6 мин.

Что дальше?

Заключительные этапы «Дакара-2011» не принесли больших сюрпризов: Нассер Аль-Аттия вырвал первое место в зачете автомобилей у Карлоса Сайнса, мотоциклист Марк Кома взял верх над Сирилом Депре, а команда «КАМАЗ-мастер» одержала историческую победу, заняв с первого по четвертое места в зачете грузовиков. Блог «Версификаторные россказни» подводит итоги двухнедельного марафона и задумывается о будущем знаменитого ралли.

Мотоциклы

Как уже говорилось ранее, борьба за первое место у мотоциклистов развернулась между гонщиками, выступающими на «КТМ» – испанцем Марком Комой и французом Сирилом Депре. Долгое время разница в общем зачете между заклятыми соперниками составляла меньше 10 минут, однако после ряда ошибок Депре и его падения в высохшее русло реки, Кома смог серьезнее оторваться от соперника и удержаться на первом месте с 15-минутным преимуществом.

Третьим должен был финишировать Франсиско Лопес Контардо. Чилиец уверенно держал позицию вплоть до заключительного этапа, однако за 22 километра до финиша «Априлия» подложила гонщику настоящую свинью – сломалась задняя подвеска мотоцикла. Каким-то чудом Лопес сумел все же финишировать с отставанием от лидера более чем в час, однако третье место все же ушло к португальцу Элдеру Родригесу.

Итоговая победа Комы стала для него третьей на «Дакарах», что позволило испанцу сравняться по этому показателю с Депре.

«Эта победа стала наградой за кропотливый труд, наградой за долгие годы и следствием напряженной работы в последние дни. Это бонус за те жертвы, которые мы приносили много-много лет. Мы ставили перед собой амбициозные цели, и чтобы их достичь, требовалось все делать на высшем уровне. Команда сделала все возможное, чтобы добиться успеха, и как у всех остальных, у нас тоже были трудности на «Дакаре», – сказал Кома после финиша в Буэнос-Айресе.

Автомобили

Несмотря на то, что именитый Карлос Сайнс одержал больше всех побед на этапах в «Дакаре-2011» (их оказалось семь), лавровый венок вручили не испанцу, а напарнику по команде Нассеру Аль-Аттия. Катарец почти половину дистанции сидел на хвосте у напарника, а когда появился момент – провел пару этапов на пределе и вышел на первое место. Теперь уже поднапрячься потребовалось Сайнсу, однако тут с «матадором» случилась одновременно неожиданная, но все же ожидаемая неприятность – Карлос слишком агрессивно приступил к делу, повредил машину и в итоге потерял целый час.

Аль-Аттия шел к этому успеху несколько лет. Для того, чтобы получить возможность побороться за победу, катарец даже покинул X-raid и направился в лучшую команду – «Фольксваген».

«Мы сделали это! Я так счастлив! На последнем этапе мы ехали очень аккуратно, и я все время думал о финише. Победа на «Дакаре» значит для меня, моей команды и моей страны невероятно много. Это великая победа, и трудно описать все то, что творится в голове. Думаю, теперь все узнают, где находится Катар!»

Теперь, когда миссия выполнена, Нассер может спокойно вернуться в коллектив Свена Квандта.

Грузовики

Сход Алеша Лопрайса, ставший следствием поломки турбокомпрессора на «Татре», позволил российской команде «КАМАЗ-мастер» вздохнуть с облегчением – после пустынных этапов у экипажей Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова и Эдуарда Николаева просто не осталось конкурентов – Франс Эхтер стал сдавать позиции, а Пеп Вила слишком поздно прибавил в скорости. В итоге в Буэнос-Айрес «КАМАЗ-мастер» приехала на первых четырех местах – и это удивительное достижение, говорящее о потрясающей надежности и скорости наших грузовиков, а также талантах гонщиков и механиков.

Седьмая победа Чагина на «Дакарах» стала рекордной – после нынешнего автомарафона россиянин превзошел достижение знаменитого Карела Лопрайса по победам в зачете грузовиков.

***

Третье издание бренда «Дакар» в Южной Америке получилось примерно таким, как и представлялось ранее: «КТМ», «Фольксваген» и «КАМАЗ» подтвердили статус лучших марок в своих классах, уверенно расправившись с соперниками на длинной дистанции. Попытки конкурентов навязать борьбу этим командам в очередной раз закончились неудачей, и даже в те редкие моменты, когда соперничество выглядело острым, казалось, что у фаворитов все равно имеется запас и в нужный момент они обязательно смогут прибавить.

При этом нельзя сказать, что отсутствие конкуренции делает «Дакар» совсем неинтересным, однако вряд ли кто-то поспорит с тем, что на рост зрительского интереса за пределами Аргентины и Чили подобная ситуация положительно не влияет. Обычному болельщику наскучили победы заводских команд – ведь по большому счету никакой интриги в марафоне нет. А где нет интриги – там и интерес меньше. Все просто. Дело дошло до того, что некоторые болельщики победителей перестали чувствовать, сколько труда вложено для достижения успеха – для таких людей победы стали обычным явлением, появилось ощущение, что первые места, скажем, «КАМАЗа» – это так же естественно, как и снег в Антарктиде. И такая ситуация не должна радовать организаторов ралли и рядовых болельщиков, жаждущих острой борьбы за лидерство между разными участниками.

Возможно, пришла пора что-то менять. Например, можно запретить участвовать профессионалам и снова сделать «Дакар» любительским мероприятием, как и было во времена первых ралли-рейдов по африканской Сахаре. Однако подобная идея приведет гонки в тупик. Во-первых, участие лучших команд и спортсменов – это отличная реклама соревнований – многим ли захочется следить за борьбой неизвестных любителей, зная, что есть более сильные гонщики и команды? Более того, именно профессионалы привлекают серьезных спонсоров и телевидение. Во-вторых, отказ от заводских коллективов сделает «Дакар» соревнованием более низкого ранга, а свято место, как известно, пусто не бывает, и профессионалы обязательно организуют новый ралли-рейд, который в глазах общественности станет заменой «Дакару».

Другой шаг – ограничить персонал и количество экипажей заводских коллективов. Подобная мера выглядит неплохой, хотя и трудновыполнимой. Да и минусом является то, что самые богатые команды смогут просто собрать лучших гонщиков и специалистов у себя, и история с бесконечными победами повторится снова.

Достаточно любопытной выглядит идея ежегодного переезда «Дакара» в новые страны и континенты – это позволит увеличить географию зрителей и заодно поставит участников в почти равные возможности, ведь маршруты каждый год будут совершенно разными и одинаково неизвестными для всех спортсменов. Однако главным изъяном подобной идеи является ее высокая финансовая затратность, да и вопрос с организацией гонки в некоторых государствах может встать ребром.

В общем, бегло пробежавшись по основным вариантам, мы понимаем, что усиления интриги в «Дакаре» – задача непростая, требующая глубокого анализа со стороны организаторов. И потому более вероятным развитием событий выглядит естественный уход заводских коллективов со сцены. Однажды постоянные победы перестают приносить крупнейшим брендам положительный коммерческий эффект, и возникнет перспектива перестройки таких коллективов в полузаводские, или их полного ухода из соревнований. Говорят, что в «Фольксвагене» уже серьезно задумываются о судьбе команды, выступающей в «Дакаре» – участие и подготовка к ралли влетает немцам в копеечку, а рекламный эффект с каждым годом снижается…

Все заданные вопросы характерны не только для «Дакара», но и почти всего автоспорта. Многие гоночные серии стараются решить схожие проблемы, и далеко не всем удается с ними справиться. Нам же остается только ждать и надеяться, что в будущем ситуация изменится к лучшему.