Хуже не придумать
Страшная авария Роберта Кубицы ставит под угрозу не только успешность выступлений «Лотус-Рено» в сезоне-2011, но и гоночную карьеру поляка. Блог «Версификаторные россказни» обдумывает дальнейшие варианты развития событий в команде из Энстоуна.
Полагаю, вы все уже слышали об аварии Роберта Кубицы на итальянском Ралли ди Андора (только не путайте с маленькой страной в Пиренеях между Францией и Испанией): гонщик потерял контроль над «Шкодой-Фабия S2000», в результате машина напоролась на стальной рельс безопасности – тот прошил автомобиль насквозь и стал причиной тяжелых травм Роберта.
В данном контексте уже не столь важно, стало ли происшествие следствием неровного асфальта, или слишком «брыкастого» «железного коня» – авария уже произошла, и назад ход истории не повернуть.
Первые сообщения в прессе носили неопределенный характер – слова «серьезная авария», «травмы» могли означать что угодно, да и раллийные автомобили в последние годы часто попадали в переделки, но гонщики быстро возвращались в строй. В этой связи вспоминается страшнющее на вид падение «Форда» Латвалы на Ралли Португалии в 2009 году, но Яри-Матти даже после такой переделки вышел «сухим из воды».
Однако во вчерашнем случае появлявшиеся подробности становились все более шокирующими – зажатая рука… целый час, который гонщик провел в машине… нарушение кровообращения… Когда немецкие агентства стали писать о возможной ампутации руки, стало совсем жутко. К счастью, до такого не дошло, но итоги все равно печальные – даже после семичасовой операции Роберт находится в тяжелом (пусть и стабильном) состоянии, а о том, прижилась ли уже начавшая отмирать рука, можно будет судить только через неделю. Что уж говорить о восстановлении – год, и это, по словам специалистов, возможно, минимум. Год в «Формуле-1» – это невероятно много, кроме того, неизвестно, вернутся ли все функциональные способности руки. Так что если в 2012-м Кубица вернется в «Ф-1» и продолжит выступать на прежнем уровне – это будет настоящим чудом.
В конце 80-х была история, отдаленно напоминающая сегодняшнюю – пилот «Бенеттона» Алессандро Наннини был главной надеждой всей Италии. Гонщик стремительно шел к успеху и в 1989-м после знаменитого столкновения Проста и Сенны в Сузуке даже стал победителем Гран-при. Однако вертолетная авария положила конец карьере – у Сандро чуть не оторвало кисть, врачи ее пришили, но ее функциональное состояние оказалось не таким, как прежде, и с «Формулой-1» Наннини пришлось завязать. В дальнейшем он успешно выступал в кузовных гонках, но, как понимаете, это уже совсем не то…
Так что дай Бог, чтобы Роберт выкарабкался и вернулся!
Если уж у многих болельщиков случившееся вызвало шок, то что говорить о команде, а также родных и близких поляка. В «Лотус-Рено», похоже, вообще не знали, как отреагировать – конюшня долго тянула с пресс-релизом, выясняя подробности происшествия, а руководитель коллектива Эрик Булье и вовсе выступил с обращением только вечером. Ругать руководство за беспечность сейчас уже не хочется – да, разрешили выступать в гонках, но произошедшего не изменить (остальным это будет уроком), да и от несчастных случаев никто не застрахован – сломать руки-ноги можно где угодно, даже в собственной ванной…
«Лотус-Рено» сейчас не позавидуешь. Команда ставила перед собой амбициозные цели, решать которые в первую очередь должен был именно Роберт (Виталий Петров, конечно, тоже должен всеми силами толкать конюшню вперед, но его роль – давайте откровенно – намного скромнее). Однако за месяц до старта все перевернулось верх дном. Кубица, вероятно, пропустит нынешний чемпионат, а серьезной замены ему нет. Из пятерки резервных пилотов (Сенна, Хароуз, Фаузи, Тун, Грожан) только бразилец и швейцарец имеют опыт выступлений в «Формуле-1», причем Бруно успел провести лишь пару тестовых дней за «Хонду» и сезон в никакой «Хиспании», в то время как Ромен провел в «Рено» остаток сезона-2009. Понятно, что о равноценной замене тут речи идти не может – оба пилота не готовы к тому, чтобы взять на себя лидерские функции. Так что Булье нужно или искать опытного и быстрого гонщика среди свободных, или выводить на роль первого в команде Виталия Петрова.
Последний вариант, как бы ни был мил нам с вами, пока что кажется не самым удачным. Россиянин, конечно, лучше знаком с коллективом, чем Сенна, и лучше знает машину, чем Грожан или кто-либо из остальных запасных. Однако Петров сам является прошлогодним дебютантом, при этом часто совершавшим ошибки…
В общем, скорее всего Эрик Булье и Жерар Лопес пойдут искать опытного гонщика на стороне. Кандидатур на место в команде с одной стороны много, а с другой – как-то не очень.
Кими Райкконен приходит на ум одним из первых. В случае возвращения в «Формулу-1» чемпиону мира 2007 года не придется вести борьбу с напарником из разряда топ-пилотов – это несомненный плюс, если финн, конечно, вообще намерен вернуться в чемпионат. С другой стороны, прошлогодняя история о переговорах Кими с «Рено» завершилась не очень красиво – гонщик обвинил конюшню в том, что его имя просто эксплуатировалось в рекламных целях, а на деле никаких разговоров не велось. Кроме того, сейчас Райкконен готовится ко второму сезону в WRC – он может просто оказаться недоступным для «Лотус-Рено».
Впрочем, большую роль в переговорах с Кими могут сыграть Стив и Дэвид Робертсоны – менеджеры Райкконена, – которые если почувствуют какую-то хорошую возможность для своего клиента, вцепятся в дело мертвой хваткой.
Другой вариант – бюджетный – Ник Хайдфельд. Немец в прошлом году поработал «пожарным» в «Заубере», опыт выступлений в «Формуле-1» у него большой, в техническом плане это один из самых подкованных гонщиков в пелотоне, так почему бы и нет?
Есть и другие варианты – Нико Хюлькенберг (который сейчас будет немного скучать по гонкам в «Форс-Индии»), Педро де ла Роса (в опыте испанца никто не сомневается, но в скорости…), есть еще, вероятно, чуть заржавевший Физико или никому не нужный Лиуцци. Наконец, нельзя исключать варианты, при которых «Лотус-Рено» выдернет к себе кого-нибудь из гонщиков слабых конюшен. Скажем, Тимо Глока из «Маруси-Верджина», или Хейкки Ковалайнена из «Лотуса». Хотя поверить в то, что два «Лотуса» согласуют переход пилота из одной конюшни в другую почти нереально…
Так что теперь Эрику Булье нужно не только беспокоиться о здоровье Кубицы, но также сесть и всерьез подумать над заменой поляку. От правильности выбора, возможно, будет зависеть судьба команды в предстоящем чемпионате.
О том же писал в другой ветке. Слив Хайфельду будет не так страшен. Может ещё Ник поделится опытом с Виталькой, чего не делал Кубица.
З.Ы. В коллекцию фантастических вариантов добавлю Вильнева :D
может 2009 ?
Приход Хайдфельда был бы лучше и для Петрова. Обьедь, например, Хюльк Петрова и о чем будет думать руководство по итогам сезона перед возвращением Кубицы?