5 причин, почему Чемпионат мира по Ралли-Кроссу – это чертовски круто
После очередного этапа Чемпионата Мира по Ралли-Кроссу, который прошел на этих выходных в норвежском местечке Хэлл, мне захотелось поискать на сайте какие-нибудь интересные размышления по поводу серии. Досадно, но никаких записей на тему Ралли-Кросса среди блогов я не нашел. Что же, пришло время исправить это недоразумение и привлечь ваше внимание к одной из самых ярких автогоночных серий в мире.
Петтер Сольберг мчит ко второму чемпионству в серии
В этом году Ралли-Кроссу исполнилось 50 лет! Юбилей справляли буквально две недели назад в колыбели серии – на британской трассе Лидден Хилл. Победу праздновал Петтер Сольберг, и это был первый успех для норвежца в сезоне. Хотя именно раллист Сольберг стал первым чемпионом мира по Ралли-Кроссу. Случилось это в 2014 году, когда официально стартовала новая серия, получившая название «FIA World Rallycross Championship» или просто World RX.
Приемственность поколений. Фотография перед этапом в Лидден Хилл 2017
Конечно, соревнования и даже чемпионаты по этому виду программы существовали и ранее. Но они были достаточно стихийными или же просто локальными (был еще такой Global RallyCross с Гронхольмами и Пастранами, но тот был больше ориентирован на американский рынок), теперь за дело взялись по-настоящему. В пристрелочном сезоне все 12 этапов провели только восемь гонщиков, в том числе россиянин Тимур Тимерзянов. Но уже тогда стало понятно, что Ралли-Кросс – это надолго. Почему же вам стоит это увидеть?
С чего начинался World RX
Причина №1: Ралли-Кросс – это зрелищно
Далеко не каждый любитель автоспорта любит смотреть классические ралли «из пункта А в пункт Б». Способности гонщиков и их контроль над машиной поражают воображение, но отсутствие прямых конкурентов на трассе и несколько рваные трансляции осложняют восприятие серии.
Скрестив ралли с кольцевыми гонками, нам подарили гремучую смесь драйва и красивой борьбы. Заезды сами по себе довольно коротки: квалификационные попытки обычно не превышают и четырех минут, полуфиналы и финалы длятся не намного дольше. Стремительность заездов только способствует повышению напряжения: одна ошибка может стоить всей гонки. Посему действовать нужно решительно! Посмотрите, что провернул Кевин Эрикссон в финале немецкого этапа 2016 года, фантастика!
Невероятный обгон Кевина Эрикссона со второго ряда стартового поля
Причина №2: Контактная борьба разрешена
Обгоны вроде маневра Эрикссона очень красивы, но выполнить их невероятно трудно. Узкие трассы с совсем короткими прямиками сильно осложняют гонщикам задачу. World RX – далеко не единственная подобная серия. Если вдуматься, то похожими характеристиками обладает, например, Формула-Е. Городские улочки исполняют роль узкой гравийной или асфальтовой полосы в Ралли-Кроссе, а гонщики идут практически вплотную друг за другом. Это же можно отнести к многим этапам мирового туринга, как например, конкам в Марокко.
В большинстве серий гонщики пытаются не лезть на рожон, чтобы не вызвать гнев дирекции гонки и судей. В прошлом сезоне Формулы 1 мы стали свидетелями массы странных решений, когда пилотам буквально запрещали бороться из-за создания якобы аварийных и опасных ситуаций (чего только наказание Росберга в Хоккенхайме стоит).
Да, именно это вас ждет
Организаторы World RX, понимая, как тяжело даже просто контролировать машину в подобных улсовиях, не говоря уже про ведение чистой бесконтактной борьбы, разрешают гонщикам немножко потолкаться. Речь, конечно, не идет про намеренное уничтожение соперников с целью получения выгоды. Но мотивирует пилотов не зевать, ведь в любой метровый просвет соперник может сунуть двухметровый нос своей машины. И даже после взлетов и переворотов крепкие раллийные машинки часто остаются на ходу, что радует
Да и что греха таить, зрители это любят. Любят, когда от машин на ходу отлетают куски кузова. Когда неуправляемый автомобиль сбивает на большой скорости столб из покрышек. С борьбой в серии все в порядке, для стороннего наблюдателя это главное.
Иногда с борьбой бывает и перебор
Причина №3: Интересные решения по регламенту
Если у вас все-таки не получилось ни совершить красивый обгон, ни выпихнуть соперника с трассы, то вы в любой момент можете переиграть тактику. Очевидно, что пит-стопы в таких коротких гонках не проводятся, так как же это сделать? Скажем так, у вас всегда есть джокер в рукаве.
Джокер-петля, которая вскоре появится и в WTCC, - это некоторое ответвление от основной трассы. Один раз за гонку каждый участник должен пройти круг с использованием джокера. Этим он несколько удлиняет круг и теряет две-три секунды. Грамотно выбрав момент для использования джокера, пилот может получить преимущество над соперником, оказавшись на чистой трассе.
"Сильвер вывесил бы Веселого Роджера"
Также большой интерес вызывают старты в квалификационных заездах, когда 5 машин срываются с места к первому повороту в один ряд, что провоцирует множество стычек, а иногда и аварий. Даже в финальных заездах пилоты стартуют относительно близко друг от друга, и выиграть может каждый. Хотя первый ряд – это, безусловно, преимущество. Разве что джокер сведет его на нет.
Только так и никак иначе
Причина №4: Все в сборе
В дополнение к непрекращающейся на трассе борьбе можно отметить весьма интересный состав серии. В разные годы здесь засветились, а некоторые продолжают выступать на постоянной основе, чемпион Формулы 1 Жак Вильнев, любимец публики Кен Блок, чемпионы ДТМ Маттиас Экстрем и Тимо Шайдер, братья Петтер и Хеннинг Сольберги. Уже второй сезон в World RX проводит легенда ралли – Себастьян Леб.
Петтер Сольберг празднует победу в чемпионате...
Разбавляют эту компанию молодые перспективные пилоты (преимущественно из северных стран). Это братья Тимми и Кевин Хансены, причем второму на момент дебюта было всего 17 лет, что подтверждает некоторую гипотезу: в Скандинавии люди рождаются с рулем от раллийной машины. Это латыш Рейнис Нитишс, который едва не выиграл первый сезон World RX и явно способствовал развитию автоспорта в стране. Это и безбашенный Андреас Баккеруд, и быстрый Йохан Кристофферсон, и все-все-все.
В конце концов, в серии также участвует и российский гонщик Тимур Тимерзянов, так что вам точно будет на кого посмотреть почти в каждом заезде. Этакая эмоциональная привязка помимо шикарной борьбы – возможность поболеть за любимого гонщика (вот я, например, много лет поддерживал Тимо Шайдера в ДТМ, а теперь и в Ралли-Кроссе).
...а Кевин Хансен ждет своего часа
Причина №5: Доступность трансляций
Понимая, что нельзя просто так взять и привлечь зрителя к новой серии, руководители World RX сделали трансляции этапов максимально доступными. World RX как и Формула Е, как и Blancpain GT Series имеет собственный канал на YouTube, где ведутся прямые трансляции этапов и публикуются их записи.
Любой желающий может без каких-либо проблем в высоком качестве посмотреть заезды в классе Supercar, а заодно и гонки младшей серии RX2. С ними не соскучишься!
Финальный заезд в Норвегии, запись с официального канала серии
Вместо заключения
World RX уже снискал поклонников по всему миру, и я понимаю, за что. Все пять перечисленных пунктов – это именно то, чего зритель ждет от любой автогоночной серии. Зрелищная борьба, немного инцидентов, различные стратегии пилотов, причем пилотов знакомых, и, конечно, возможность все это увидеть.
Если вы любите автоспорт и все еще не посмотрели ни одного этапа Чемпионата Мира по Ралли-Кроссу, то вам следует немедленно исправить это недоразумение! Ближайшие заезды пройдут в Швеции 1 и 2 июля, ни в коем случае не пропустите это событие! Надеюсь, что я смог вас заинтересовать.
Перед стартом сезона 2017, Барселона
Здорово написано, увлекательно. Спасибо.