5 мин.

Что зрители упускают в «Формуле-1» из-за «Матч ТВ»

Некачественные трансляции любимых гонок. 

За 25 лет показа «Формулы-1» в России телезрители успели повидать многое: трансляции в записи в 3 часа ночи, комментирование по телефону, прерванные эфиры, «гаражный переулок» Александра Кабановского, таймшифт и интервью с Даниилом Квятом вместо прогревочного круга. Это не говоря о том, что картинка относительно недавно стала приличного качества, а проблемы со звуком случаются до сих пор. 

Гонка в Китае получилась достаточно бодрой, но телеканал «Матч ТВ» все равно смог отчасти испортить впечатления от просмотра. И вот какими методами он это делал. 

Реклама

Понятно, что на общедоступном канале от рекламы никуда не деться, хотя пять довольно длинных блоков – это легкий перебор для 1,5-часовой гонки. Даже в 90-е трансляцию обычно прерывали не больше четырех раз. 

Гран-при Китая вызвал мое возмущение (и судя по комментариям в интернете, народное тоже) не столько количеством рекламы, сколько выбором времени для ее демонстрации. Давайте вспомним, как началась гонка. После вылета Антонио Джовинацци на трассе появился сэйфти-кар. Машина безопасности оставалась на трассе ровно 10 минут, но за это время не было выдано ни одного блока. Конечно, немного времени потребовалось, чтобы посмотреть повторы аварии и пит-стопы лидеров, но затем по меньшей мере 7 минут мы были вынуждены смотреть на бессмысленную езду в режиме желтых флагов под разговоры Алексея Попова и Натальи Фабричновой. А рекламу нам показали практически сразу после рестарта. 

Оцените масштаб катастрофы: пока зрители «Матч ТВ» учились, как пользоваться «Рексоной», на трассе произошли следующие события: 

  • Ферстаппен прошел Риккардо

  • Вандорн сошел с дистанции

  • Грожан обогнал Палмера (один из самых дерзких и красивых обгонов гонки, но его не показали даже в повторе)

  • Ферстаппен ошибся на торможении и пропустил Феттеля

  • Боттас опередил Магнуссена.

С последним обгоном вообще получилась смешная ситуация. «Матч ТВ» вернулся с рекламы, начал показывать повтор, а в этот момент в прямом эфире боролись Феттель и Райкконен. 

Можно сказать, что всегда неизбежно что-то пропускаешь, если только не использовать таймшифт: «Мы сейчас прервемся, но вы ничего не потеряете!». Но если тщательно выбирать моменты, куда вставлять паузы, все будет не так плачевно. А расположение блоков в ходе Гран-при Китая (примерно каждые 9-10 кругов без учета обстановки на трассе) говорит о полном игнорировании интересов зрителей в этом аспекте. 

Алексей Попов обычно отвечает в таком случае, что нам предоставляется бесплатный сервис, поэтому его надо воспринимать с благодарностью. Оно, конечно, так, но только не при условии отсутствия альтернативы. Когда была возможность смотреть «Формулу-1» без рекламы на телеканалах «Спорт» и «Матч Арена», я с удовольствием ей пользовался. Но сейчас такой опции нет, поэтому критика абсолютно справедлива. 

Комментаторы

Сказать что-то новое об Алексее Попове вряд ли получится: мнения о нем в болельщицкой среде полярные, от восторженных до резко критических, взгляд на уровень его комментария обычно сильно зависит от степени понимания происходящего на трассе конкретным болельщиком, поэтому компромиссный отзыв о работе «российского голоса «Формулы-1» звучит примерно так: приятный тембр голоса и способность непрерывно развлекать зрителя позволяют ему превращать гонки в увлекательное зрелище, но внимательность, глубина анализа и беспристрастность оценок не относятся к сильным сторонам Алексея. 

В любом случае зрители настолько привыкли к Попову, что вряд ли хорошо отнесутся к его замене, да и явной кандидатуры нового основного комментатора все равно нет. А вот о чем стоит задуматься, так это о напарнике, который будет оттенять недостатки стиля Алексея. 

Какие требования можно предъявить к такому человеку: во-первых, он должен разбираться в гонках на принципиально другом уровне, чем зрители. В России выбор чуть меньше, чем в той же Великобритании, но найти кого-то вроде Виталия Петрова все-таки можно. 

Во-вторых, второй комментатор должен обладать собственным мнением и не бояться возражать Попову. Простой пример: в ходе гонки в Китае Джолиона Палмера развернуло, на что Алексей дал довольно унизительный для англичанина комментарий: «Я еще раз напоминаю, что в боксах Сергей Сироткин. Больше ничего говорить не буду, но просто две эти гонки Палмер делает все, чтобы показать себя лицом». Наталья Фабричнова только посмеялась в ответ, хотя куда интереснее было бы услышать альтернативное мнение на ситуацию. 

В-третьих, партнер Попова по комментарию должен видеть то, что тот пропускает, и рассказывать об этом зрителю (это особенно важно в свете того, что ФОМ оказала медвежью услугу болельщикам по всему миру, лишив их возможности наблюдать в режиме реального времени за отрывами). Например, вчера, пока на трассе был сэйфти-кар, произошел довольно интересный тактический момент. В «Мерседесе» обоих пилотов обслужили на одном круге, в то время как в «Ред Булл» Риккардо сменил шины на круг позже Ферстаппена. К сожалению, этот момент ускользнул от внимания комментаторов «Матч ТВ». 

Все это, равно как и отсутствие комментаторского опыта до знакомства с Поповым, заставляет задаться вопросом, за какие вообще заслуги Фабричнову поставили в пару к Алексею. Им, очевидно, нравится работать вместе, это очень здорово, когда между комментаторами существует «химия», но должно ведь быть что-то еще. В любом случае руководству канала виднее. 

И так сойдет

Никто не требует от «Матч ТВ» собственного представителя на пит-лейн, отдельной программы с продвинутой аналитикой и прочих радостей, которыми наслаждаются зрители в некоторых других странах. Понятное дело, что в России «Формула-1» не так популярна, поэтому вкладываться в определенные вещи просто невыгодно. Но требовать человеческого отношения к зрителям и стремления выполнять работу наилучшим образом в имеющихся условиях – это простое и справедливое требование к каналу, обладающему монопольными правами на трансляции «Формулы-1» в нашей стране.   

Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene; globallookpress.com/imago/Crash Media Group; instagram.com/pitlanerapunzel