У «Макларена» проблемы. Что это значит для Алонсо?
Возможно, двукратный чемпион мира снова ошибся с командой.
Краткая история мучений
Когда «Макларен» решил вернуть лидирующие позиции в «Формуле-1» с помощью «Хонды», мало кто предполагал, что команда будет настолько медленно прогрессировать и на несколько лет застрянет в статусе аутсайдера с амбициями середняка – за два года ее болиды так и не смогли финишировать в Гран-при выше пятого места. И это с двумя чемпионами мира в составе.
Весь прошлый сезон мотористы «Хонды» старались разрядить накаляющуюся обстановку обещаниями скоро всех поразить, к новому сезону полностью пересмотрели архитектуру двигателя, однако, судя по результатам предсезонных тестов, совершить рывок так и не смогли.
Хуже того, в вопросах надежности «Макларен» даже деградировал: оранжевые болиды (попытка отвлечь болельщиков от проблем с помощью ребрендинга) глохли по несколько раз в день, что вылилось в катастрофически маленький километраж на тестах, из-за которого первый этап Гран-при будет рассматриваться как продолжение предсезонных испытаний.
В такой ситуации больше всего жаль Фернандо Алонсо. Одному из самых талантливых пилотов «Формулы-1», похоже, скоро придется признать: он вновь ошибся с выбором команды. Испанец поверил в амбициозный проект Рона Денниса, который собирался дать бой «Мерседесу» через эксклюзивное сотрудничество с поставщиками двигателей, известными своими успехами в разработках турбированных двигателей.
Стартующий через две недели чемпионат — последний по контракту сезон для испанца в команде из Уокинга, и сложно не заметить, что болиды «Макларена» все еще далеки от борьбы за чемпионство. А это значит, что 35-летнему гонщику предстоит сложный выбор: по-прежнему ждать отдачи от непредсказуемой «Хонды» или искать новую команду для завоевания третьего чемпионского титула?
Куда можно уйти?
Несмотря на солидный для спортсмена возраст (35 лет), Фернандо по-прежнему в порядке. Мариновать такого мастера в конце первой десятки — практически преступление. Он и сам прекрасно понимает, что пик формы не будет вечным, поэтому, если хочет успеть выиграть еще один чемпионский титул, варианты с долгосрочными проектами вроде «Макларена» больше не для него. Так что если и уходить, то только к основным претендентам на Кубок конструкторов.
В «Мерседес»
Самый очевидный вариант. При определенных раскладах Нандо мог оказаться в немецкой команде уже в этом сезоне – даже Тото Вольфф признал, что контактировал с представителями испанца после ухода Нико Росберга, – но сделке помешали контрактные обязательства Алонсо перед «Маклареном» и боязнь руководства добавлять в одну команду к Льюису Хэмилтону другую мегазвезду. Поэтому «Мерседес» предпочел договориться с талантливым, но пока не таким амбициозным Валттери Боттасом.
Тем не менее, Вольфф все еще держит в уме вариант с приглашением Алонсо или другого топ-пилота, поэтому контракт с Боттасом заключен всего на один сезон, за который финну надо будет успеть доказать свою пригодность для больших свершений.
Для самого Фернандо контракт с «серебряными стрелами» хоть и будет означать возвращение к борьбе за высокие места, но совсем не гарантирует чемпионство. Ожидается, что после смены регламента доминирование «Мерседеса» над остальными конюшнями больше не будет таким значительным, поэтому есть риск очередной ошибки с выбором места продолжения карьеры.
В «Феррари»
Даже мучаясь с «Маклареном», Алонсо вряд ли жалел, что решил уйти из Скудерии. «Феррари» за эти два сезона так и не смогла серьезно поучаствовать в борьбе за чемпионство, так что, Фернандо, покинув команду, потерял немного, зато хотя бы попытался подкрасться к титулу с другой стороны.
Правда, результаты свежих предсезонных тестов дают надежду болельщикам «красных», что в этом году серия неудач может подойти к концу. Если и во время чемпионата «Феррари» будет так же быстра и надежна, как на тестах, а на капитанском мостике будут выполнять свою работу так же качественно, как это сделали инженеры нового болида, Скудерия наконец-то поборется за титул.
В следующем году место в «Феррари» может освободить Кими Райкконен, но если команде на самом деле удастся провести ударный сезон, то состав пилотов запросто останется без изменений. И если Кими все-таки уйдет, далеко не факт, что «Феррари» захочет смущать Себастьяна Феттеля приглашением Алонсо.
В «Ред Булл»
Эта команда уже сейчас обладает мощнейшим пилотским составом, который нет необходимости как-то перекраивать. Другое дело, что Ферстаппена или Риккардо может переманить кто-то перечисленных выше команд, и в таком случае Кристиану Хорнеру вместе с доктором Марко придется заглядывать на рынок пилотов. Но, выбирая между готовыми звездами и выпускниками собственной академии, «Ред Булл», как правило, предпочитает финансово непритязательную молодежь. Впрочем, вариант с Алонсо будет обязательно рассмотрен.
В отпуск
Хотя Фернандо пару лет назад и пугал своих поклонников близостью ухода из гонок, сейчас его заявления звучат иначе: гонщик утверждает, что перед началом нового сезона он «готов лучше, чем когда-либо прежде», так что даже в случае ухода из «Макларена» будет стараться найти место в другой команде «Формулы-1». Другое дело, что подходящего места может и не найтись.
В следующее межсезонье в командах-претендентах на Кубок конструкторов окажется не больше двух вакантных мест, на которые будут претендовать пилоты с меньшими финансовыми запросами, чем у Алонсо. Поэтому есть риск, что он окажется в ситуации Райкконена семь лет назад – будет вести активные переговоры с половиной пелотона, но не сможет ни с кем договориться из-за слишком высоких собственных требований. Только, в отличии от Кими в 2009 году, Фернандо не сможет позволить себе пропустить больше одного сезона.
Возможно, в случае неудачных переговоров с топ-командам вместо перерыва в карьере следует обратить внимание на «Уильямс». Гроув последние годы создает стабильно конкурентоспособный болид, над которым теперь будет работать еще и отличный инженер Падди Лоу, а текущий пилотский состав выглядит не вполне соответствующим уровню машины. Финансовое положение тоже улучшается с каждым годом. Идеальный запасной вариант!
Может, остаться в «Макларене»?
С каждым днем в это верится все меньше, но двукратный чемпион мира по-прежнему регулярно повторяет, что не задумывается об уходе. Такие слова скорее напоминают стандартное проявление корпоративной этики, но может спортсмен на самом деле верит в вознаграждение за долгое терпение? Тем более, что пусть и незначительный, но все же прогресс в прошлых сезонах наблюдался.
Скорее всего, «Хонде», благодаря тесному контакту с командой, все-таки удастся решить большую часть проблем, и к середине сезона «Макларен» вернется в очковую зону, но это все равно будет топтанием на месте, которое вряд ли устроит испанца.
Аргументами в пользу продолжения карьеры в Уокинге будут несколько подиумов уже в течение этого сезона. Когда речь идет о командах и автопроизводителях с огромными ресурсами, подобный взлет полностью исключать нельзя.
Что будет, если «Макларен» сменит мотористов?
Вряд ли руководители Эрик Булье и Зак Браун относятся к проблемному сотрудничеству с японским концерном с таким же пониманием, какое проявлял бывший глава «Макларена» Рон Деннис. Например, Булье не стесняется рассказывать прессе, что у него «заканчивается терпение». А Зака Брауна, который пытается найти титульного спонсора, не сильно радует уменьшающееся количество финансовых партнеров.
Да и в самой «Хонде» работают не самые терпеливые люди: в моторном подразделении уже несколько раз проводились крупные кадровые перестановки, а предыдущий приход японцев в «Формулу-1» закончился преждевременным сворачиванием программы – это случилось на пороге победы в чемпионате мира.
Впрочем, смена поставщика двигателя не решит всех проблем – у производителей моторов «Рено», «Феррари» и «Мерседеса» есть собственные команды в «Формуле-1», и быть их клиентом – значит остаться на вторых ролях. Если же попытаться привлечь в чемпионат мира нового моториста, то это значит обречь себя на новые страдания – вряд ли «Макларен» мечтает пережить этот ад еще раз.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Xavier Bonilla/NurPhoto, Hoch Zwei, Urbanandsport/NurPhoto; REUTERS/Albert Gea
Если смотреть реально на вещи. Какие варианты?
Ред Булл? Там политика брать только молодых доморощенных.
Мерседес? Считаю разговоры об этом только разговорами. Алонсо 37 в следующем году. Можно кого и помоложе найти. Да и не думаю, что Боттас провалится.
Феррари? Возвращение туда - это расписаться в ошибочности ухода. Хотя он пытается в интервью делать хорошую мину на этот счет.
Остаться в Маке? Там кризис всерьез и надолго. И быстро из него, похоже, не вылезти.
Ставка на темную лошадку? У Алонсо никогда не было чуйки на это.
Так что если в приоритете не деньги, а результаты, то вероятно, это его последний сезон.
Впрочем, в конце 2012 все также недоумевали зачем рэппер променял самовозный Мак на хилый Мерс.