У гонщика в «Формуле-1» отобрали подиум сразу после финиша
Скандал.
Старт Гран-при США подарил болельщикам «Формулы-1» слабую надежду, что впервые после летней паузы Себастьян Феттель обыграет Льюиса Хэмилтона и сохранит интригу в чемпионате еще хотя бы на неделю, однако всего спустя шесть кругов после начала заезда пилот «Мерседеса» легко опередил гонщика «Феррари», удержался впереди после волны пит-стопов и до самого финиша контролировал отрыв, несмотря на отличную тактику Скудерии. Теперь борьба в личном зачете фактически завершена: скорее всего, официально Льюис станет четырехкратным чемпионом мира после Гран-при Мексики. А Кубок Конструкторов «серебряные стрелы» оформили уже сегодня.
Из-за отсутствия борьбы за победу на первый план вышли другие события, которых за полтора часа гонки в Остине набралось немало – и яркие сражения за места на подиуме почти вытеснили воспоминания о грустном положении в турнирной таблице.
Самой резонансной, но при этом типичной для современной «Формулы-1» оказалась история с Максом Ферстаппеном, который за несколько сотен метров до клетчатого флага обогнал Кими Райкконена, финишировал третьим, но на подиум не поднялся.
Как и год назад на Гран-при Мексики, голландец добрался до комнаты, в которой призеры готовятся к выходу за трофеями, и только там узнал неприятную весть о штрафе и потере призового места.
Несмотря на то, что подобные наказания не слишком здорово выглядят в глазах болельщиков, следует признать, что схема с объявлением до распития шампанского как минимум лучше, чем наказание пару часов спустя.
При этом пилот «Ред Булл», несмотря на итоговое четвертое место, все равно стал гонщиком дня по мнению болельщиков, и полностью заслужил похвалы фанатов и экспертов, учитывая обстоятельства уик-энда.
Выступление Ферстаппена такое крутое?
Еще до квалификации стало известно, что Макс получит штраф в 15 позиций из-за замены элементов силовой установки. Помимо этого, он допустил ошибку в третьем сегменте субботней сессии и уступил по чистой скорости Дэну Риккардо, что в этом сезоне случается нечасто. В гонке самому молодому победителю Гран-при компьютерная программа, рассчитывающая темп машины, предрекала лишь шестое место, но в реальности Ферстаппен за 10 стартовых кругов отыграл 10 позиций и еще до первого пит-стопа включился в борьбу с представителями других топ-команд.
Рывок Макса к подиуму во многом стал заслугой стратегов «быков». Они подсчитали, что тактика двух пит-стопов на трассе в Остине окажется выгоднее: «суперсофт» был лишь чуть медленнее более мягкого «ультрасофта» (даже быстрейший круг в гонке был поставлен на шинах с красной маркировкой), а свежая резина на последнем отрезке важнее, чем занимаемая позиция, поскольку на широком полотне «Трассы Америк» легко обгонять.
И пусть до Феттеля голландец дотянуться все же не смог (Скудерия вовремя среагировала на угрозу ответным пит-стопом), он все же последовательно прошел Боттаса и Райкконена. При этом маневр против Кими приключился всего за несколько поворотов до финиша, что добавило крутости всему выступлению Макса. Наверняка вскоре он получит очередные «десятки» от гоночных изданий.
Справедливо ли Макса наказали?
Официальная формулировка проста: «Ферстаппен покинул трек всеми колесами и получил за счет этого преимущество». Границами трассы считается не бордюр, а белая линия. С камеры Макса видно, что он действительно слишком глубоко нырнул внутрь 17-го поворота, при этом Кими оставил ему немного свободного места в пределах трассы. Так что формально вердикт стюардов был верным.
Однако, как это обычно и бывает со спорами по поводу судейства, дело в последовательности решений. Те, кто смотрел Гран-при США, видели, что многие пилоты часто нарушали границы трассы – например, Боттас несколько раз это делал, обороняясь от Риккардо и Райкконена, – но ни один случай не заинтересовал ФИА. Отличие же маневра Макса в том, что он оказался единственным, кто срезал трассу с внутренней стороны (хотя с точки зрения правил нет разницы, с какой стороны выезжать за белую линию).
В итоге известие о штрафе удивило всех, в том числе и «пострадавшего» Кими, который признался, что понятия не имеет, за что наказали его конкурента. Сам Ферстаппен поначалу отреагировал сдержанно, но позднее заявил, что такая реакция ФИА «убивает спорт».
Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер назвал решение «неправдоподобно жестоким» и обратил внимание, что нарушали пределы трассы все, а наказали только его гонщика.
Дальше всех пошел Йос Ферстаппен, который в твиттере обвинил ФИА в подыгрывании «Феррари».
Подпись на картинке: «ФИА – Международная Помощь «Феррари»
Эта история ничего не изменит
Хотя вердикт стюардов вызвал в стане «Ред Булл» бурю эмоций, больше всего эта история похожа на то, что происходит в футболе с игроками команды, в в ворота которой назначили пенальти – это просто эмоциональный выброс без какого-либо конструктивного зерна, ведь подавать апелляцию не имеет смысла.
Подиум в США ничего не значит ни для «Ред Булл», ни для Ферстаппена, ни даже для Райкконена, да и в «Формуле-1» после нынешней истории вряд ли изменят механизм вынесения судейский вердиктов. К тому же Максу и так слишком много всего прощали, поэтому нынешнее решение могло стать демонстративным указанием на то, что в гонках неприкасаемых нет.
В итоге все вовлеченные в ситуацию лица просто поразмышляют о несовершенстве мироздания и разойдутся. Обидно только за маневр Макса. Пусть он был совершен не в борьбе за победу, но все равно мог войти в золотой фонд обгонов на последнем круге. А теперь это как красивый гол в футболе, который не засчитали. Такие запоминают редко.
Фото: Gettyimages.ru/Will Taylor-Medhurst; globallookpress.com/Hoch Zwei/picture alliance
Макс срезал поворот и именно поэтому проехал его так быстро, опередив Кими.
Возможно он бы мог и так опередить соперника, но тут было явное нарушение.
Ну и до других пилотов - главное:
1. Не покидать трассу всеми четырьмя колесами
2. Не получать при этом преимущества.
Никто обычно не наказывает за расширение траектории, т.к. это потеря времени, а вот за срезки - постоянно.
Да, многие там-сям выезжают за пределы трассы, но это просто "нарушение границ трассы", Макс же не просто выехал за пределы, и с помощью этого выиграл позицию. То, что сделал Макс ничем не отличается от ситуации, если бы он обогнал Кими проехав реттифилио по прямой. Именно это называется "получение преимущества".
ФИА сама себя загнала в эту идиотскую ситуацию. Какого хрена поребрики шириной почти с машину, а сразу за ними идеальные асфальтовые/бетонные участки? Это просто провоцирует гонщиков на нарушения. Если бы там за поребриком был хотя бы метр гравия, то тогда можно было бы сказать, что Макс "рискнул всем" и выиграл (или нет).
Главное здесь не траектория, а выигрыш или проигрыш во времени. Макс выиграл - его и наказали. Конец дискуссии.