Можно ли в «Формуле-1» пилотировать одной рукой?
Роберт Кубица может сделать камбэк десятилетия.
6 июня впервые после шестилетнего перерыва, вызванного ужасной аварией в раллийной гонке и серьезной травмой руки, Роберт Кубица вернулся за руль болида «Формулы-1». Поляк проехал 115 кругов на стационарном автодроме в Валенсии и показал хорошие результаты на машине 2012 года.
Последние сезоны бывший пилот «Рено» провел в чемпионате мира по ралли, где стал чемпионом второго дивизиона и победителем нескольких спецучастков в элите. Но сейчас Кубица демонстрирует явный интерес к возвращению в открытые колеса – тестам в Валенсии предшествовала долгая (почти год) подготовка на симуляторах, заезды на машинах GP3 и «Формулы-Е». Означает ли это, что Роберт снова будет выступать в «Формуле-1»?
В чем уникальность истории?
Современная «Формула-1» не знает случаев возвращений после травм, похожих на те, что получил Роберт – в результате аварии в феврале 2011 года Роберт фактически остался с одной рабочей рукой. Из-за повреждения локтевого нерва подвижность правой кисти серьезно ограничена, поэтому пилоту из Кракова пришлось адаптировать стиль пилотирования и активнее работать плечом. Для относительно просторных раллийных машин это не беда, но в кокпите «Формулы-1» у спортсмена почти нет лишнего пространства.
Как ни странно, в этом есть и позитив – если Роберт вернется и будет успешно бороться с другими гонщиками, то привлечет к себе огромное внимание прессы и болельщиков по всему миру.
Впрочем, эта история интересна не только из-за физических особенностей: Кубица – топ-пилот, настоящая звезда прошлого десятилетия, победитель Гран-при и харизматичная личность. Его камбэк стал бы потрясающим событием даже в случае ухода из гонок по собственному желанию. Таким же, как возвращения Михаэля Шумахера и Кими Райкконена, но с учетом обстоятельств — успех Роберта способен затмить их обоих.
Неужели раньше подобных случаев не было?
До Роберта несколько пилотов уже возвращались в гонки после тяжелейших травм. В 1990 году Алессандро Наннини тоже чуть не потерял руку в аварии (только вертолетной), но не сдался, вернулся в ДТМ и выиграл пару гонок.
Невероятной стойкостью отличился Дэвид Пэрли. Англичанин установил рекорд «Формулы-1» по перегрузке в несмертельной аварии в 179,8g. Достижение стоило ему 29 переломов, трех вывихов и шести остановок сердца в течении операций. Но уже через пару лет Пэрли принимал участие в клубных гонках «Порше» и серии «Аврора».
Клэй Регаццони попал в аварию в 1980 году и остался парализованным. Но после разработал собственную ручную систему управления автомобилем и перешел в гонки на выносливость. Клэй гонялся на ралли «Дакар», а затем оказался в «Индикаре» на Гран-при Лонг-Бич в выставочной гонке.
Самым успешным можно назвать Карла Вендлингера. После аварии 1994 года австриец две недели провел в коме и восстанавливался 7 месяцев. Вопреки неутешительным прогнозам врачей Карл все же вернулся в автоспорт и даже стал чемпионом класса ФИА ГТ.
Но единственным, кто подобрался к возвращению в «Формулу-1», оказался Лучано Бурти. В 2001 году бразилец попал в аварию на Гран-при Бельгии. Он провел в коме несколько дней и восстанавливался четыре месяца, и все же после смог получить место тест-пилота «Феррари» на целых два года.
А великая история Алекса Дзанарди известна каждому фанату автоспорта.
Как отреагировала общественность?
Болельщики воодушевлены новостями и хотят, чтобы французская команда предоставила шанс Кубице как минимум в практике. Конечно, некоторое влияние на желание увидеть Роберта в актуальном болиде «Рено» связано с отвратительными выступлениями Джолиона Палмера. Дошло даже до протестов перед боксами англичанина на Гран-при Канады с говорящими лозунгами.
(Надпись на польском флаге: «Скоро увидимся. Вперед, Роберт Кубица!)
За добрую половину действующих пилотов «Формулы-1» так и близко не болеют.
Что говорит сам Кубица?
«Приятно знать, что я могу управлять болидом и демонстрировать высокую скорость, могу проехать дистанцию полноценного Гран-при. Я очень рад и очень этим горжусь. Все было хорошо с точки зрения моей физической формы.
После этих тестов мне хочется их продолжить. Конечно, это зависит не от меня, но я продолжу работать, постепенно двигаться вперед и тогда кто знает, может быть однажды появится шанс на полноценное возвращение в «Формулу-1».
Что говорят эксперты и официальные лица?
Экс-пилот «Формулы-1» Джонни Херберт отметил сложность и требовательность трека в Валенсии, и если Кубица справился с пилотажем на этой трассе, то он действительно может быть готов. Дэймон Хилл назвал поляка одним из лучших действующих пилотов. Многие гонщики солидарны с этим мнением и были бы счастливы увидеть возвращение Роберта.
Журналист французского L’Equipe на следующий день после тестов написал в твиттере, что Кубица оказался быстрее, чем другой участник тестов, резервный пилот «Рено» Сергей Сироткин.
Спортивный директор команды Алан Пермейн подтвердил, что Кубица полностью сохранил свою скорость:
«Честно говоря, он очень хорошо справился – он был быстр и на коротких, и на длинных отрезках, во время моделирования квалификации и гонки. Мы внесли лишь небольшие изменения в руль, разместив пару переключателей на одной стороне. Для нас это было несложно – всего лишь пара изменений в программном обеспечении, ничего особенного».
Да и риторика Алана успела измениться с «разового события» до «не будем утверждать, что не вернемся к сотрудничеству в будущем».
Насколько вероятно возвращение?
На пути Кубицы в «Формулу-1» есть несколько препятствий. Во-первых, у поляка нет суперлицензии или обязательных для ее получения 40 баллов, набранных в других сериях. В правилах есть лазейка, согласно которой в качестве исключения суперлицензию могут предоставить за выдающееся мастерство пилотирования машин с открытыми колесами. Поскольку формулировка размытая, непонятно, насколько Роберт ей соответствует. Но можно надеяться, что из-за хороших результатов на тестах, сенсационности возможного возвращения и былые заслуги ФИА не станет буквоедствовать.
Во-вторых, должна найтись команда, готовая пригласить Кубицу. Больше всего тут надежд на «Рено» (ведь Роберт вышел из молодежной программы французов), но частные тесты и место боевого пилота – это разные вещи. При всей крутости поляка, ему уже 32 года. С другой стороны, Кими вернулся в «Формулу-1» в этом же возрасте и относительно успешно гоняется до сих пор. В Валенсии Роберт проехал полноценную гоночную дистанцию на машине 2012 года, более простой в управлении по сравнению с современной. Однако никто, кроме самого Кубицы, не знает, какое напряжение он при этом испытал.
Выбор Роберта в любом случае связан с огромным риском, который может перевесить маркетинговые выгоды. Если у него все получится, то история выйдет совершенно голливудской. Но у бывшего пилота «Рено» нет столь же большой армии фанатов, как у Райкконена и Шумахера. Так что в случае невыразительных выступлений все быстро забудут о нем.
Возвращение пилота из Кракова в «Формулу-1» – по ходу этого сезона или в начале следующего – стало бы абсолютно потрясающим событием. Но для потенциальных работодателей риски слишком велики, даже несмотря на мощный потенциал истории. Поэтому упустить возможность раскрутить ее родная команда Роберта «Рено» не должна.
Да, место призового пилота Кубица скорее всего не получит, но в разных шоу-заездах мы его наверняка увидим.
Фото: globallookpress.com/Olivier Beroud/VSA; twitter.com/alexgarciaGV27; Gettyimages.ru/Mike King, Pascal Rondea; reddit.com/user/Yhippa; globallookpress.com/Hoch Zwei
но рука Роберта выглядит ужасно. профессиональный спорт, как ни крути.
Он опасен для других пилотов. На современных болидах кучу кнопок с обеих сторон руля. К тому же хрен его комиссия пропустит. Удачи Кубице вне Формулы 1!!!