С прицелом на будущее. Главные итоги сезона Мика Шумахера
Поутихли страсти после финала итальянской Формулы 4, Мик Шумахер уже вовсю тестирует технику Формулы 3,ну а мы можем погрузиться в воспоминания (хорошие и не очень), которые имели место в очень насыщенном и напряженном гоночном сезоне 2016 года. Сегодня я постараюсь выделить основные моменты уходящего года и понять, почему вышло именно так, а не иначе…
Один в поле воин
Прошлый сезон был сложным во всех отношениях, к тому же на Мика было колоссальное давление со стороны журналистов. И с каждым годом, по мере восхождения Шуми-младшего к вершине автоспорта, это давление будет только расти. К счастью, менеджер юного пилота Сабина Кем делает все возможное, чтобы оградить наследника «Красного Барона» от ненужной шумихи вокруг собственной персоны.
«В этом году я был, вероятно, более расслабленным, чем в прошлом. Большой интерес со стороны СМИ был для меня скорее вызовом, нежели оказывал дополнительный прессинг. Как только я надеваю шлем, начинаются гонки, и я сфокусирован только на них».
Однако если говорить о поддержке гоночной, у Мика нет никакой поддержки со стороны, кроме механиков и инженеров команды Prema. Я говорю об участии самого Михаэля в карьере сына. Кто знает, что бы было, если бы не трагедия в горах Мерибеля. Стал ли бы Шуми-старший активно пропихивать своего отпрыска в Ф1 так, как это делал Йос Ферстаппен? Если честно, то думаю, что вряд ли.
Так или иначе, но отсутствие Михаэля в карьере Мика делает достижения юного немца более весомыми, как мне кажется. Ведь намного легче что-либо делать (в любой сфере жизнедеятельности) под чутким и грамотным контролем более опытного человека, не так ли? Да, в команде Мик окружен очень грамотными специалистами, но кто, как не отец (к тому же, один из лучших гонщиков в истории) может поделиться гоночными хитростями…
На двух стульях
Гоночный сезон 2016 Мик Шумахер начал неожиданно рано, в конце января приняв участие в зимней гоночной серии MRF Challenge, где он провел 4 гонки и завоевал два подиума. Затем последовал переход в команду Prema Powerteam и решение принять участие сразу в двух чемпионатах Формулы 4 – в итальянском и немецком первенствах. Естественно, с задачей взять оба чемпионских титула. Задача была не из легких, но шансы у Мика были, где-то больше, где-то меньше.
Не знаю, действительно ли в очередной раз оказалось пророческим сравнение про погоню за двумя зайцами, но оба чемпионата Шумахер закончил не на первой строчке. В целом, два вторых места – это неплохой результат, но все же поставленная задача не была выполнена. И если в немецкой Ф4 главный соперник Мика Джоуи Моусон просто был быстрее и стабильнее в этом году, по праву одержав итоговую победу, то Маркос Зиберт, который забрал себе титул итальянской Ф4, все же не был однозначно сильнее Шуми-младшего.
После дубля в Мизано, Мик и его команда решили не ехать на второй этап чемпионата в Адрию, решив сосредоточиться на тестах немецкой Ф4, что в итоге повлияло на итоговых результат сезона. Заработав в отсутствие Шумахера 44 очка, аргентинец смог удержаться на первой строчке до конца чемпионата.
Конечно, Мик сам упустил возможность выйти в лидеры во втором уикенде в Имоле, где совершил фальстарт и проиграл гонку. Можно еще вспомнить столкновение с собственным напарником в Муджелло, что поставило под угрозу результат не только той гонки, но и следующего заезда. Короче говоря, «своими силами» Шуми также растерял уйму драгоценных очков, что в итоге и стоило ему чемпионского титула. С другой стороны, где, как не здесь, в молодежных сериях, набивать шишки и получать опыт? Не стоит забывать, что это всего второй год Мика в формулах. Да-да, Ферстаппен уже был в Ф1 на свой второй год, я знаю. Но давайте все же не будем сравнивать этих пилотов. Они все-таки разного поля ягоды…
Попытка усидеть на двух стульях не увенчалась успехом не в последнюю очередь «благодаря» Джоуи Моусону. 20-летний австралиец, проводивший свой третий сезон в Ф4, сложил все элементы пазла воедино и безоговорочно выиграл титул. Шуми в какой-то момент был очень близок к своему другу и сопернику, но Моусон практически не допускал ошибок, да и судьи были более благосклонны к австралийцу (о чем мы еще поговорим).
В итоге Мик оба раза досрочно уступил титул своим конкурентам, но отдал всего себя борьбе, отчаянно цепляясь за любую надежду на чемпионство. Очень важно, что после поражений Шуми не сломался психологически и выдал две потрясающие гонки, в Хоккенхайме и Монце.
«С каждой гонкой и с каждым годом ты прогрессируешь. Нужно делать выводы из любой допущенной ошибки и стараться не допускать повторения в будущем. Нам часто не везло в этом сезоне, поэтому приходилось много обгонять. Но я также считаю, что получил большой опыт в этом плане, научился правильно обгонять».
Чем больше, тем лучше?
Несмотря на поражения в обоих чемпионатах, из этого можно вынести что-то хорошее. Например, приличный накат на совершенно разных автодромах Европы (и даже одного в Индии). Все, что нужно начинающему пилоту – это как можно больше времени проводить за рулем, тем самым оттачивая свое мастерство. А учитывая то, что это были даже не тесты, а полноценные гоночные уикенды, километраж юного Шумахера может сослужить ему хорошую службу.
Если опираться на сухие цифры, то в этом сезоне Мик принял участие в 15 гоночных уикендах (для молодежных серий это действительно много). В общей сложности он провел 46 гонок, 10 из которых выиграл (по 5 побед в обоих чемпионатах). Чуть более чем в половине заездов он добирался до призового пьедестала (24). Что касается квалификаций, которые были ахиллесовой пятой Шуми в прошлом сезоне, то в этом году из 28 квалификационных заездов он выиграл всего 8. Это, кстати, также сыграло свою роль в итоговых вице-чемпионствах. Ну и завершая статистические данные, то всего 8 раз Мик показывал лучшее время круга в гонке (у Михаэля этот показатель всегда был на высоком уровне, правда, и условия были другими).
Какой вывод можно из этого сделать? В целом, количество не переросло в качество, зато Шумахер получил столь нужный на данном этапе своей карьеры гоночный накат. Опыт лишним никогда не бывает…
«Очевидно, что формульные гонки отличаются от картинга, но в целом всё складывается хорошо. При пилотировании я в основном полагаюсь на инстинкты – если я вижу свободное пространство, то пытаюсь воспользоваться им. Если получается, хорошо. Если нет, то пробую снова. В настоящий момент я просто стараюсь учиться. Моя цель — быть полностью подготовленным к старту в Формуле-1. Формула-3 будет логичным следующим шагом».
Яблоко от яблони
Мик Шумахер сам выбрал свой путь, и он явно понимал, что его ждет на пути в Формулу 1. Он понимал, что его всегда будут сравнивать с отцом, проводить какие-то параллели, пытаться заметить сходства в их карьерах. И я хочу сказать, что сходства есть, впрочем, как и различия. Этому можно посвятить целую статью (и возможно, она появиться в ближайшем будущем), но я бы хотел заострить внимание на нескольких вещах.
Мик Шумахер унаследовал от своего отца абсолютную бескомпромиссность и даже некоторую жесткость в борьбе на трассе. В этом сезоне, когда Мик регулярно сражался в первых рядах, это было особенно заметно. Чего только стоит сражение колесо в колесо (вплоть до контакта) с Моусоном на Заксенринге, из которого Шуми вышел победителем. Или отчаянная оборона на раненной машине во второй гонке в Монце, когда понимая, что титул уже практически ускользнул от него, он продолжал бороться и дважды вынудил Зиберта прогуляться по обочине. Или можно вспомнить, как он на протяжении целого круга как приклеенный шел за Лалиберте в Хоккенхайме, дабы провести решающий и красивый обгон за пару поворотов до финиша.
Шуми показал, что он стал более закаленным в этих постоянных прорывах из последних рядов. Обгонять он научился. Но есть одно НО…
Несмотря на все свои регалии, в начале своей карьеры в Ф1, Михаэль Шумахер иногда допускал ошибки, находясь под огромным прессингом. В этом сезоне что-то подобное я замечал и за Миком. Фальстарт в Имоле, авария с напарником в борьбе за лидерство в Муджелло, контакт и штраф в результате атаки на Моусона на Нюрбургринге, спешка и надломленное переднее антикрыло в решающей гонке в Монце…
В защиту Мика я могу только сказать, что среди наверное всех пилотов молодежных формул (даже многих пилотов Ф1) он испытывает такое давление, что и врагу не пожелаешь. Любая его неудача будет освещаться гораздо ярче, чем его успехи. В этом магия фамилии «Шумахер», которая с одной стороны, стала даром, с другой – проклятьем…
Еще один момент, на котором я хотел бы остановиться – это штрафы в отношении Шумахера. Сейчас вообще тема штрафов и их объективность давно стоит, как ком в горле, абсолютно у всех – у пилотов, судей, журналистов, болельщиков. Но если говорить конкретно про Ф4, то в этом сезоне на Мика (или на ШУМАХЕРА) штрафы сыпались, как из рога изобилия. Спорная ситуация с Моусоном на Нюрбургринге, неразбериха с флагами в Ошерслебене, аннулирование результатов квалификации в Хоккенхайме… Понятно, что когда любимый пилот борется за титул, любая такая ситуация воспринимается, как заговор, особенно в разгар просмотра гонки. Но если постараться взглянуть на это объективно, то некоторая предвзятость судей к Шумахеру в этом сезоне все же иногда прослеживалась. И что-то мне подсказывает, что чем ближе Мик будет к Ф1, тем строже к нему будут судьи. Хочется верить, что я ошибаюсь.
Ну и не могу затронуть тему «фаворитизма» Мика (или ШУМАХЕРА) в команде. Когда Юри Випс на финишной прямой Нюрбургринга пропустил своего напарника Мика Шумахера вперед, в голове сразу же появилась картинка Австрии’02. Свою точку зрения по поводу данного эпизода я уже описал в соответствующем обзоре, поэтому не вижу смысла повторяться.
Несмотря на ряд не очень приятных сравнений, хочу все же закончить этот блок на позитиве. Шуми-младший по словам работающих с ним людей унаследовал отцовское трудолюбие, внимание к мелочам, и преданность (итальянской) команде. Вспомните, как он оба раза искренне радовался (несмотря на проигрыш в личном зачете) и за команду, завоевавшую титул, и за напарника, ставшего лучшим новичком. Пока что Мик вне болида производит впечатление такого же «Солнечного Мальчика», каким был когда-то и сам Михаэль…
Лучшая гонка
В этом году было множество ярких и запоминающихся гонок, но я бы выделил третью гонку Хоккенхайма, где стартовав с пятого места, Мик методично, одного за другим прошел всех соперников, и на последнем круге провел шикарный обгон, который принес Prema титул в командном зачете. Красивая точка в сезоне немецкой серии.
Худшая гонка
Неудачных заездов также хватало, но одной из определяющих гонок стала первая во втором этапе в Имоле, где стартовав с поула, Шуми допустил фальстарт и финишировал лишь двенадцатым, в то время как Зиберт спокойно приехал на подиум и вновь оторвался в чемпионате.
С прицелом на будущее
Теперь я надеюсь попасть в Формулу-3. Если всё сложится, я буду полностью сфокусирован на этом чемпионате. Я полагаю, что буду на следующих тестах этой серии».
Так оно и оказалось. По завершении сезона Мик Шумахер приехал на Нюрбургринг, где впервые сел за руль болида Формулы-3. После двухдневных тестов на немецкой земле, была еще двухдневная тестовая сессия в Спа, однако результаты все еще неизвестны.
Тем временем, автогоночная пресса практически полностью уверена в том, что Шуми продолжит свою карьеру в Prema и займет место ушедшего в Ф1 чемпиона 2016 года Лэнса Стролла. В принципе, это было бы логичным решением. Вопрос в том, когда объявят о контракте. Остается только ждать.
Говоря о дальнейших перспективах Шумахера-младшего, то, если я правильно посчитал, он заработал 20 очков (за два вторых места в национальных чемпионатах Формулы 4) для своей будущей суперлицензии. 18 лет Мику исполниться уже в следующем году, поэтому теоретически он может попасть в Ф1 уже в 2018 году. Но для этого ему необходимо быть в тройке лучших в свой дебютный сезон в европейской трешке. Посмотрим, что будет в следующем году, и какое влияния это окажет на дальнейшую карьеру Мика Шумахера.
Итак, Шуми отправляется на каникулы, однако рискну предположить, что они вновь окажутся чуть короче обычного. Об этом не ходило никаких разговоров, но почему бы Мику вновь не принять участие, например, в том же MRF Challenge или новозеландской Toyota Racing Series? Опять же, и лишние километры за рулем более мощной техники, и тренировка перед гоночным сезоном. Конечно, окончательное решение за Миком и его окружением, но было бы неплохо увидеть юного немца за рулем уже в начале следующего года. Будем держать вас в курсе событий.
Что до блога, то он уходит на заслуженный отдых, но это вовсе не означает, что он не может вернуться после каких-то важных новостей. А пока, вот какой вопрос: все ли вас устроило в работе блога в этом году, стоит ли менять формат обзоров или оставить все как есть? Для меня очень важно ваше мнение.
Ну и в конце. Завершился очередной гоночный сезон. Впереди у Шуми-младшего (я надеюсь) еще много замечательных сражений на различных автодромах мира. Но эта карьера все же будет неполной без самого главного болельщика. Поэтому, #KeepFightingMichael.
Все самые свежие новости о Мике Шумахере.
Кстати, сегодня проскочила новость, что Мик поедет в MRF Challenge (как я и "предсказывал"). И первый уикенд уже в эти выходные. Так что, я поспешил, отправив блог в отпуск)