Почему звезды автоспорта идут в «Формулу-Е»
Электрокары захватывают мир.
Третий сезон «Формула-Е» штурмует экраны телевизоров и мониторов в стремлении отвоевать аудиторию у более эффектных автоспортивных серий. Бои идут с переменным успехом, однако проект электрокаров Алехандро Агага не просто удержался на плаву, но и занял определенную нишу в гоночном календаре, хотя скептики прочили соревнованию скорую смерть: скромные по сравнению с «королевским классом» скорости, смешная система пит-стопов с перебежками из болида в болид (батареи, «оживляющие» монокок, живут меньше бабочки), проложенные по городским улицам трассы без виражей для рисковых атак не складывались в затею, способную привлечь аудиторию или инвестиции.
Тем не менее сегодня «Формула-Е» живее всех живых – и продолжает нести в массы идеи экологичного гоночного будущего. Проводниками же оных выступают пилоты, имеющие за плечами не только добротные карьеры в «миноре», но и элитное прошлое. Хайдфельд, Вернь, Пике-младший, Д‘Амброзио, Буэми, ди Грасси – добрая треть пелотона с разной степенью успеха еще совсем недавно была вовлечена в жизнь «Формулы-1». Если же собрать вообще всех героев «зеленых» Гран-при, то из них вовсе сформируется пусть небольшой, но Зал Славы ведущей серии планеты. Логичен вопрос: по какой причине эти спортсмены свернули с широкой автоспортивной дороги на непроторенную тропинку, проложенную электрокарами?
Отсутствие нормальной фарм-серии
Для того, чтобы попасть в «Формулу-1» или же туда вернуться, нужен трамплин. Репутация, связи, спонсоры нарабатываются и приобретаются в процессе восхождения к вершине. Обилие чемпионатов, разбросанных по планете, вроде бы предоставляет уйму шансов по-настоящему талантливым гонщикам проявить себя. Однако на практике это совсем не так.
В иерархии высоких скоростей нет ни цельности, ни упорядоченности. Хуже того, мы с трудом можем понимать, где уровень конкуренции достаточно высок, чтобы рассуждать о потенциале спортсмена, а где техника отвечает требованиям, актуальным для проверки годности пилотов. Прежде все «волги» так или иначе впадали в «Каспийское море», в серию GP2. Там соискатели наград рассаживались по стандартизированным шасси, актуализировали все полученные ранее навыки – и по-взрослому «зарубались» за титул, «репетируя» реальные сражения на трассах «Формулы-1». Порой получалось фантастически эффектно (вспомните, каким бескомпромиссным получалось противостояние Нико Росберга и Хейкки Ковалайнена), порой просто давало обильную пищу для размышлений и повод увидеть в скромных спортсменах калибра Камуи Кобаяси или Нико Хюлькенберга скрытый потенциал, а временами Тимо Глок и Льюис Хэмилтон своим очевидным превосходством над соперниками давали понять, что они готовы к более серьезным вызовам.
Сегодня же GP2 превратилась в дорогущее интерактивное шоу, где за рулем может оказаться любой, кто способен заплатить сумму с множеством нулей. Самородкам, пробующим открыть эти двери самостоятельно, банально не хватает средств опередить «папочкиных сынков» или очередной «спонсорский проект». Опять же, еще десяток лет назад вложиться в вундеркиндов готовы были топ-команды, чтобы растить смену лидерам. Сейчас же из молодежной академии в GP2 перспективного паренька готовы отдать только через «третьи руки» – «продав» состоятельным посредникам. Вы нам деньги, мы вам потенциально выгодный брендовый проект. Если же желающие раскошелиться отсутствуют, молодежь гонят обходными путями. Скажем, в японскую «Cупер-Формулу». Но там, как уже говорилось, и потеряться высока вероятность, и размыть на общем фоне свои сильные стороны.
Минимизация тестов
Давайте начистоту: единственный реальный аргумент, который прежде мотивировал болельщика следить за тестами, – это оценка потенциала молодых пилотов. Мы понимали, что до официального релиза (и уж тем более после него) машина еще изменится с полдесятка раз до неузнаваемости. Причем не только внутренне, но и внешне. Тогда как информация, приходившая от шинников, была столь же поверхностной, как и пресс-релизы команд.
Тем не менее всякий раз, как за руль боевого кара садился кто-нибудь из молодых, в комментариях к новостям начинала бурлить жизнь. Изнуренные межсезоньем болельщики получали плацдарм для оценок, сравнений, споров о нюансах пилотажа и прогнозов относительно перспектив спортсмена. Для меня, как для автора Sports.ru, все это дело напоминало драфт НХЛ или НБА, где юные таланты получали характеристику спецов после «ворк-аутов» в тренировочных лагерях. Тогда как перспективным пилотам тесты давали шанс удивить владельцев конюшен – и повысить котировки своих акций в мире «Ф-1». Грубо говоря, это перспектива и себя показать, и в пул попасть третьим-четвертым пилотом, и даже на чей-нибудь бюджетный хвост сесть, чтобы сезон-другой маячить перед глазами.
Сегодня тесты превратились в формальность. Жертвовать «этими самыми днями» на обкатку молодежи точно никто не хочет – слишком дорого время, слишком важна обратная связь. Поэтому зимой пилотам, желающим оставаться на виду, особо делать нечего. «Формула-Е» отчасти компенсирует данный дефицит, предлагая раз в месяц напрячься да поводить электрокары по живописным улицам красивых городов. Более того, в столь расслабленной атмосфере гонщики, не рискующие здоровьем, еще и зарабатывают, что добавляет шарма действу.
К слову, безопасность электрокласса в сочетании с низкими скоростями делает серию привлекательной и для другого полюса участников – ветеранов. В гонки на выносливость готовы идти далеко не все. Состязания каров вне категории открытых колес требуют масштабной перестройки – и технической, и ментальной. Соответственно, пережить ее способны далеко не все. Да и подобным желанием гонщики в возрасте не всегда горят. Наконец, риск в смежных состязаниях не в пример выше, чем в «Формуле-Е», где даже внешне яркие аварии на самом деле далеки от чего-то фатального. Посему тряхнуть стариной и апробировать электрокар не чураются даже мастодонты калибра Жака Вильнева.
Отсутствие закулисной борьбы
На одном только примере российских пилотов их движения в эволюционной цепочке «Ф-1» можно писать диссертацию о меркантильности серии как таковой. Одно неловкое движение менеджера, данное в запале интервью, незначительный спад в выступлениях – и тайные пружины политики начинают скрипеть, приводя в движение механизм закулисной борьбы. В «пиранья-клубе» нет места джентльменству или гуманности. Зато деньги и умение вовремя набрать нужный номер решают все. Посему подавляющее большинство пилотов живет если не в страхе, то уж наверняка в неопределенности относительно своих долгосрочных перспектив.
В «Формуле-Е», разумеется, кумовство тоже есть. Иначе не ездил бы Даниэль Абт в команде своего папаши, а Николя Прост – не сражался за честь семейной конюшни. Тем не менее здесь все куда менее коррумпировано и скомпрометировано. Если уж даже женщины здесь выходили на старт и вместе с мужчинами боролись за Гран-при, то, согласитесь, «Формулу-Е» впору называть демократичной. А ведь внутри серии есть еще и ротация, когда гонщиков можно без проблем менять прямо в разгар чемпионата. И пока не ввелись ограничения на рокировки, от перестановок в ряде команд даже в глазах рябило.
Так что «электрокласс» пилотами определенно любим. Да и переходить из команды в команду здесь проще: шасси у конюшен одинаковое, поэтому адаптация занимает не так уж много времени.
Отличная медийность
Скептики, конечно, вновь возьмутся хохотать до колик. Мол, если уж телеправа вещателям организация отдает бесплатно (лишь бы показывали), о чем здесь может вообще идти речь. Однако «Формула-Е» максимально старается сблизиться со зрителями, стремится к интерактивности. А это, ясное дело, нравится инвесторам – со всеми вытекающими последствиями в виде поддержки класса и привлечения инвестиций с раскруткой пилотов.
Промо на самом деле вызывает интерес, поскольку на фоне инертности «Ф-1» выглядит нестандартным поиском. Именно фаны решают, кто из пилотов в ходе Гран-при получит «буст» и сможет разок за счет бонуса существенно ускориться на фоне соперников.
Именно с болельщиками постоянно работают соцсети и тематические парки развлечений, обслуживающие каждый этап. Именно для зрителей выбирается максимально широкая вещательная площадка в каждой стране, отчего о «Формуле-Е» люди узнают даже в отдаленных точках планеты.
Внутри всей этой индустрии, заигрывающей с потребителем, скрыт глобальный пласт продакт плейсмента и прочий маркетинговый инструментарий. Естественно, быть его частью пилотам выгодно, равно как выгодно пожинать пиар-плоды от столь масштабной «раскрутки» серии.
Поэтому даже те, кого судьба забросила на автоспортивные задворки, в последние полтора года так или иначе через прессу отвешивали комплименты «Формуле-Е». Они понимают: если правильно отзовешься о детище Агага сегодня, завтра будут отзываться уже о тебе. Так что не удивляйтесь какому-нибудь подзабытому герою «Формулы-1», случись ему уже в средине февраля в Мексике выйти на старт и пополнить без того богатую коллекцию «орденоносцев» электрической серии.
Фото: Gettyimages.ru/LAT Photographic/Formula E; globallookpress.com/imago/Crash Media Group (2)
Сэм Бёрд был на 100% готов к Ф1 и только отсутствие денег помешало ему туда попасть. Дальнейшая карьера полностью подтвердила его скорость.
Про выигравшего абсолютно всё в туринге Лопеса и говорить не приходится.
Поэтому не надо думать, видя в списках имена Трулли, Вильнёва или Хайдфельда, что это чемпионат для сбитых лётчиков или лузеров, которых не взяли в Ф1, или что-то такое.
Тачки конечно не самые технологичные, но для первых сезонов зашли отлично - потому что простые и недорогие. Дальше, конечно, нужно развиваться, но всё упирается исключительно в технологии хранения электроэнергии....( Будет прорыв - увеличатся и скорости, и запас хода, и всё остальное.
Сравнивать с Ф1 совершенно глупо, потому что у серий абсолютно разный уровень и, что важнее, цели (на данном этапе).
В разделе про медийность можно было ещё написать, как в начале января организаторы Ф-Е провели в Вегасе виртуальную гонку на симуляторе, в который гонщики серии соревновались с топовыми геймерами при отличном призовом фонде, спонсорской поддержке и т.д. Мероприятие зашло на ура (и геймеры, кстати, победили). Многим фанатам автоспорта такое не нравится, но что поделать, если за этим будущее. Киберспорт тоже многим не нравится, однако уже официально признан спортом, крутится по ТВ и собирает призовые фонды, сравнимые с ведущими традиционными спортивными чемпионатами.
P.s Дмитрий,очень рад читать ваши тексты на спортсе. Вот бы еще вернуть то время,когда вы комментировали Формулу-1 и НБА
После 20 года с ф1 будет неизвестно что, а вот топ бренды уже представлены в формуле-е больше, чем в эфодине.
Изменить регламент, мощность и запас хода машин, и арендовать трассы при необходимости можно уже сейчас, просто пока присматриваются. Как только пройдет следующее ужесточение ограничений по выхлопам, потребуется увеличение продаж электрокаров, а гоночная серия уже есть.
Года с 25 эта серия или ее развитие будет главной. Единственная серия, которая на длинной перспективе составит конкуренцию - это беспилотники с ИИ от Мильнера.
Почему? Потому что это перспективно. Потому что это на порядки дешевле Ф1 и LMP1 при сравнимой отдаче. Не думаю, что в концернах сидят идиоты, которые ничего не понимают в том, куда дует ветер.
======
Потому что в Ф1 мест для всех нет и половину там занимают ноунеймы с деньгами. В этом плане американские серии гораздо демократичнее, там за талант руль дают, а не за деньги.