Есть только миг
Первый польский гонщик в истории Королевы Автоспорта, победитель Гран-при Канады 2008 года Роберт Кубица провел тестовые заезды Формулы 1 на трассе в Валенсии. Речь, конечно же, не о городской трассе, принимавшей этапы Чемпионата мира, а о стационарном треке имени Рикардо Тормо.
Роберт Кубица

Напомним, что Роберт Кубица попал в серьезную аварию на Ралли Ронди ди Андора, готовясь к сезону 2011 года. Лишь в 2013 году поляк смог вернуться в автогонки, но до вчерашнего дня дело ограничивалось раллийными соревнованиями. Теперь пришло время все изменить.
Шкода Роберта после встречи с рельсом безопасности

В руках поляка оказался перекрашенный под Рено (именно французы организовали частные тесты для Кубицы) Lotus E20. Не самая свежая машина, но на ней в 2012 году Кими Райкконен выиграл знаменитый Гран-при Абу-Даби («Leave me alone, I know what I'm doing»), да и в целом финн на пару с Романом Грожаном набрали приличное количество подиумов, принеся команде 4 место в кубке конструкторов. Серьезное повышение после нескольких не самых удачных сезонов в мировом ралли. Официальные представители Рено пока молчат о результатах, но мы попробуем порассуждать, что же все это значит.
Ждем возвращение?
Роберт Кубица

За возвращение:
Кубица действительно талантлив
Роберт стал первым гонщиком, попавшим в Формулу 1 после титула в Мировой Серии Рено 3.5. Оно и понятно, ведь 2005 год, ставший победным для Кубицы, был также первым в истории этой серии. Возможно, конкуренция в чемпионате на тот момент была не так высока: позади себя гонщик оставил парочку будущих тестеров Спайкера в лице Адриана Вальеса и Маркуса Винкельхока (а еще, что неожиданно, будущего чемпиона серии ИндиКар Уилла Пауэра).
Но уже в следующем году молодого гонщика подписали в БМВ Заубер. Первую половину сезона Кубица занимался лишь тестами, но закончил чемпионат в роли основного пилота, с контрактом на следующий год. Дебюта, вероятно, не случилось бы, не получи Жак Вильнев травму в аварии на Хокенхайме. Руководство не было в восторге от выступлений канадца, который смотрелся слабо на фоне своего напарника Ника Хайдфельда, и без особых раздумий заявило Роберта уже на этап в Венгрии. Кстати, позади себя поляк оставил другого тестера команды – Себастьяна Феттеля, которому своей первой гонки пришлось дожидаться еще год.
Сложные погодные условия не мешают Роберту на пути к первым очкам в дебютной гонке

В Хунгароринге Кубица смог пробиться в третий сегмент квалификации и финишировать в очках, но недовес его машины после финиша привел к дисквалификации гонщика. В Турции у БМВ не ладилось, зато в Италии неожиданно для всех Роберт смог приехать на подиум! Третье место почти полностью окупило очки Вильнева за 12 гонок, а сам гонщик стал первым со времен Алекса Вурца пилотом, которому удалось побывать на подиуме за три дебютные гонки.
Завершился сезон не столь удачно, но разве не уверенная адаптация к не самой сильной машине по ходу сезона является мерилом больших способностей этого парня? Это и должны были показать последующие сезоны.
Роберт Кубица принимает поздравления Михаэля Шумахера на подиуме в Монце

Роберт – быстрый и яркий гонщик
К 2008 году Роберт уже оставил позади Ника Хайдфельда. Победа в Канаде и еще 6 подиумов привели Кубицу на 4 место в зачете пилотов, где он проиграл Кими Райкконену лишь по дополнительным показателям. После 2009 года, когда БМВ откровенно не удалась машина, и они решили покинуть чемпионат, Роберт отправился покорять Рено. Не оставив ни шанса Виталию Петрову, Роберт Кубица довел количество подиумов в карьере до двенадцати.
Но дело тут даже не в достижениях, а в манере гонщика никогда не сдаваться. Будь то борьба с Феттелем на последних кругах Гран-при Австралии 2009, которая закончилась для обоих пилотов в отбойнике (а боролись они ни много ни мало за второе место), дождевой пилотаж на Гран-при Монако 2008 или невероятные обгоны в Сингапуре в 2010 году – образ Кубицы в гонках можно романтизировать. Это был настоящий боец, который вполне бы мог стать одним из лидеров пелетона, будь у него чуть больше времени. Но увы и ах.
Сингапур 2010 с комментариями самого Роберта
У Роберта есть сила воли
Возвращение спустя всего одну гонку после аварии в Канаде 2007. Нежелание бросать автоспорт после происшествия на Ралли в 2011. Возвращение за руль первой Формулы после нескольких комментариев в духе: «Шансов вернуться практически нет».
А посмотрите, как он пилотировал на австрийском этапе ERC 2014! Вести машину приходилось местами вслепую, лишь по указаниям штурмана. И что самое интересное – ралли он выиграл!
Несколько поездок за пределы трассы, но результат, как говорится, налицо
Это лучше для бизнеса
Сколько бы не защищали в Рено Джолиона Палмера, сколько бы слов не было сказано об определенном прогрессе британца – доверие к нему с каждым этапом все меньше. Джолион не принес команде ни одного очка, тогда как его партнер Нико Хюлькенберг с каждой гонкой прибавляет. Джолион уже разбил несколько машин по ходу пятничных, субботних и воскресных заездов.
Джолион Палмер покидает разбитую машину в Австралии 2017

Конечно, у Рено есть Сергей Сироткин. Но давайте откровенно: еще по серии GP2 Сергей показал, что не обладает большой стабильностью. У него мало вката в эту машину, когда он получал ее в пятницу – она ломалась. Да и достаточно ли он быстр для Королевы Автоспорта? В конце концов, сколько готовы заплатить SMP за дебют Сергея?
Да, Кубица и сам не подарок в этом плане. Но от него знаешь, чего ожидать, да и в маркетинговом плане вариант интересный. К тому же по информации французских корреспондентов L'Equipe Кубица на тестах был быстрее Сироткина. Достаточно ли этого для возвращения? Время покажет.
Роберт Кубица

Против возвращения:
Физическое состояние
Как бы не храбрился Кубица, но его форма сейчас далека от идеальной. Правую руку чудом удалось спасти от ампутации после аварии в 2011, и сейчас Роберту очень тяжело пилотировать при больших перегрузках. Подписанный с командой ByKolles контракт на выступление в чемпионате мира по автогонкам на выносливость был расторгнут, это натолкнуло на мысль о том, что поляк просто не может справиться с автомобилем.
Роберт без комбинезона

Но сейчас у нас уже есть альтернативная версия. Причина ухода – банальная слабость автомобиля, который уступает даже некоторым машинам в классе LMP2, тогда как до Порше и Тойоты самая настоящая пропасть. Да и 500 километров по Валенсии говорят о способности Кубицы справляться с нагрузкой. Но есть одно но…
Регламент
Текущий регламент Формулы 1. Машины стали быстрее, перегрузки – сильнее. Сравнивать Lotus E20 и R.S.17, которая находится в распоряжении Рено в данный момент, - попросту глупо. Силу перегрузок в современной Формуле уже продемонстрировал Паскаль Верляйн. После, казалось бы, не самой серьезной травмы на Гонке Чемпионов, немец был вынужден несколько месяцев приводить себя в порядок. И добровольный пропуск Гран-при Китая о многом говорит. Сможет ли Роберт на новой машине войти, например, в шпильку Фэйрмонт в Монако? Очень большой вопрос.
Сравнение перегрузок в сезонах 2016 и 2017. Льюис Хэмильтон в Австралии

Практика
Ну и снова возвращаемся к старым собакам. 6 лет вне машин с открытыми колесами. Возвращался Райкконен, но через 3 года. Возвращался Шумахер – через 4. Но оба они были здоровы, оба готовились к сезону заранее, а былой скорости все равно не было. Нужен ли такой Кубица Формуле? Хотелось бы верить, что да. Но только время покажет.
Роберт Кубица

Однако для чего-то же были организованы эти тесты. И тут вариантов опять же не так много. Либо Рено рассчитывает вернуть скорость Роберта, либо это был лишь PR-ход. Верим в первое, готовимся ко второму.
Пока же в Рено ограничились коротким замечанием: «Роберт жаловался на сцепление с трассой, недостаточную поворачиваемость, прижимную силу. Но после 115 кругов дистанции на его лице сияла улыбка».
Все было хорошо.

P.S. Дописывая эту статью, я, наконец, увидел утренний комментарий Рено, что это было только разовое событие. Но давайте помечтаем. Мечты ведь так сладки.