Почему «Феррари» проиграет этот чемпионат
К середине сезона Феттель растерял преимущество.
Последние круги Гран-при Великобритании стали для «Феррари» – команды, претендующей на победу в чемпионате мира, – катастрофой: занимавший второе место Кими Райкконен из-за проблем с шинами отправился на незапланированный пит-стоп, а через минуту прокол покрышки настиг и лидера сезона Себастьяна Феттеля. За пару кругов итальянцы откатились на третью и седьмую позиции, Кими лишился хорошего настроения, а Себастьян растерял почти все преимущество над Льюисом Хэмилтоном в личном зачете.
Подобная история могла случиться с любой командой, но печаль болельщиков Скудерии связана скорее не с досадной потерей в отдельной гонке, а с общей картиной развития сезона: если в начале года мы видели интересную борьбу двух равных команд, то к лету статус фаворита прочно закрепился за «Мерседесом». И то, что Феттель по-прежнему остается во главе турнирной таблицы, выглядит скорее стечением обстоятельств в последних Гран-при, нежели проявлением высокой скорости алого болида или талантов немца.
Последним этапом, на котором доминировали «алые», был Гран-при Монако. Но стоит учесть, что с тех пор прошло уже почти два месяца, а сама трасса в Монте-Карло настолько необычна, что ее не стоит рассматривать как полигон для демонстрации возможностей болида – «Мерседес» сейчас быстрее и является фаворитом чемпионской гонки. Это подтверждают и букмекерские котировки: одна из наиболее известных в мире контор дает после «Сильверстоуна» коэффициент 1.61 на Хэмилтона и 2.87 на Феттеля, то есть оценивает шансы немца выиграть чемпионат примерно в 35 процентов.
Что помешало «Феррари» в Великобритании?
Самой заметной неприятностью итальянской команды стали проблемы с покрышками на последних кругах. Хотя инциденты на машинах Кими и Себастьяна со стороны смотрелись похожими, по версии «Пирелли» они произошли по разным причинам: покрышку Феттеля проколол посторонний предмет, который немец подцепил где-то на трассе, а вот на болиде под номером 7 внезапно сошел протектор шины. И если Себ чувствовал вибрации весь второй отрезок, то происшествие с Кими стало для команды сюрпризом.
Но даже если отвлечься от покрышек, на «Сильверстоуне» Скудерии просто не хватало темпа: «Мерседес» был ощутимо быстрее и во время практик, и в квалификации, и даже в воскресенье, хотя считается, что сильные стороны машин «Феррари» в последние годы как раз проявляются на длинной дистанции. Однако Боттас, стартовавший из конца топ-10, без каких-либо проблем вклинился между гонщиками итальянской команды до того, как у тех начались трудности.
Есть ли какие-то претензии к гонщикам?
Скорее нет, чем да. Феттелю хоть и можно предъявить претензии за проигрыш напарнику в субботу, но неплохо бы помнить, что в топ-командах побед в квалификационных дуэлях с сухим счетом не бывает. Кроме того, четырехкратный чемпион мира долго боролся с привычно неуступчивым Максом Ферстаппеном и безнадежно упустил Льюиса и Кими. Что касается Райкконена, то за исключением небольшой блокировки напарника на первом круге – а такие вещи трудно обговорить заранее, – он провел отличную гонку.
Команда тоже все делала более-менее правильно: ранний пит-стоп Феттеля хоть и привел к сильному износу покрышек на финише, но был вызван необходимостью как-то обгонять пилота «Ред Булл» – потеря темпа из-за деградации резины была ценой за опережение голландца. Кстати, Ферстаппен тоже страдал от вибраций и совершил лишний пит-стоп одновременно с Кими, поэтому не стоит думать, что итальянцы напортачили с давлением в шинах и поплатились за это.
Главная проблема
«Феррари» проигрывает гонку модернизаций болида, и не впервые. В 2010 и 2012 годах в похожих обстоятельствах чемпионские титулы за рулем красной машины проигрывал и Фернандо Алонсо. Во втором случае испанец долго удерживал отрыв от преследовавшего его Феттеля, но команда немца (тогда это был «Ред Булл») к последним гонкам разогналась так, что конкурировать с ними по части развития шасси было невозможно.
Слабость Скудерии в «гонке вооружений» особенно обидна в свете того, что во времена Михаэля Шумахера прогресс по ходу сезона был сильной стороной итальянцев. Часто конкуренты приезжали на первый этап первенства с более быстрой (пусть и не всегда надежной) машиной, но уже к середине года Скудерия уравнивала силы и выходила вперед. И хотя это помогало не всегда, закономерность и потенциал технического штаба просматривался.
Сейчас же мы наблюдаем обратную картину: на предсезонных тестах «Феррари» считалась лидером пелотона, старт чемпионата прошел в равной борьбе с «Мерседесом», а вот начиная с Гран-при Испании немцы оказались быстрее. Да, «серебряные стрелы» в будущем могут поплатиться за решение полностью вложиться в развитие болида образца 2017 года, но пока их подход к доработке машины выглядит оправданным.
Важно и то, что шасси «Мерседеса» в первых гонках заметно хуже работало с покрышками, в то время как машина «Феррари» удачнее прогревала резину и удерживала ее в нужном температурном диапазоне. Боттас и Хэмилтон из-за недогрева или перегрева покрышек порой теряли по 0,8 секунды на круге, но как только команда подготовила обновления, на первый план вышли уже аэродинамические свойства шасси – с которым у «Мерседеса» уже несколько лет все отлично.
Также, по одной из версий, трудности итальянцев с прогрессом по ходу сезона вызваны сложной конструкцией в передней части машины: хитрую систему дефлекторов скопировать никто не смог, но и сама Скудерия выжала из этой концепции практически максимум. Развиваться же в этой области оказалось невероятно трудно.
Неужели у «Феррари» нет шансов?
Пока еще есть. Не стоит забывать, что «Формула-1» – вид спорта, где не последняя роль принадлежит случаю, да и Феттель в личном зачете по-прежнему лидер, пусть и с разницей всего в одно очко. В календаре еще найдутся этапы, на которых от «красных» можно ждать победы – например, медленные трассы в Венгрии и Сингапуре. А еще могут помочь технические проблемы конкурентов, пилотажные ошибки, аварии, дождевые Гран-при, судейские решения и прочие форс-мажоры.
Но по скорости лучшим остается «Мерседес», а значит фаворит – Хэмилтон. При неблагоприятном сценарии интрига может умереть за 2-3 гонки до конца сезона. Поэтому Маурицио Арривабене и его парням надо срочно что-то придумать, чтобы не рассчитывать только на удачу.
Но отчаиваться болельщикам «Феррари» пока не стоит. «Серебряные стрелы» смотрятся настолько мощно, потому что последние гонки проводили либо на подходящих им трассах (Канада, Азербайджан), либо в комфортных погодных условиях. Возможно, Феттель и Райкконен еще смогут нанести ответный удар в жару и на трассах, где более важную роль играет механическое сцепление и стабильное поведение шасси, а не мощность двигателя.
У ферров шансы лишь в Синге и Венгрии, да надеяться на проблемы мерса
На этой трассе так и было, но глобально ничего не изменилось. В гонке Фуры не уступают Мерсу. Афтор плач в меня лучше, чем писать такие бредни.