«Альфа Ромео» снова в «Формуле-1». Пока как спонсор
Первые чемпионы мира помогут «Зауберу».
В последние годы худшая команда «Формулы-1» «Заубер» отчаянно искала покровителя, который выделил бы деньги на техническое развитие и помог уйти с последнего места в Кубке конструкторов.
В попытке прорваться в середину пелотона швейцарцы перебрали несколько вариантов: например, выстраивали отношения с «Мерседесом» через гонщика Паскаля Верляйна, или намеревались перейти на двигатели «Хонды» ради солидной денежной прибавки от японского автопроизводителя. В конце концов, после ожесточенной внутренней борьбы, закончившейся увольнением руководителя конюшни, владельцы выбрали курс на сближение с «Феррари» – разумеется, при встречном интересе итальянцев.
Итальянцы отказались от старого формата сотрудничества с «Заубером»
В прошлом десятилетии «Феррари» работала с Хинвилом примерно по той же схеме, как сейчас с «Хаасом» – поставляла не только двигатели, но также коробку передач и другую техническую начинку, и даже делилась чертежами шасси предпоследнего поколения. Однако то, что работало в прежние времена, нынешнему президенту Скудерии Серджио Маркионне теперь не нужно – у него появилась другая идея кооперации.
Здесь следует отметить важную деталь: Маркионне – не только президент «Феррари», но и исполнительный директор автомобильного концерна «Фиат-Крайслер», который владеет такими брендами как «Джип», «Лянча», «Альфа Ромео», «Мазерати», «Додж» и другими.
В какой-то момент Маркионне ухватился за мысль, что традиционный формат партнерства невыгоден с маркетинговой точки зрения – разве «Заубер» сможет рекламировать бренд «Феррари» лучше самой «Феррари»? Зато появление на болидах «Формулы-1» логотипов одной из подконтрольных итало-американскому концерну марок окажет большее влияние на продвижение и узнаваемость бренда среди миллионов зрителей.
Почему именно «Альфа Ромео»?
«Фиат-Крайслер», пожалуй, мог бы выбрать любой из своих брендов, но все же остановился на автопроизводителе из Турина. Во-первых, другие марки сильны сами по себе и дополнительная реклама им не нужна – скажем, у «Мазерати» и без «Ф-1» все хорошо.
Во-вторых, имя «Альфы» легко связывается с гонками. Когда-то это была ведущая итальянская автомобильная фирма, на болиде которой Джузеппе «Нино» Фарина выиграл первый в истории чемпионат мира «Формулы-1», однако с годами лидерство на Апеннинском полуострове перешло к «Феррари». В конце 70-х компания вернулась в «Ф-1», но ненадолго – после многообещающего начала начался кризис, выбраться из которого ей так и не удалось.
В туринге у «Альфы» дела шли намного лучше, однако и в этом виде гонок главные достижения остались в прошлом.
Джузеппе «Нино» Фарина
Важно, что за годы выступлений в автоспорте компания завоевала любовь многих людей, и потому возвращение именно этой марки тепло воспринимается болельщиками.
Впрочем, выбирая «Альфа Ромео», Маркионне руководствовался не только пристрастиями фанатов. Главная причина связана с продажами серийных автомобилей – дела идут очень плохо, и проблема касается лично президента компании.
Легче всего объяснить трудности цифрами: за последние 25 лет продажи серийных автомобилей «Альфы» упали почти в три раза, а доля на европейском рынке сократилась с 1,34 до 0,44 процента.
Маркионне, возглавивший «Фиат-Крайслер» летом 2009 года, пообещал сделать все, чтобы вернуть фирме былое величие, и последовательно представил четыре различных плана по продвижению бренда и увеличению продаж дорожных автомобилей. Однако у него ничего не получилось – после небольшого роста случился новый провал: в 2009-м и 2010-м «Альфа Ромео» продавала по 110 000 машин в год, в 2011-м – 131 000, а в 2016-м – всего 66 000.
Серджио ставил цель в 500 000 проданных автомобилей в год.
Впрочем, президент не сдался и поставил новую цель: «Альфа» должна стать конкурентоспособным игроком на мировом рынке – почти как «Мазерати», но не таким дорогим и эксклюзивным. В 2015-2016 годах в рамках новой концепции появились новинки «Джулия» и «Стельвио», которые позиционируются как престижные автомобили среднего класса.
«Джулия»
И в 2017-м наконец-то наметился прогресс – за три квартала было продано столько же машин, как за весь прошлый год. А для закрепления успехов на помощь пришла «Формула-1»: сотрудничество «Альфы» с командой «среднего класса» удачно вписывается в идею престижной, но не самой статусной марки.
Момент для продвижения бренда удачный еще и потому, что новые владельцы «Формулы-1» заняты похожим делом – вкладывают деньги, развивают гоночную серию и одновременно продвигают всех участников своего шоу. Момент для рекламы выдался просто идеальным.
Дело только в продажах серийных автомобилей?
Не только. В попытке улучшить чемпионат мира новые владельцы неосмотрительно высказались о перераспределении доходов и пересмотре регламента в области двигателей и тем самым настроили против себя сразу несколько топ-команд, в числе которых оказалась «Феррари». Поэтому в условиях нарастающего конфликта Скудерии очень важно заручиться поддержкой других коллективов – и нет ничего лучше, чем держать при себе маленькую ручную команду, которая в случае необходимости поможет с каким-нибудь важным решением – с учетом «Хааса» и «Заубера» у «Феррари» теперь три голоса.
Помимо чисто политических моментов, конечно, следует помнить и о том, что «Заубер» станет для «Феррари» местом обкатки молодых гонщиков – и со дня на день будет объявлено о контракте с одним из них: чемпионом «Формулы-2» Шарлем Леклером.
В чем заключается сотрудничество «Альфа Ромео» и «Заубера»
Все начнется с малого – поначалу итальянцы будут титульными спонсорами конюшни, которая с 2018 года начнет называться «Альфа Ромео Заубер». Однако в будущем помимо финансовой поддержки они начнут активнее участвовать в процессе создания шасси и улучшения двигателя. При этом Маркионне надеется, что и швейцарцы привнесут в рабочие процессы партнеров что-то полезное, а также поделятся своими ноу-хау. Учитывая, что в «Формуле-1» самое важное – это умение мгновенно адаптироваться к изменениям, лишними новые знания для «Альфы» точно не станут.
Далекая перспектива
Здесь уже начинаются фантазии и предположения, которые хоть и могут совпасть с реальными планами сотрудничающих сторон, но не факт, что сбудутся – в истории гонок были случаи, когда многообещающие альянсы иногда распадались раньше планируемого срока (возможно, вы вспомнили о «Макларене» и «Хонде»?).
Легко предположить, что нынешние владельцы «Заубера» видят в «Альфа Ромео» партнера, который поможет встать на ноги или даже через несколько лет полностью выкупит конюшню (особенно если хозяева устанут вкладывать деньги).
Для итальянцев же ситуация выглядит сложнее: с одной стороны, младшая команда в «Формуле-1» поможет разобраться с какими-то стратегическими вопросами и будет выгодна в среднесрочной перспективе – как испытательный полигон и место проверки молодых спортсменов. С другой – нужна ли им база в Хинвиле? Для чего вкладывать кучу денег в команду средней руки? – Чтобы создать еще одну сильную конюшню, которая будет только мешать «Феррари»?
Впрочем, думать о далеком будущем еще рано. Сегодня появление «Альфа Ромео» – это просто отличная новость как для болельщиков, так и для постоянно находящегося при смерти «Заубера». По крайней мере в ближайшие годы мы точно будем знать, что одной самобытной команде ничто не угрожает.
Фото: Gettyimages.ru/Harold Cunningham; globallookpress.com/imago/Crash Media Group; Gettyimages.ru/Keystone, Clive Mason
Действительно, чудесная новость, давно ждал Альфу в Больших Гонках!)
Только Альфа уже формально не миланская (хоть и была там основана), а Туринская - во всяком случае, штаб-квартира уже в Турине. Очень надеюсь, что планы Маркионне, наконец, осуществятся - нужно убирать с производства скорее провалившиеся, по сути, МиТо и Джульетту - и выводить еще по паре кроссоверов и седанов (универсалов) поменьше и побольше Стельвио и Джулии, соответственно. Хотя бы возвратятся к продажам 150 тысяч авто в год - уже будет полегче компании!
Я в них верю, что в ф1 в частности, что в автоиндустрии в целом!:)
Я немного ошибся это цифра была за 9 месяцев, т.е. за год примерно 35 тр, учитывая что Альфа в принципе не шерпотреб вполне достойная цифра для 1 модели, если моделей будет 10 то смогут выйти на запланированные мощности нового завода в 400 т авто в год.
А в Милане у Альфы уже ничего, к сожалению, не осталось: штаб-квартира в Турине, основное производство близ Рима и в том же Турине. Может, какой центр разработок остался в Милане, и то не факт...
Думаю, и так, и так правильно :) Историческое название - конечно же, миланская Альфа, ни разу не спорю.