Чем запомнилась «Формула-1» в 2016 году
Взлет Ферстаппена, неожиданный Росберг, провал Квята и другие истории.
Частая смена правил
Непотопляемый промоутер «Формулы-1» не первый десяток лет известен за крутой категоричный нрав. А потому, наверное, ни у кого нет и тени шанса помешать Экклстоуну, если ему вдруг взбредет в голову все взять и поменять. А ему взбрело. Добро пожаловать, новый формат квалификаций и запрет на радиопереговоры.
Новые квалификации обернулись сидением в боксах и подсчетом оставшихся покрышек за пять минут до клетчатого флага, подверглись критике со стороны всех честно попытавшихся досмотреть их до конца и были отменены после второго же Гран-при. Запрет на переговоры выборочно бил по тем, у кого возникали не смертельные, но серьезные проблемы, успел зацепить Нико Росберга в борьбе за титул и Дженсона Баттона и канул в лету вместе со своими жертвами.
Однако решение отдать командам право составлять набор из шин на каждую гонку вкупе с новым «ультрасофтом» оказалось верным. Сколько разных тактик и напряженной борьбы это нам подарило!
Проблемы пришли, откуда не ждали. Макс Ферстаппен нашел серую зону в регламенте, где говорится о действиях при обороне позиции и смене траектории, и начал использовать ее по полной. Причем, несмотря на все порицания, Безумный Макс с кулфэйсом повторял свои маневры снова и снова, разозлил всех пилотов, все-таки вынудил действовать ФИА, но так и остался без наказания — единственным из топ-пилотов штраф за смену траектории на торможении получил Феттель.
Яркий дебют «Хааса»
«Хаас» – первая команда-новичок с 2010 года. Американцы дебютировали при более благоприятных обстоятельствах, чем «Лотус» («Катерхэм»), «Верджин» («Маруся») и «Хиспания» («ХРТ») и применили принципиально другой подход, не форсируя выход на старт и по максимуму используя возможности регламента по приобретению готовых компонентов болида. В роли наставницы и помощницы выступила «Феррари».
Результат превзошел все ожидания. Шестое место Ромена Грожана в Австралии стало главной сенсацией старта сезона. В Бахрейне гонщик превзошел этот результат и занял пятое место. В дальнейшем «Хаас» выступал уже не так ярко, но все-таки набрал в Кубке конструкторов 29 очков (все на счету Грожана), пять раз попадал в очки и иногда добирался до заключительного сегмента квалификации. Заслуженное восьмое место в общем зачете.
Сложно предсказать, удастся ли команде прогрессировать в следующем году. С одной стороны, руководитель коллектива Гюнтер Штайнер неоднократно заявлял, что «Хаас» еще весной начал работать над машиной для 2017 года. С другой стороны, в условиях нового регламента не получится активно использовать помощь «Феррари», важнейший фактор успеха в прошедшем сезоне.
Перестановки в «Ред Булл»
«Ред Булл» умеет удивлять и принимать нестандартные решения, за что и любим (и ненавидим) многими болельщиками. В этом году Гельмут Марко и компания стали главными ньюсмейкерами сезона, заменив Даниила Квята на Макса Ферстаппена уже после четырех гонок.
Решение смелое и вызвавшее неоднозначную реакцию среди пилотов и болельщиков, но, как показали результаты Макса, правильное. Он стал самым молодым победителем Гран-при, а противостояние голландца с напарником Риккардо может стать еще более горячим, чем было у Хэмилтона с Росбергом, особенно если «Ред Булл» вернется в борьбу за чемпионский титул.
Что касается Даниила Квята, то про его сезон невозможно говорить предметно. После перевода в «Торо Россо» у россиянина почти ничего не получалось, раз за разом он проваливался на фоне Карлоса Сайнса и лишь отчасти смог вновь обрести себя в конце первенства. Временами на Даниила просто было жалко смотреть. Но продление в «Торо Россо» – это еще один шанс. Теперь пилот сможет спокойно подготовиться к сезону и продемонстрировать весь имеющийся талант, чтобы найти пути для продолжения карьеры в «Формуле-1».
Ферстаппен взрывает «Формулу-1»
Такого не случалось очень давно. Огромный талант, полное игнорирование любых авторитетов и отвратительный характер — 19-летний парень ставит на уши весь автоспорт и собирает вокруг себя чуть ли не больше шумихи, чем остальной пелотон.
Макса не останавливают ни разворот на первом круге, ни ошибки команды со стратегией. Что бы ни произошло, он продолжает упрямо прорываться к первому месту:
«Я здесь не для того, чтобы финишировать четвертым!»
При таком агрессивном стиле вероятность просчетов увеличивается, избежать их удается не всегда, но инциденты только добавляют неоднозначности персоне голландца и превращают его в самого яркого пилота современной «Формулы-1».
Победа в первой гонке за «Ред Булл», семь подиумов, растущие с каждым Гран-при толпы фанатов, успешные сражения с несколькими чемпионами мира и публичная просьба руководства соперников не вмешиваться в чемпионскую разборку Росберга и Хэмилтона… Макс станет чемпионом мира в 2017-м или в 2018-м?
Феттель против всех
Себастьян начинал сезон в качестве главной надежды общественности на конец доминирования «Мерседеса», а закончил поражением в квалификационной дуэли с Кими Райкконеном, бесконечными жалобами на круговых, матом в адрес Макса Ферстаппена и Чарли Уайтинга и лишь четвертым местом в общем зачете.
Впрочем, несправедливо было бы винить во всем только пилота: это был неудачный год для всей «Феррари». Дело не только в ошибочных тактических решениях и регулярных технических проблемах, но и в слабой модернизации болида по сравнению с «Ред Булл». Скудерия начинала сезон уверенно второй командой с претензией на борьбу с «Мерседесом», а в итоге без шансов проиграла парням Кристиана Хорнера. В этом свете очень показательно то, как по-разному в «Феррари» восприняли подиумы Феттеля в Австралии и в Абу-Даби. В первой гонке сезона Маурицио Арривабене был умеренно разочарован упущенными возможностями, а на последнем этапе победа над «Ред Булл» рассматривалась как большое достижение.
В целом для Феттеля еще ничего не потеряно. Он сравнительно молод и быстр, он первый пилот одной из лучших команд. Только пребывание немца в «Феррари» очень уж напоминает сценарий Фернандо Алонсо. И нет никакой уверенности, что в следующем году итальянская конюшня сможет наконец-то побороться за чемпионский титул.
Лучший сезон «Форс-Индии»
Виджай Маллья — действительно выдающийся бизнесмен. Несмотря на управление командой буквально в изгнании (ведь он разыскивается индийским правительством за неуплату налогов), та выдала лучший сезон в истории, заняв четвертое место в Кубке конструкторов и получив еще больше денег на развитие болида в будущем. Как и скидку на двигатели за нового пилота — Окона. Недаром Перес говорил, что теперь «Форс-Индия» способна на еще большее. Почему бы и нет, раз уж они даже потерю Хюлькенберга смогли обратить себе во благо?
Конструкторы явно нашли оптимальный, насколько это возможно с их бюджетом, баланс между скоростью на прямых и прижимной силой, и регулярно выжимали максимум благодаря тонким настройкам. Наверное, только так средняя частная команда и может прыгать выше головы.
Риккардо подтверждает класс и продолжает всех веселить
Самый жизнерадостный пилот «Формулы-1» ближе к середине сезона почти перестал сверкать белоснежной улыбкой. Дэн по-прежнему чрезвычайно быстр, вот только его новый напарник по команде оказался опаснее предыдущего: с первого старта выиграл гонку и вообще, казалось, перетянул на себя внимание команды.
Тем не менее, австралийцу, как и в истории с Феттелем, удалось не дать задвинуть себя на второй план. Когда «Ред Булл» приблизился к «Мерседесу», Риккардо смог доказать, что на данный момент ни в чем не уступает Ферстаппену, и даже одержал в Малайзии первую с 2014 года победу.
Самый веселая и одновременно жуткая история сезона тоже связана с Дэном. Начиная с Гран-при Германии Риккардо по австралийской традиции пить шампанское из собственного ботинка. Причем с каждым разом исполнение этого ритуала заходило все дальше и жутким коктейлем успели насладиться Росберг, Ферстаппен и голливудский актер Джерард Батлер.
Что случится, если «Ред Булл» станет еще быстрее? Весь мир с ужасом ждет новых подиумов.
Смена владельцев «Формулы-1»
Кого только не связывали в последнее время с покупкой гоночной серии. И Дитриха Матешица, хозяина империи «Ред Булл». И Apple. И Tesla. И кучу разных шейхов всех цветов и размеров. Да чего еще не ходило по паддоку как во плоти, так и в виде слухов! Но все они оказались верными лишь наполовину. «Формулу-1» действительно продали. Вот только американцам. Корпорации Liberty Media за внушительные почти 4,5 миллиарда долларов.
Нужно сразу оговориться: это хорошая новость. Не секрет, что из-за постоянного доминирования чьих-нибудь самовозов интерес публики неуклонно падал. Потому серии просто необходима была модернизация, которая сделает ее снова привлекательной для зрителей. И американцы из «Свободных медиа» способны на это.
Сразу же стали появляться слухи о новых Гран-при, что позволит увеличить доход, и помощи нынешним промоутерам, что позволит сохранить исторические гонки и рынки, к ним прилагающиеся. Первым шагом стало сохранение Италии до 2019-го и подписание контракта с французами, а также мелкие «хотелки» вроде ночной гонки в Лас-Вегасе, сокращении некоторых церемониальных процедур, чтобы лучше влезать в телевизионные рамки, а так же потенциально новый глава самой серии.
Мини-революция в верхах произошла и в одной из главных команд «Ф-1» – «Макларене». Акционеры мягко попросили Рона Денниса на выход, устав от постоянных убытков, отсутствия титульных партнерских соглашений (помимо «Хонды»), а также неудач и перспектив потерять Фернандо Алонсо. Поэтому коммерческую занятость отдали американцу Заку Брауну, уже приводившему в «Формулу-1» табачные компании. Занятно, что чуть ли не сразу же появились слухи о спонсировании «Макларена» техническим гигантом Apple. Для команды это может значить только одно: с приходом новых денег титульное партнерство с японцами перестанет быть максимально ключевым, и можно будет вздохнуть немного свободнее, концентрируясь на гоночном прогрессе.
Уход любимых ветеранов
«Формула-1» подготовилась к глобальному обновлению: у серии появились новые владельцы, вот-вот изменятся регламент, внешний вид автомобилей и даже спортивные правила. Самый грустный признак перемен – уход ветеранов на пенсию: Фелипе Масса и Дженсон Баттон прекращают выступления на высшем уровне.
Казалось, еще недавно англичанин прорывался из конца пелотона в Сан-Паулу на бело-синем «Уильямсе», а бразилец удивлял неожиданно крутой квалификацией на «Заубере» в Шанхае, и оба боролись за подиумы и чемпионаты. Однако на деле последнюю победу Дженсон одержал четыре года назад, а Фелипе – восемь, и после признания этого факта, пусть и с трудом, но все-таки приходится согласиться с тем, что их пора прошла.
На смену приходят молодые и талантливые. В чемпионате уже выступают Ферстаппен, Сайнс, Квят, Окон и Верляйн, а в следующем году дебютируют Вандорн и Стролл. Это поколение будет вершить судьбу «Формулы-1» в следующий десяток лет, но, чтобы заслужить теплые проводы (как для нынешних уходящих героев), им предстоит еще сильно постараться.
Росберг выиграл чемпионат и ушел
Немецкий пилот неожиданно для многих с третьей попытки все-таки сумел отобрать титул у Льюиса Хэмилтона – примерно в том же стиле, в каком и выступал за «Мерседес» в последние годы: одержав меньше побед, чем напарник, зато стабильнее проведя чемпионат.
Льюис ярче провел сезон, но столкнулся с техническими проблемами, из-за которых стартовал с последнего места в Бельгии и упустил победу в Малайзии.
С каждым годом противостояние Нико и Льюиса становилось острее, а авария между ними на первом круге в Испании только усилила напряжение в команде, однако внезапное решение немца покинуть «Формулу-1» после завершения сезона позволило избежать эскалации конфликта.
Возможно, Росберг остался бы в истории как один из самых блеклых чемпионов мира, но неожиданный уход из гонок привел к тому, чего немец никак не мог добиться на протяжении всей карьеры – о нем заговорил весь мир.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson (1,3,7), Lars Baron (2,4); globallookpress.com/Hoch Zwei, Uli Deck/DPA; Gettyimages.ru/Clive Mason