Сможет ли Алонсо выиграть «500 миль Индианаполиса»?
Какие трудности ждут пилота «Формулы-1» в главной американской гонке.
В воскресенье вечером, когда гонщики «Формулы-1» будут отдыхать после Гран-при Монако, за океаном Фернандо Алонсо только начнет свой соревновательный день. Вместе с 32 другими пилотами он поборется за победу в самой престижной американской гонке – «500 милях Индианаполиса».
На прошлой неделе испанец сделал большой шаг к успешному выступлению: сначала пробился в топ-9 в ходе первой квалификации, а на следующий день завоевал 5-ю позицию на стартовой решетке. Это отличный результат, который серьезно изменил общественное мнение относительно перспектив Фернандо на победу. До начала заездов многие воспринимали заокеанский визит как блажь гонщика, желание вырваться из беспросветной рутины «Макларена», но сейчас никаких сомнений не осталось: он способен победить.
Возможные проблемы
Алонсо – один из самых талантливых и опытных пилотов во всем мире и умеет быстро адаптироваться к любым условиям, но гонки на овалах все-таки отличаются от того, к чему он привык в «Формуле-1», и требуют другой набор навыков.
Одним из факторов может стать хронометраж «500 миль» – три часа вместо привычных полутора-двух. Конечно, вряд ли в Монако или Сингапуре проще проходить круги, чем в Индианаполисе, но Фернандо потребуется сохранять концентрацию на протяжении более длительного срока, и это один из вызовов, с которыми он столкнется.
Вторая и главная проблема –пилотаж в трафике. На овалах гонщики постоянно меняются позициями, находятся бок о бок или прямо позади друг друга. Тройная борьба, в которой Алонсо поучаствовал в ходе Гран-при Австралии, в «Индикаре» не является чем-то необычным. Правильные решения по поводу того, когда совершать маневры, идти в атаку или, наоборот, отсиживаться в воздушном мешке и экономить топливо, станут ключом к победе.
Одним из наиболее сложных моментов станет старт. Двукратный чемпион «Формулы-1» ни разу не сталкивался с формацией из трех машин в ряд, а позиция в центре и агрессивный Такума Сато по левую руку требуют особого внимания.
Неизбежное следствие плотности гонки – это взаимодействие со споттером (человеком, который сидит на трибуне и рассказывает пилоту о том, что происходит на треке) по радио. Фернандо придется оставить привычные закидоны и внимательно слушать, что ему говорят, как бы это ни было трудно и скучно.
Есть ли шансы на победу?
Да, и очень хорошие. После квалификации позиции Алонсо у букмекеров взмыли вверх, и сейчас он второй в котировках, уступая лишь обладателю поул-позиции Скотту Диксону. Но надо понимать, что коэффициенты на Фернандо могут быть несколько заниженными, потому что многие будут на него ставить чисто по фану. Место на старте в «500 милях Индианаполиса» мало что значит: в последних пяти гонках побеждали парни из второй десятки, так что испанец еще ничего себе не гарантировал.
Да, при 33 машинах на старте чем выше ты находишься, тем лучше, но для победы должно сложиться воедино много факторов. Алонсо обязан не терять концентрацию и уверенно маневрировать в трафике, механики – обойтись без заминок на пит-стопах, а стратеги – принимать правильные решения, особенно в заключительной части гонки.
Важность тактических моментов лишний раз продемонстрировали прошлогодние «500 миль», когда Александр Росси во многом выиграл за счет решения команды не отправляться на пит-стоп на последних кругах.
Еще одним важным фактором является команда – Алонсо поедет за «Андретти», успешную и с богатой историей конюшню. И хотя в общем зачете «Индикара» в последние годы доминируют «Пенске» и «Чип Гэнасси», на овалах и особенно в Индианаполисе «Андретти» смотрится неплохо – на их счету две победы в последних трех гонках.
Должно и повезти немного: в гонках с большим количеством коушенов (так в американских гонках называют выезды машины безопасности на трассу) без этого никуда. Но главное – что Алонсо будет далеко не статистом и у него есть все шансы попробовать победное молоко. Это не безумная надежда оголтелых фанатов, это вполне осязаемая вероятность.
На кого еще обратить внимание
Конечно, среди тех европейских болельщиков, которые в воскресенье после «Формулы-1» переключатся на «Индикар», подавляющее большинство будет следить главным образом за Алонсо. Если он завершит гонку досрочно, вероятно, у трансляции будет очень большой отток зрителей. Но, тем не менее, в «500 милях» будет на кого посмотреть и кроме него.
Во-первых, это видные в прошлом пилоты «Формулы-1» – Хуан-Пабло Монтойя и Такума Сато. Оба конкурентоспособны, колумбиец побеждал два года назад, японец был близок к этому и будет стартовать со второго ряда.
Сенсационный триумфатор прошлого года Александр Росси тоже отметился кратковременным присутствием в «Формуле-1» и на этот раз расположен на стартовой решетке гораздо лучше – на третьем месте. Еще один бывший пилот «Маруси» Макс Чилтон стал 15-м.
Победитель 2014 года Райан Хантер-Рэй 10-й на старте, но наверняка будет одним из быстрейших в гонке, поскольку в целом демонстрировал очень хороший темп. Наиболее титулованный из действующих пилотов бразилец Элио Кастроневес лишь 19-й, но остается одним из фаворитов у букмекеров. Лидер сезона Симон Пажено тоже довольно далеко, но трасса в Индианаполисе никогда ему не давалась, поэтому в этом нет ничего удивительного. Один из главных неудачников в истории гонки Джей-Ар Хильдебранд расположен как никогда хорошо, чтобы отыграться за 2011 год.
И, конечно, не забудем о нашем Михаиле Алешине. Он будет в третий раз в жизни штурмовать «Инди-500». Пока что его лучший результат – 21-е место в 2014 году.
Стоит ли смотреть?
Вопрос неоднозначный: гонки на овалах могут оказаться специфическим зрелищем для людей, привыкших к дорожным трассам, несмотря на обилие обгонов и зрелищных моментов. К тому же гонка идет три часа, а рекламы по ходу трансляции будет непривычно много.
Самый верный способ проверить свои чувства к американским гонкам – это оценить запись одной из прошлых гонок, благо их нетрудно найти в интернете. Ну, или это видео, если у вас нет времени.
Если это видео не зацепит и вы не очень страстный фанат Фернандо Алонсо, лучшим вариантом будет начать просмотр гонки примерно за полчаса до финиша или или вовсе ограничиться нарезкой лучших моментов на официальном сайте «Индикара». Так вы не пропустите ничего интересного.
Фото: REUTERS/Brian Spurlock-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Chris Graythen
Ну и про "тапку в пол и руль влево" могут говорить только совсем дремучие, которые в школе физику прогуливали, потому, что иначе знали бы о таком явлении, как центробежная сила, с которой приходится гонщику иметь дело на овалах очень часто и в этом заключается основная тонкость работы педалью газа на овалах - не дать центробежной силе отправить машину во внешний барьер.
И да - автор забыл еще написать про то, что, в отличие от Ф1, в Индикаре старт дается с ходу.