Лидер «Формулы-1» под угрозой дисквалификации
Автоспортивные чиновники недовольны столкновением Феттеля и Хэмилтона.
Что произошло?
Международная автомобильная федерация (ФИА) заинтересовалось инцидентом, произошедшим на Гран-при Азербайджана между лидерами гонки и всего сезона —чемпионами мира Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем. ФИА рассмотрит все имеющиеся данные о столкновении и проведет слушание дела в понедельник, 3 июля. Итоги процесса подведут до старта следующего Гран-при «Формулы-1», который пройдет 8-9 июля в Австрии.
Ходят слухи, что сам президент ФИА Жан Тодт сильно недоволен поведением немецкого пилота «Феррари» и взял дело под личный контроль. Иронично, ведь француз стал широко известен именно по работе в Скудерии с другим многократным чемпионом из Германии, Михаэлем Шумахером, не раз попадавшим в скандальные спортивные ситуации.
Почему ФИА так взъелась?
И правда, столкновения случаются почти в каждой гонке, и часто не по одному разу. Чем же это такое особенное?
В Баку Себастьян Феттель повел себя крайне несдержанно и агрессивно, создав потенциально опасную ситуацию (хотя, конечно, на скорости 50 км/ч в современной «Формуле-1» по-настоящему пострадать очень сложно). Однако, похоже, внимание Международной автомобильной федерации привлекло не само столкновение, а его эмоциональный фон. Ведь Себ уже позволял себе крайнюю агрессивность и несдержанность по отношению к противникам и даже гоночной дирекции на прошлогоднем Гран-при Мексики. Тогда дело удалось быстро замять – немец написал письмо автоспортивным чиновникам, в котором принес извинения.
Но ведь в азербайджанском столкновении все однозначно?
Как заметили в основном бывшие пилоты (например, Виталий Петров и Жак Вильнев), Льюис Хэмилтон неожиданно замедлился на выходе из злополучного поворота — и этот маневр не назвать логичным. Обычно в том месте в гоночных условиях начинают разгон, или при других обстоятельствах стараются работой рулем по максимуму нагрузить шины для прогрева. Также стоит принять во внимание слепой характер поворота — из-за барьера просто не видно, что происходит, замедляться там может быть даже опасно. Поэтому снижать темп на выходе из него не было необходимости — особенно когда машина безопасности уже уходила на следующий отрезок трассы впереди пелотона. Конечно, Льюис как лидер гонки мог диктовать темп остальным и готовиться к рестарту по своему усмотрению, но это не отменяет необходимости оценивать ситуацию и смотреть в зеркала. Вот если бы Хэмилтон стал замедляться на следующей после поворота небольшой прямой, то это бы намного логичнее.
При этом глупо думать, что лидер гонки с серьезным преимуществом в скорости на прямых перед главным противником сознательно решит кого-то брейктестить. Хэмилтон проходил этот отрезок трассы ровно в таком же стиле и перед первым рестартом, просто тогда Себ был слишком далеко. Без сомнений, Льюис сам не ожидал, что маневр закончится столкновением и яростью немца.
Тем не менее, слова Феттеля о нулевой необходимости такого стиля пилотирования имеют смысл. Однако ФИА после изучения телеметрии «Мерседеса» на основании собственного регламента не признала действия Хэмилтона торможением — по мнению стюардов, Льюис ехал стабильно. И в таком случае наказывать его как лидера пелотона в режиме машины безопасности не за что.
Разве Феттель не отбыл штраф еще в гонке?
Несмотря на все аргументы выше, стюарды признали немца виновным и присудили ему десятисекундный «стоп-энд-гоу». Заслуженность штрафа невозможно отрицать: именно машина немца поравнялась с «Мерседесом» и дернулась в его сторону, пока сам пилот негодующе размахивал руками. Хэмилтона на слушания спортивного суда не пригласили, а значит, инцидент целиком пересматриваться не будет – функционеры ФИА согласились с решением стюардов о маневрах британца и отсутствия его вины.
Следовательно, главным на повестке дня станет вопрос «было это нарочно или случайно?».
Почти наверняка «Феррари» на слушании признает недопустимость подобных инцидентов, но отметит случайный характер происшествия: мол, Феттель был так недоволен, что во время активной жестикуляции случайно дернул рулем в сторону конкурента.
Чего ожидать от нового разбирательства?
Дело непростое. С одной стороны, Себастьян – рецидивист, но с другой — не выступал провокатором, да и столкновение в Баку случилось на скорости 50 км/ч. Банить одного из главных претендентов на титул в таких обстоятельствах не слишком разумно. Нужно принимать во внимание и то, что руководит Федерацией не одиозный, эпатажный жестокий Макс Мосли, а тихий и любящий компромиссы Жан Тодт.
Скорее всего, в случае «правильного» поведения самого Себа (а ему неплохо бы признать свою вину и публично извиниться заранее), он получит выговор или предупреждение. Может быть, в нагрузку присудят еще пару штрафных баллов в суперлицензию (сейчас у Феттеля их 9, а дисквалификацию дают за 12, так что именно «пару») и денежный штраф.
На самом деле, если бы в реноме Феттеля уже не было недавней несдержанности на трассе, то до слушания спортивного суда ФИА наверняка бы и вовсе не дошло. Просто федерация не может не отреагировать на рецидив, иначе пострадает ее собственный авторитет.
Но если Себастьяна дисквалифицируют на гонку?
Даже в таком случае интрига в чемпионате не умрет. Прямо сейчас немец выигрывает у Хэмилтона 14 очков в общем зачете. Если Феттель пропустит гонку, а англичанин победит, сальдо изменится на 11 баллов уже в противоположную сторону – но этот отрыв можно отыграть за два первых места. Так что нельзя будет говорить, что Льюис выиграл титул из-за решений в кабинетах или устранения главного соперника. Победит все равно сильнейший — и если Феттель хочет им стать, ему стоит научиться быть сдержаннее.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; Global Look Press/HOCH ZWEI, imago sportfotodienst
Так давай спустя 2 недели мы тебя либо дисквалифицируем на 1 гонку, либо добавим еще 2 балла в лицензию?
А что будет в середине июля?
-Ой, мы тут чет неправильно всё решили, давай мы тебе еще 2 балла на лицензию накинем, и там еще Льюису тоже чего-нибудь?
..
что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.
это первое. и второе: многие горячие головы здесь сразу же окрестили виновником произошедшего мистера Хэмилтона, не иначе как расизмом я это назвать не могу. потому что даже ФИА, к которой уважения и доверия все-таки больше, чем к горстке безумных местных фанатиков, собирающих свои плюсы на основании чего угодно, только не здравого смысла, не имеет к нему никаких претензий. знаю, что считают по этому поводу местные эксперты, так что можете не тратить время. это ничего не меняет. есть люди, которые способны во всем разобраться на более высоком профессиональном и интеллектуальном уровне. и это не местные звезды - зубковы и прочие луки. удачи.
"вопрос, кем и когда были исключены?"
Логикой. Феттеля наказали, он штраф отбыл, гонка закончилась, стюарды утвердили окончательный протокол. Все. Вопрос с наказаниями исчерпан.
Почему нельзя? Если итоговый разрыв составит несколько очков - это будет именно так.