Connew Racing Team. Один в поле - воин!
Всем добрый день! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы поговорим о команде Connew, созданной британским чертёжником Питером Коннью, который в своё время работал у самого Джона Сёртиза! Но обо всём по порядку.
Кто из вас в детстве не любил рисовать машинки на листе бумаги? Даже я этим любил заниматься. Но Питер Коннью был не из таких детей. Более того, до определённого момента он не интересовался гонками, до того момента, как его пригласил друг посетить Гран-При Италии 1969 года.
К слову, его работодатели отказались его отпускать на гонку, но наплевав на всё, он отправился в Италию. Гонка получилась по-настоящему безумной, и первая четвёрка уместилась на финише в две десятые секунды! (Стюарт-Риндт-Бельтуаз-МакЛарен) Но Коннью впечатлило не это. Звук двигателей V12 Ferrari, Matra и BRM настолько впечатлил 24-летнего зрителя, что он подхватил "вирус автоспорта" и решил попытать счастье в соревнованиях.
Потеряв работу после своего путешествия в "Храм скорости", друзья помогли ему устроиться в команду Джона Сёртиза на должность чертёжника. Первым его трудом стала переработка элементов верхних задних рычагов подвески автомобиля Surtees TS5A для серии F5000. Но вот проблема, Питер не имел ни малейшего понятия о том, что его просили спроектировать! Но ему помогли люди, которые работали вместе с ним, и постепенно у Питера Коннью назревала мысль спроектировать собственный болид Формулы-1!
"Я наблюдал за болидом, блестящим под солнечными лучами, и думал, что ничего прекраснее в своей жизни я не видел. И я тогда решил, что создам что-то похожее..." - такими словами он описал одни из тестов болида Surtees TS7, которые прошли февральским днём 1971 года в Южной Африке. С этого момента в голове Коннью засела мысль о создании собственного болида.
Двадцатичетырёхлетний чертёжник, который посетил в своей жизни всего одну гонку, получавший за свою работу всего 24 фунта стерлингов в неделю, и не имевший ровным счётом никакого опыта в дизайне, всё это выглядело слишком оптимичтичным. Даже у Maki Engineering был хоть какой-то опыт и финансы (кто читал про них статью - сможет про это вспомнить)! Но работа закипела...
Питер Коннью арендовал гараж в Chadwell Heath, в котором создал монокок PC1, но к сезону 1972 года поменялся регламент, и его пришлось переделывать, из-за чего он получил индекс PC2, правда сам болид при этом сохранил индекс PC1. К нему присоединились Роджер Доран и Барри Бур (поэтому название статьи несколько несправедливо, потому что они по мере возможности помогли с созданием болида), и к началу 1972 года широкой публике предстала первая разработка (и единственная) молодой и амбициозной команды...
Коннью удалось привлечь к себе внимание, и болид даже попал на обложку журнала Autosport! Connew PC1 был типичным британским кит-каром из алюминия, оснащённым мотором Ford Cosworth и коробкой передач Hewland. Мотор правда был не свежим, на новый попросту не было денег, и поэтому его пришлось купить у команды МакЛарен (двигатель обошёлся им менее чем в 3000 фунтов, но Коннью смог сразу заплатить лишь 1000, и им по сути дали двигатель под честное слово Питера, что тот сможет отдать остальную сумму "как только сможет").
Само же шасси было весьма любопытным. Радиатор был установлен в передней части болида, под углом порядка пяти градусов относительно земли, в следствие чего поток воздуха проходил вверх через вентиляционное отверстие. Это решение было на удивление удачным, потому что мотор никогда не имел проблем с перегревом! Более того, этот трюк позволил уменьшить турбулентность под передними колёсами! Некоторые элементы были заказаны у сторонних компаний, но в основном элементы создавались в гараже Коннью буквально "на коленке".
Возможно из-за этого у болида проявилась критическая слабость. Задняя подвеска стала настоящей Ахиллессовой пятой. Коннью пришлось экономить и заказать элементы у сторонней компании, которая откроавенно говоря схалтурила, из-за чего вся задняя подвеска была очень хрупкой.
Философия лидера команды при создании своего детища была весьма простой: машина должна быть не только эффективной, но и лёгкой в работе, и пилоты на тестах доказали, что болид действительно отличается весьма приятным управлением. Испытав его в аэродинамической трубе в техническом колледже, который находился неподалёку от гаража, Коннью устроил тесты, на которых побывали Тони Триммер, Хоуден Генли и Герри Биррел. Триммер отозвался о PC1 как о "самой приятной машине, в которой ему приходилось сидеть".
Но пилотом стал в итоге француз Франсуа Мижо, которому Питер Коннью предложил зарплату в 2000 фунтов за гонку (к тому времени нашлись небольшие спонсоры для команды). Он же и предоставил для команды грузовик Форд, на котором небольшая команда перевозила свой болид. Сделка была заключена на пять гонок: Монако, Франция, Британия, Германия и Австрия.
Изначальные планы в дебюте в Монако были сорваны, и команда стала стремительно готовиться к французскому этапу. С этим связана одна интересная история. Бедолаги так спешили в подготовке болида, что один из членов команды, Барри Бур, который женился в субботу за две недели до гонки, в воскресенье в обед уехал помогать своей команде! По его словам, за первые две недели брака, супруга видела его меньше 24 часов, что не смогла ему никогда простить.
Команда так и не попала в итоге на Гран-При Франции: по пути на трассу Клермон-Ферран грузовик, переделанный под транспортер сломался, и команда не успела на гонку. Вместо этого, они провели тестовую сессию на кольце Бугатти в Ле-Мане, после чего Connew Racing Team отправилась на домашний этап, который должен был пройти в Брэндс-Хетче.
Британский этап стал головный болью для команды: весь уик-енд болид преследовали технические проблемы, в том числе и с многострадальной задней подвеской, которая рассыпалась буквально на глазах! Мижо смог выжать лишь 1.30.3 на круге, что было но три секунды медленнее, чем время Анри Пескароло на Politoys FX3, который занял последнюю строчку в протоколе.
Дабы не рисковать пилотом и болидом, команда снялась с гонки, но тут из ждал удар: организаторы сняли их заявку со следующей гонки в Германии! Уже в паддоке Нюрбургринга Коннью смог убедить остальные команды поддержать его в этом вопросе, но организаторам было всё-равно, и Коннью ничего не оставалось, кроме как пытать счастья в Остеррайхринге.
За один уик-енд команда прошла от ярости всего паддока, из-за разлитого масла на трассе в первой тренировке, до аплодисментов! Дело в том, что после потери масла в первой тренировке, команде и Мижо пришлось "придушить" двигатель до 9000 оборотов, но даже с такой проблемой француз смог попасть на старт! Проигрыш поулу составил восемь секунд, что для скоростной австрийской трассы было много, но это был уже шаг вперёд для команды.
В гонке Мижо по-настоящему засиял. Он начал прорываться, и к двадцать второму кругу вышел на семнадцатое место, опережая четверых конкурентов! Будь судьба более благосклонной, команда смогла бы финишировать в десятке и получить достаточно призовых, для участия в Гран-При Италии, но именно в этот момент не выдержало крепление поперечного рычага задней подвески, и Мижо испытал не самые приятные ощущения, когда его болид на полном ходу вылетел на прямой старт-финиш. К счастью, ни пилот, ни шасси не пострадали, но на этом участие Коннью в Формуле-1 подошло к концу.
Однако, после этого команда приняла участие в двух внезачётных Гран-При того же года. В Rothmans 50000, который проходил под регламентом Formula Libre и на трассе Брэндс-Хетч, Мижо в последний раз сел за руль Connew PC1. Из почти шестидесяти (!) участников на старт должны были попасть лишь тридцать, и как ни бился француз, но он остался лишь сороковым, опередив, к слову, Питера Гетина, Дэвида Перли и Тони Триммера.
А вот в Гонке Чемпионов в бой болид повёл уже Дэвид Перли. Он квалифицировался лишь 29-м, проиграв десять секунд обладателю поула - Эмерсону Фиттипальди, и выпустив с десяток болидов класса Formula 5000, но несмотря на это Перли был готов дать бой в гонке. Какое же их ждало разочарование, когда на стартовом поле отказало зажигание двигателя! Будь у них немного времени, это можно было бы исправить, но было слишком поздно...
В 1973 году болид переделали под пятилитровый двигатель Chevrolet V8, и швейцарец Пьер Соукри и британец Тони Триммер безуспешно пытали счастье в Европейском Чемпионате Формулы-5000. Швейцарец так и не смог вывести болид на старт ни на трассе Маллори Парк, ни на Брэндс-Хэтче, а Триммер попал на старт в финальной гонке, которая прошла на... Брэндс-Хетче (британская трасса приняла аж четыре этапа в том сезоне), но разбил машину.
Дальше пути Коннью, Бура и Дорана несколько разошлись, но в итоге они внось воссоединились спустя сорок лет, и в прошлом году начали реставрацию Connew PC1, который разбил Тони Триммер, и возможно когда-нибудь мы сможем увидеть этот красивый болид на одной из исторических гонок!
С Вами были Призраки Формулы-1, до новых встреч!