В «Формуле-1» закрылась команда. Почему это случилось?
Через несколько дней «Манор» прекратит существование.
«Манор» официально закрылся?
В начале января произошло неприятное для «Формулы-1» событие: самобытная команда «Манор», наконец-то научившаяся в некоторых гонках бороться за очки, перешла под внешнее управление. Если говорить проще – вплотную подобралась к банкротству.
Финансовой реанимацией занялась компания FRP Advisory: она начала поиск нового владельца и указала крайним сроком для завершения сделки 31 января 2017 года – в случае, если к этому дню не объявится покупатель, «Манор» будет закрыт.
Однако объявление о закрытии произошло даже раньше – в пятницу, 27 января (перед выходными). Заключительные формальности будут проведены на следующей неделе после выплаты сотрудникам январской зарплаты.
Была ли возможность спасти команду?
Да, на связь с «Манором» выходили инвесторы из Индонезии – компания GF Capitals, которая в последнее время поддерживала гонщиков молодежной серии GP2 (индонезийца Шона Гелаэля и итальянца Антонио Джовинацци). Однако переговоры ни к чему не привели.
Почему сделка сорвалась?
Краткий ответ звучит так: владелец «Манора» Стивен Фитцпатрик не сошелся с GF Capitals в цене. Казалось бы, причем тут Фитцпатрик, если введено внешнее управление? Однако он оказался ключевой фигурой в переговорах из-за юридических особенностей.
Дело в том, что формально всеми делами «Манора» заведует холдинг Just Racing Ltd, дочерними компаниями которого являются Just Racing Services Ltd и Manor Grand Prix Racing Ltd. Первая из дочерних фирм, занимающаяся операционной деятельностью, оказалась под внешним управлением, а вот вторая осталась под контролем Фитцпатрика, и именно ей принадлежит лицензия на выступления в «Формуле-1». Так что вести переговоры индонезийцам пришлось в первую очередь именно с британским бизнесменом.
Неизвестно, сколько именно предложили Фитцпатрику люди из GF Capitals, но он посчитал, что этого мало – есть мнение, что Стивен искал такого покупателя, который оплатит полную стоимость конюшни. Кроме того, необходимо учесть, что для того, чтобы просто прожить сезон в «Ф-1» (даже без развития машины), команда должна обладать бюджетом минимум в 100 млн долларов. И даже если вычесть призовые деньги, которые полагаются «Манору» за 2016 год (27,5 млн долларов), новым владельцам все равно необходимо было собрать солидную сумму. Судя по всему, расстаться с таким огромным количеством денег они были не готовы, а Фитцпатрик не захотел продавать «Манор» за бесценок.
До старта сезона еще есть время, так почему «Манор» закрывают сейчас?
Верно – первая гонка пройдет только 26 марта, а презентации новых болидов остальных команд и предсезонные тесты начнутся в конце февраля. Несмотря на то, что сотрудники «Манора» не трудятся над гоночным автомобилем образца 2017 года с конца ноября прошлого года, они успели выполнить большую часть проектных работ. В случае возобновления финансирования коллектив смог бы изготовить шасси за три-четыре недели или подогнать прошлогодние машины под новый технический регламент (при условии согласия остальных команд) и даже успеть даже приехать на первую гонку, но, во-первых, денег по-прежнему нет, а во-вторых, именно сейчас должны быть решены все логистические вопросы – никто не согласится отправлять оборудование «Манора» на первые этапы без каких-либо гарантий.
Что будет с сотрудниками?
После 31 января начнутся массовые сокращения. Сейчас на базе в Банбери работает 212 человек, и большинство будет уволено. FRP Advisory обещает помочь им в трудоустройстве, кроме того, наверняка кого-то из талантливых сотрудников заберут другие команды.
Так что, совсем никаких шансов?
Теоретически возможен сценарий, при котором Фитцпатрик все-таки найдет покупателя, продаст лицензию «Манора», а уволенные сотрудники наймутся на работу к новым владельцам. Но вероятность такого развития событий будет снижаться с каждым днем.
Стоит ли жалеть «Манор»?
Пожалуй, да. В новом сезоне команда надеялась ворваться в группу середняков – не только за счет хорошего мотора «Мерседес», но и благодаря новому шасси. Когда в техническом регламенте происходит много перемен (как в этом году), андердогам иногда удается хорошо себя проявить.
Но, к сожалению, видимо, мы так и не узнаем, на что в действительности был способен «Манор».
Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
Мне команды Манор не будет не хватать. Жалко только людей, которые там трудились. Кто-то из них может быть осуществил мечту, став сотрудником команды Ф1. Теперь все они остались без работы. Вот это для меня главный минус случившегося.
А спорт это переживёт. Команды приходили и уходили всегда.