомнить для того, чтобы поддержать бразильца. Ведь в начале этого года ему удалили опухоль.
«Я был в душе и вдруг почувствовал острую головную боль. Ощущение было, словно голова взорвётся. Я присел и лишь спустя несколько минут смог обратиться к жене. Боль была невыносимая и я сразу понял, что всё серьёзно. Я обратился к другу, который разрешил ситуацию. Я перенёс операцию по удалению шейной опухоли. Чудо, что я жив. Когда я выписался из больницы, мне сказали, что лишь 14% пациентов способны жить после такого полной жизнью и не имеют никаких повреждений. Я боялся, что больше не смогу участвовать в гонках, к счастью, это не так».