10 мин.

В «Формуле-1» невыносимые диеты. Настало время перемен

Спорт – важная часть физической подготовки гонщиков, однако атлетами их назвать нельзя. По словам Йозефа Либерера, который долгие годы тесно сотрудничал с Айртоном Сенной в качестве инструктора по питанию: «Физическая подготовка гонщику необходима, но она все же не столь тяжела, как, например, у бегунов-марафонцев, велосипедистов или гимнастов. Все-таки они не педали крутят, а управляют машиной, которую движет мотор мощностью под 900 «лошадей», так что тренируют, главным образом, мышцы шеи, плеч и «дыхалку».

Куда более важен правильный рацион, диета. Продолжительный прием «неправильной» пищи существенно тормозит метаболические процессы в организме, соответственно замедляя не только физические реакции, но и мыслительный процесс. Проще говоря, пилоту необходима диета, сбалансированная в сторону углеводов, обеспечивающая организм энергией, протеином для укрепления мышечной ткани и различными витаминами, и минералами, помогающими пищеварительной системе».

Вообще же идеальная формула «пищеприема» для гонщиков по сути очень близка известному выражению: «Завтракай как король, обедай как принц и ужинай как нищий».

Когда участников «Формулы-1» и вообще любого автогонщика спрашивают о том, чем их кормят, все практически единогласно говорят – «макароны». И это абсолютно оправдано, ведь твердые сорта пшеницы, из которых изготавливают современные макароны, содержат крахмал кристаллической формы, который не теряет свое строение и способность удерживать белок при термообработке. Жир в макаронах из цельномолотого зерна ненасыщенный, а значит – он быстро расщепляется и полностью усваивается организмом. Кроме того, макаронные блюда из цельных сортов зерна богаты белками, клетчаткой, массой минеральных веществ и медленными сахарами, которые способны сгорать и усваиваться постепенно, полностью восполняя гликогенные запасы в печени и мышцах.

Завтрак

Так, завтрак пилота «Формулы-1», как правило, включает тарелку разведенных в молоке мюсли и прочих зерновых смесей, одно-два яйца (предпочтительно вареных), йогурт и фруктовый салат. Отдельно в чистом виде пьют много молока, в котором очень много всех необходимых питательных веществ – и протеинов, и белков, и кальция, и витаминов. Пилоты-сладкоежки также кушают богатый полезными веществами мед.

Обед

Обед должен обеспечить организм пилота надлежащей энергией, поэтому в основном включает в себя такую богатую углеводами пищу как макароны. Для придания им вкуса гонщикам не возбраняется поливать их различными густыми соусами – томатным, чесночным, сырным, карбонара или оливковым маслом.

Однако с обедом не все так просто. «С физиологической точки зрения в день проведения Гран-При идеальным для гонщика было бы съесть положенную ему на обед порцию макарон в 10.30 утра, но в это время у них, как правило, не возникает еще желания подкрепиться, – сетуют работающие с пилотами Ф-1 специалисты по правильному питанию. – Затем они отправляются на брифинг и поприветствовать спонсоров в VIP-паддок, освобождаясь лишь где-то к 12.30. Но вся съеденная в это время пища должна обязательно перевариться к 14.00, к старту гонки, так что вместо оптимальных 120 г макарон гонщику приходится съедать всего 70».

Сколько нужно пить воды во время гонки

Перед стартом также очень важно, чтобы в организме гонщика было достаточно воды. В ходе почти двухчасовой гонки пилот теряет 1,5-1,8 л жидкости. «Если почки работают исправно, можно пить сколько угодно жидкости: организм человека прекрасно приспособлен к тому, чтобы легко и быстро естественным путем освободиться от ее избытка, – шутят «формульные» доктора. – К тому же обильный прием воды снижает риск появления камней. А вот фруктовые соки в больших количествах пилотам противопоказаны: они хоть и богаты витамином С, но также содержат фруктозу (фруктовый сахар), а ее избыток крайне нежелателен».

Вот, что испытывал Даниил Квят, когда у него отказала система подачи воды: «Гонка получилось сложной — я был вынужден больше бороться со своей машиной, чем с соперниками. Пилотировать было очень тяжело — автомобиль постоянно скользил. Кроме того непросто оказалось работать с резиной. К сожалению, система подачи воды отказала, и практически всю дистанцию я проехал, не выпив ни глотка — это превратило гонку в настоящее испытание. При отсутствии всех этих проблем можно было рассчитывать на борьбу за очки».

Можно ли употреблять алкоголь?

Употребление же алкогольных напитков в течение гоночного уик-энда, равно как и в дни тестов, конечно, по известным причинам строжайше возбраняется. Однако в прочее время умеренное количество спиртного вполне приемлемо. «Бокал-другой хорошего крепленого вина, вроде хереса, перед обедом «включит» желудок, так что к моменту приема пищи в нем будет уже достаточно желудочного сока для немедленного ее переваривания», – считает доктор Чеккарелли.

Ужин

Что касается ужина, то тут гонщики вовсе не «нищенствуют», и уж тем более не отдают его, согласно еще одному известному диетологическому изречению, врагу, то бишь сопернику.

Во время Гран-При за питание всего командного состава, в том числе и пилотов, отвечает столовая командного моторхоума – целого передвижного дома на колесах, в котором проводятся встречи с прессой, располагается тренажерный зал и комнаты отдыха. Поесть на паддоке можно в любом из моторхоумов, в столовых которых представлены разные кухни.

Повара столовых обычно готовят как для самих пилотов – двоих основных и двоих резервных, а также для всех остальных членов команды и гостей моторхоума и паддока. Каждый день готовится порядка пяти разных блюд, выбор которых зависит от времени года и особенностей города или страны, где в данный момент проводится Гран-При.

Меню для команды отличается от предлагаемого гостям выбора блюд большим разнообразием овощей, закусок и салатов. Суп – обязательный атрибут, и на выбор предлагаются два вида вторых блюд – мясное и рыбное, с гарнирами нескольких видов. По традиции предлагается паста одного-двух видов. Фастфуд на «Формуле-1» не приемлют ни в каком виде, поэтому здесь вы не найдете ни гамбургеров, ни пиццы.

Пилотам готовят пищу отдельно и в дни заездов они едят только чемпионскую еду – нежирное мясо, пасту и овощи. Заказы на конкретные блюда поступают непосредственно от физиотерапевтов гонщиков. Повара с удовольствием стараются над индивидуальными заказами для своих героев. А как же, ведь по сути – все, кто здесь есть, работают ради этих двух человек, от самочувствия и здоровья которых зависят результаты всей команды!

Вот, что говорил Дженсон Баттон в 2014 году, когда болиды резко прибавили в весе: «Некоторые парни находятся на грани срыва. Я уверен, что многие обезвоживают себя, поскольку и сам весь прошедший год занимался тем же самым – ходил в сауну, в парную, не увлекался едой и не пил перед квалификацией. Жаль, что нам приходится делать подобные вещи, поскольку регламент вынуждает».

Очень тяжело пришлось в том же 2014 Адриану Сутилю. С 2015 года в «Формуле-1» он больше не выступает. Баттон собственно тоже. Да и Квят. Сейчас очень необычно выглядит Окон. 

Льюис Хэмилтон

174/68

Валттери Боттас

173/70

Кими Райкконен

175/70

Себастьян Феттель

175/62

Серхио Перес

173/63

Эстебан Окон

186/66

Сергей Сироткин

184/71

Лэнс Стролл

180/70

Шарль Леклер

179/69

Маркус Эрикссон

174/64

Ромен Грожан

180/71

Кевин Магнуссен

174/68

Брендон Хартли

184/67

Пьер Гасли

177/72

Макс Ферстаппен

181/71

Даниэль Риккардо

180/70

Стоффель Вандорн

176/65

Фернандо Алонсо

171/68

Карлос Сайнс

177/66

Нико Хюлькенберг

184/74

Cо следующего года хотят ввести минимальную массу пилота вместе с сидением на уровне 80 кг. Это облегчит ситуацию для высоких гонщиков, которые сейчас вынуждены придерживаться очень строгой диеты, чтобы вписаться в минимальную массу машин.

Но я не страдаю подобными проблемами и хочу взять номерок их диетологов :))