Конфетки от Тильке
Принимающий в эти выходные Гран-при Кореи автодром в Йонаме относится к числу трасс, которые проектировал Герман Тильке. Блог «Версификаторные россказни» объясняет, чем плохи творения немецкого архитектора и с грустью отмечает, что засилье Большого цирка «тилькедромами» прекратится не скоро.
В 2010 году количество автодромов, к созданию которых приложил руку немецкий архитектор Герман Тильке, достигло девяти. То есть, почти 50 процентов от общего числа трасс календаря сезона.
Позади уже этапы в Бахрейне, Малайзии, Китае, Турции, Валенсии, Германии и Сингапуре. Впереди – гонки в Йонаме и Абу-Даби, причем автодром «Корея Интернэшнл» примет Большой цирк в ближайшие выходные.
Надо отметить, что трассу в Корее Тильке «лишь» спроектировал – фактическим строительством его компания не занималась, и немец посещал азиатских друзей только в качестве консультанта. Однако размашистый почерк мастера заметен и тут: три длинных прямых, зигзагами удаляющихся от старта, обязательное присутствие шпилек, набор средне- и высокоскоростных поворотов – это уже традиция. Или клиника, по мнению более агрессивной части болельщицкого сообщества «Формулы-1».
Проехав по новой трассе в игре F1 2010, я вздохнул. Нет, трасса сама по себе довольно интересная, но какой-то отличительной черты, изюминки в ней нет.
Впрочем, этот упрек касается и других треков Тильке – все они современные, требовательные к пилотажу гонщиков, аэродинамике болидов, моторам… Но в них нет цельности, характера, которые свойственны трассам в Спа, Монреале, Монце, Монако или Сузуке.
Творения фирмы Тильке нельзя назвать неинтересными. Но проблема в том, что их стало слишком много в календаре чемпионата. В итоге все эти автодромы, которые должны были стать украшением «Формулы-1» (вспомните, какие эмоции у многих вызвало появление «Сепанга»), начинают на фоне друг друга теряться.
Представим, что нынешний календарь чемпионата – это наш с вами обед. Сначала идет свежий салат – Гран-при Австралии, потом мы едим Монако и «Каталунью» – это уже щи, которые заботливые хозяева подали на первое, дальше следует второе – котлетки – традиционные Гран-при Великобритании и Германии – с гарниром – «Хунгароринг». Наконец, на третье мы выпьем какой-нибудь напиток – можно освежающий, можно горячительный – вроде «Сузуки» или «Интерлагоса». Кто как любит. И тут же можно было бы закусить какой-нибудь вкусной конфеткой, вроде «Яс-Марины», или «Марины-Бэй». Можно даже съесть их две-три…
Но Берни и Тильке наше меню полностью переиначили. Теперь салат мы едим с конфетами, борщ – с конфетами, даже котлеты и те подаются вперемешку с конфетами. В итоге, к тому моменту, когда приходит время саке, нам снова подают пригоршню конфет. Которые, разумеется, есть уже совершенно не хочется.
И вот оно – от засилья автодромов Германа Тильке уже подташнивает.
Беда же в том, что вырваться из порочного круга новых автодромов очень сложно. В «Формулу-1», в основном, приходят страны, которые в больших гонках являются новичками. У них нет опыта строительства трасс мирового уровня. А увидев удачные примеры построек и функционирования трасс в Малайзии, Бахрейне и Китае, новые участники Большого цирка, естественно, хотят работать с проверенной фирмой, а не с неизвестными архитекторами, проекты которых могут выйти слишком дорогими, или просто неудачными. Экклстоун тоже не хочет рушить подобную практику – пока фирма Тильке несет золотые яйца, зачем ее душить? Вот и получается, что организаторы и промоутеры довольны, а смотреть на череду «тилькедромов» приходится зрителям.
До тех пор, пока не найдется кто-то смелый, кто решится подписать контракт с другим архитектором, ситуация не изменится. В 2011 году нас ждет этап в Индии (Тильке), автодром в американском Остине тоже построит Германыч, наконец, трассы в России – строящиеся, или находящиеся только на бумаге (в Москве, под Москвой и в Сочи) – это тоже дело рук одного немецкого товарища.
Кроме смелых новичков мы могли бы положиться на страны с богатой автогоночной культурой, которых, рано или поздно, Берни замучает требованиями провести модернизацию трасс. Самый свежий пример – история с «Сильверстоуном». Англичане самостоятельно занимались реконструкцией автодрома, обойдясь без помощи Тильке, но, правда, «Арена» получилась несколько унылой, и кроме самих островитян новый кусочек легендарной трассы никто, по большому счету, не признал впечатляющим – скоростной отрезок оказался ничем не лучше тех творений, что штампуются на конвейерном заводе имени Германа Тильке.
Оптимисты в этой истории разглядели шаг к новой эре и концу монополии Тильке, мол, все еще впереди, и скоро остальные страны начнут пользоваться услугами других фирм. Однако пессимистов тоже хватает, и у тех перед глазами другие примеры. Итальянцы (этап в Риме) и американцы (уж кто-кто, а они способны самостоятельно построить трассу) в качестве архитектора все равно выбрали того-чье-имя-я-уже-устал-называть.
В целом, особых изменений в области новых автодромов пока не видно. И единственным человеком, кто сейчас может заставить новичков календаря отречься от Германа – это сам Берни. Произойдет это, правда, только тогда, когда англичанин поймет, что если постоянно лопать одни конфеты, то однажды выпадут зубы.
Тем не менее, чем, допустим, 8-й поворот в Турции хуже, чем легендарный 130R в Сузуке? И тот, и другой можно пройти в пол (если ты на Red Bull), и в том, и в другом боковая перегрузка свыше 4G. Ответ прост - в Сузуке пилот знает, что если он ошибется на апексе, то ушатается так, что мало не покажется. А в Турции все закончится прогулкой по полосе безопасности. Зрители тоже это знают, и большинство из них, как раз-таки ждет именно ошибки пилота, а не идеально выверенное прохождение поворота. Помнится, лет 8 назад на Autosport.com (тогда еще atlasf1.com) был опрос: Что именно вас привлекает в автоспорте? На первом месте (больше 50%) ответ был «аварии».
Кстати, о старом Хоккенхайме. Ни один пилот не называл эту трассу любимой. Прямая, торможение, шикана, разгон, прямая, торможение, шикана, разгон и так 45 раз. Да, по понятным причинам, обгонов там было намного больше, чем на остальных трассах, но пилотам трасса не нравилась. Еще один факт: По статистике в среднем количество обгонов за первые три гран-при по новой конфигурации трассы было больше, чем по старой.
Настоящему гурману Формулы-1 не обязательно лицезреть кучу обгонов и аварий. Проблема в том, что для того, чтобы просмотр гонки доставлял удовольствие, надо разбираться в этом виде спорта. Какие правила, что такое пит-стоп, чем чреват ранний (поздний) заезд на пит-лейн, что дают мягкие шины, а что жесткие, зачем нужно антикрыло и его угол атаки, что такое KERS и как он работает, для чего менять соотношение смеси, на фига вообще столько кнопок на руле и т.д. Огромный объем информации для обычного человека. Таких, как правило, немного. Например, большинство моих друзей предпочтут ралли Формуле-1. Там машинки прыгают, их заносит, они вылетают с трассы - смотреть прикольно. А тут 78 кругов по Монако с периодическими остановками в боксах и ничего не происходит. Скучно.
А мы все равно будем просыпаться рано утром, чтобы увидеть Сузуку, не спать до полуночи, чтобы увидеть гонку в Сан-Паоло, и все равно отменим все свои дела, чтобы увидеть гонку, пусть это будет скучнейший Хунгароринг, пыльный Бахрейн или унылая Барселона.
Сепанг, Бахрейн, Китай, ну, Турция... Остановился бы он на них - и его бы только хвалили. Однако каждая следующая трасса практически всегда содержала в себе элементы предыдущих автодромов, обесценивая то, что он создал ранее.
Перечитайте текст, и вы увидите, что я ничего плохого про автодромы Тильке в нем не сказал.
Кстати, прелесть Спа не только в «Красной воде». Мне больше по душе отрезок от «Пуйона» до «Бланшимона».
И, да, скажите, если бы в календаре «Формулы-1» было девять автодромов, схожих со Спа, вам бы это нравилось? В чем была бы исключительность этих гонок? Были бы они так же популярны у болельщиков?
Главная идея - не то, что Тильке - это плохо, а плохо - что много Тильке. И даже несмотря на засилье его автодромов, меня не было бы таких к нему претензий, если бы он проектировал приницпиально разные трассы. По характеру. Что ему мешало создать действительно скоростную трассу? Зачем надо было убивать неплохой Бахрейн глупыми медленными поворотами?
У него получаются не трассы, а набор разномастных поворотов в разном антураже. Если в Валенсии выключить свет и вырастить небоскребы, то трасса на вид почти не будет отличаться от сингапурской. Автодром в Турции, несмотря на все эти хвалебные речи, никогда не будет похож на Спа. На «Истанбул-Парке» некоторые повороты вызывают большое недумение - зачем они тут? Почему они поворачивают сюда, а не туда? С бельгийской трассой таких вопросов не возникает - она естественная, плавная, словно так и должно было быть.
Трассу по проэкту ЗАРФ Церетели построил бы кооператив Интеко.
Высотой в 400 метров:)
А так придется им гоняться во дворе сочинской дачи премьера:)
Прелесть Спа, Сузуки, Нюрбургринга - не в поворотах. Прелесть этих трасс в том, что они вписывались в рельеф местности. Никто специально не насыпал гору для Eau Rouge. Эти трассы уникальны в своем роде. Потому что, по сути, они не повторимы. Попытка создать суперавтодром была предпринята французами. Маньи-Кур по сути является сборной солянкой из лучших поворотов чемпионата. Повороты Ешторил, Аделаида, Нюрбургринг... Пожалуй, только Красную Воду вписать не удалось. А трасса получилась скучнейшая, по сути только с одним местом для обгона - в Аделаиде.
Да, то что сейчас строит Тильке - в основном похоже одно на другое, но никто не позволит ему делать что-то подобное Сузуке или Монреалю. Нужны широкие трассы, чтобы предоставить пилотам возможность обгона, широкие асфальтовые зоны безопасности, чтобы не дай бог до зрителей колесо не долетело.
К тому же, вы забываете об одной вещи - Тильке единственный из создателей трасс, кто является бывшим гонщиком. Каким-никаким, но все-таки, пилотом. Да и потом, где вы у Тильке видели множество скоростных поворотов? Отличительная черта «тилькедромов» на мой взгляд - это длинные прямые, разбитые шпильками.
Что касается «изюминки», то мы ее никогда не дождемся. Какая может быть изюминка, если есть стандарты??? Построй сейчас Тильке что-нибудь подобное Сузуки, Монреаля или Монреаля, как вы думаете, какова вероятность того, что трасса получит категорию, позволяющую проводить гонку Формулы-1? Видели зону безопасности в Roggia? Или в Монреале после стартовой прямой? А что бывает в 130R наглядно продемонстрировал Алан Макниш несколько лет назад. А кто вспомнит, чтобы кто-то из пилотов разбил в хлам машину об стену на любом из новом тилькедромов? Городские трассы не в счет.
И все равно, Тильке старается хоть что-то придумать. Вон, например, трассу в Шанхае строили в виде иероглифа Шань.
Убийство же длинного Хоккенхайма я Тильке не прощу. Да, может гонщикам и не нравилось ехать через лес по прямым разбытим шиканами, но там всегда было интересно - там ведь как и в Спа был длинный почти 7-км круг и неоднократно было так, что погода играла злую шутку для этого достаточно вспомнить гонку 2000 года, когда дождь поливал нещадно Стадион и прямую стартовую, зато в лесу все так же было жарко и светило солнце.
З.Ы. И все-таки Сепанг - это хорошо, даже очень, а вот все остальное (без исключения) имени Г.Тильке - УГ.
Уже и повозмущаться нельзя? :)
А в то, что Тильке единственный и неповторимый не верю!