Самые драматичные финалы в «Формуле-1»
Важнейшие гонки с участием лучших пилотов.
До завершения очередного сезона «Формулы-1» осталось всего два Гран-при, и пока складывается ощущение, что вопрос с чемпионством в очередной раз решится достаточно спокойно: Нико Росбергу гарантирован титул в случае одной победы или финишей на втором и третьем местах, то есть, ему будет достаточно показать свои обычные результаты последних трех лет.
Впрочем, всего один непредвиденный инцидент кардинально изменит все расклады и превратит конец сезона-2016 в запоминающийся триллер, и, возможно, даже встанет в один ряд с легендарными развязками прошлых лет.
1956 год: джентльменский поступок
Перед последним этапом в Монце шансы на чемпионство остались только у партнеров по «Феррари» – легендарного чемпиона Фанхио и молодого британского пилота Питера Коллинса. Фанхио уверенно шел к четвертому титулу, но из-за повреждения рулевого рычага ему пришлось остановиться в боксах, чтобы пересесть в болид одного из напарников. Однако итальянец Муссо не захотел отказываться от шанса на победу на родной трассе и проигнорировал приказ руководства уступить машину лидеру.
Питер Коллинс в тот момент шел на позиции, гарантировавшей чемпионство, но именно он уступил свой болид, а вместе с ним и титул, Фанхио. Британский пилот позднее объяснял свой поступок тем, что был еще слишком молод для победы в чемпионате, однако больше возможностей побороться за титул он так и не получил, а через два года Коллинс разбился на «Нюрбургринге».
1959 год: самая изнурительная заключительная гонка
На этот раз сезон завершался Гран-при США, и перед этим этапом шансы на победу сохраняли Стирлинг Мосс, Тони Брукс и Джек Брэбэм. После схода Мосса и проблем с болидом у Брукса перед Брэбэмом открылся свободный путь к чемпионству, но за два километра до финиша в его «Купере» закончилось топливо, поэтому австралийцу пришлось толкать болид к финишной черте, после пересечения которой он стал четвертым.
Уже после финиша стало известно, что результаты гонки не пошли Джеку Брэбэму в общий зачет. Тем не менее, это не помешало ему стать чемпионом, а «Куперу» завоевать Кубок конструкторов.
1976 год: Джеймс Хант против ливня
Легендарному противостоянию Джеймса Ханта и Ники Лауды в этом году исполнилось 40 лет. Потрясающий сезон увенчался шикарной развязкой на Гран-при Японии.
Гонка началась под сильнейшим ливнем, из-за которого Лауда в самом начале сошел с дистанции. Но Ханта сход не устраивал, для чемпионства ему требовалось занять место в первой четверке. Всю дистанцию он боролся с меняющимися погодными условиями, а в конце еще и заработал прокол, который отбросил его на пятое место. Тем не менее, за пару кругов до финиша Джеймс все-таки вернулся в первую тройку и гарантировал себе чемпионский титул.
1986 год: битва Проста, Пике и Мэнселла
37-й чемпионат мира завершился одной из самых невероятных гонок в истории. Перед стартом на титул претендовали пилоты «Уильямса» Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, а также Ален Прост из «Макларена». На первом месте в чемпионском зачете располагался Мэнселл.
Исход Гран-при решил износ шин: по ходу заезда возникло мнение, что покрышки смогут выдержать всю дистанцию австралийской гонки, а Кеке Росберг, напарник Проста, спровоцировал пилотов «Уильямса» на погоню и крайне неэкономичное обращение с резиной, и сам сошел с дистанции на 63-м круге.
Покрышки «Уильямса» тоже не выдержали интенсивной нагрузки: уже на следующем круге на машине Мэнселла лопнула покрышка, и, почувствовав беду, команда срочно зазвала в боксы Пике. Таким образом вперед вышел Прост (который менял резину намного раньше из-за прокола).
После замены шин бразилец начал стремительно сокращать отставание от француза, но на финише их разделило четыре секунды – так Прост и «Макларен» выиграли у команды, обладавшей лучшей техникой в пелотоне.
Годы 1988-1990: Прост против Сенны
Прост против Сенны. Сенна против Проста. Сенна и Прост. Этот текст принес бы вам намного больше удовольствия, если бы состоял только из этих двух фамилий, правда?
На самом деле француз и бразилец предпочитали не дожидаться последнего этапа и решали свои чемпионские проблемы в Японии. Именно на «Сузуке» три года подряд определялся чемпион в очном противостоянии двух великих пилотов и каждый раз происходило что-то очень драматичное.
В 1988 году Сенна заглох и на 15 секунд задержался на стартовой решетке, но уже к концу первого круга успел отыграть шесть позиций, еще через некоторое время приблизился к лидерам и, в конце концов, на прямой красиво обошел Проста и в первый раз выиграл чемпионский титул.
В следующем году сюжет завернулся еще круче. Между пилотами произошло столкновение, после которого обе машины заглохли и остановились рядом друг с другом. Прост, решивший, что чемпионская гонка закончилась в его пользу, покинул болид. В это же время Айртон с помощью маршалов вытолкал свой «Макларен» обратно на трассу, продолжил борьбу, выиграл гонку, и узнал после финиша, что дисквалифицирован ФИА за срезку шиканы – чемпионом все равно стал Прост.
Еще через год на той же «Сузуке» пилоты всего лишь столкнулись и вылетели уже на первом круге, что на этот раз принесло титул Сенне. Инцидент опять вызвал множество споров и обвинений бразильца в намеренном инциденте, но санкций Сенна избежал.
Годы 1994 и 1997: суперфиналы Шумахера
Последние этапы сезонов 1994 и 1997 годов начинались для Шумахера в статусе лидера чемпионата с преимуществом над ближайшим преследователем в одно очко, а заканчивались аварией с конкурентом и неизбежным громкими скандалом.
В 1994-м соперником Шуми был Дэймон Хилл из «Уильямса», который на 36-м круге Гран-при Австралии после ошибки конкурента решил пойти на обгон, но немец не позволил такой наглости, что привело к аварии и сходу обоих гонщиков и позволило Михаэлю Шумахеру сохранить первое место.
Ситуация повторилась через три года, но на этот раз соперником Михаэля был другой пилот «Уильямса» – канадец Жак Вильнев.
Еще одним отличием от 1994 года было то, что после аварии вылетел лишь Шумахер, а Вильнев, пусть и с повреждениями, остался на трассе и финишировал на третьем месте, которое принесло ему чемпионский титул. На этот раз ФИА признала Михаэля виновным в инциденте и лишила всех набранных в сезоне очков.
2008 год: чемпион на несколько секунд
Родная погода чуть не подарила Фелипе Массе неожиданный чемпионский титул в 2008 году. Перед завершавшим сезон «Интерлагосом» Масса отставал от Льюиса Хэмилтона из «Макларена» на семь очков, и ситуация казалась максимально комфортной для британского гонщика.
К 60-му кругу Хэмилтон спокойно ехал на четвертом месте, которое даже при победе Массы делало его чемпионом. Но тут в Сан-Паулу пошел дождь, и к 69-му кругу Льюис оказался на шестой позиции, которая делала чемпионом уже Фелипе. Такое соотношение позиций сохранялось, когда Масса уже пересек финишную черту, но всего за километр до финиша Хэмилтон обогнал не заезжавшего в боксы во время дождя Тимо Глока и испортил праздник всей Бразилии
Годы 2010 и 2012: Феттель против Алонсо
За весь сезон-2010 Себастьян Феттель только один раз возглавлял зачет пилотов – после Гран-при Абу-Даби. Так получилось, что это был последний этап в году.
Главным претендентом на титул перед финальной гонкой выглядел Фернандо Алонсо, опережавший Феттеля на 15 очков. Второе место занимал Марк Уэббер, напарник Себастьяна.
В гонке «Феррари» сконцентрировалась именно на борьбе с Марком, который неожиданно рано посетил боксы. В итоге стратеги итальянской команды приняли опрометчивое решение зазвать своего пилота на пит-стоп следом за представителем «Ред Булл», однако в результате и Уэббер, и Алонсо застряли в трафике.
Поскольку Феттель лидировал, Алонсо для победы в чемпионате необходимо было занять хотя бы четвертую позицию, но прорваться к этому месту испанцу не удалось: почти весь заезд он провел за желто-черным болидом «Рено» Виталия Петрова, который тем самым сыграл существенную роль в первом титуле Феттеля.
Через два года у Фернандо была отличная возможность взять реванш. Хотя испанец и проигрывал перед началом Гран-при Бразилии 13 очков, события гонки на этот раз складывались в его пользу. И вообще, непредсказуемый бразильский дождь снова внес разнообразие в последнюю гонку сезона.
Феттель на старте столкнулся с Бруно Сенной и откатился в конец пелотона, но на 19-м круге после замены шин он уже был сразу позади Алонсо. И все же затем претенденты на титул снова начали отдаляться друг от друга: Феттель потерял несколько позиций на трассе, а в конце еще и задержался на пит-стопе, тогда как Алонсо благодаря инцидентам впереди и командной тактике поднялся до второго места.
Тем не менее, сенсационного камбэка в чемпионате так и не случилось: гонка завершилась за машиной безопасности, Феттель пришел к финишу шестым, а Алонсо смог в итоге отыграть 10 очков из 13 необходимых.
Фото: Gettyimages.ru/Keystone, Allsport UK; globallookpress.com/picture-alliance/dpa
Получилось лишь ненамного хуже. Плюсую.
также,как и в1983 тоже трое претендовали на титул Пике,Прост и Арну перед последней гонкой и в 1984 если бы не полетели тормоза у Лотуса Мэнселла то чемпом стал бы Прост,а не Лауда разрыв между ними составил пол очка на финише чемпионата и Кимана забыли в 2007
эх Тимо что же ты наделал???
Про 1950 и 1964 не знал. Вообще мало,что знаю про первые годы в Ф-1