9 мин.

Подсуживают ли Максу Ферстаппену?

6 противоречивых эпизодов с участием самого молодого победителя Гран-при.

Макс Ферстаппен – самый яркий и неоднозначный дебютант последних лет, что-то похожее было только с Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем. Уже само появление голландца в чемпионате вызвало дебаты среди болельщиков о допустимости наличия несовершеннолетних гонщиков в «Формуле-1» и сподвигло ФИА изменить правила получения суперлицензии.

Первый сезон Макс провел относительно спокойно – по крайней мере обошлось без вмешательства в борьбу за титул, как у Виталия Петрова, или отстранения от гонок, как у Ромена Грожана – хотя уже тогда самый молодой гонщик в истории показал, что пришел в «Формулу-1» не для того, чтобы занимать четвертые места. Во втором Гран-при в карьере Ферстаппен отреагировал эмоциональным: «Нет!» на просьбу пропустить партнера по команде. Что интересно, затем в «Торо Россо» не осадили новичка, а признали его правоту.

В Монако голландец выиграл пару позиций за счет того, что воспользовался синими флагами, которые показывали его оппонентам, когда их на круг обгонял Себастьян Феттель, а по ходу сезона Макс продемонстрировал еще несколько смелых маневров, но по-настоящему стремительно события стали развиваться после рокировки «Ред Булл» перед Гран-при Испании. Победа в Барселоне окончательно утвердила Ферстаппена в роли самого яркого таланта в пелотоне и будущего чемпиона мира для одних, а у других он начал вызывать еще большую антипатию дерзким поведением на трассе и высказываниями.

В последние месяцы едва ли обходится хотя бы пара гонок без очередного спорного эпизода с участием Ферстаппена, его действия обсуждаются на брифингах пилотов, а многие задаются вопросом: почему при таком количестве инцидентов Макса так редко наказывают судьи? Может ли это быть связано с тем, что молодому гонщику подсуживают, желая сделать из него новую звезду? В современной «Формуле-1» такую версию нельзя однозначно отметать как возмутительное недоверие управляющим органам и лично Берни Экклстоуну, поэтому давайте разберемся, действительно ли пилоту «Ред Булл» спускают с рук больше, чем другим.

Гран-при Австралии: контакт с Карлосом Сайнсом

Что произошло?

На подсыхающей трассе Ферстаппен не рассчитал дистанцию и слегка поддел машину своего партнера по «Торо Россо». Оба пилота смогли продолжить гонку, но Макса развернуло и он потерял часть переднего антикрыла. Реакции судей не последовало.

Мнения участников

Карлос Сайнс: «Сегодня мы вели борьбу на пределе, но такой и должна быть «Формула-1». Это не испортило мою гонку, мне не на что жаловаться».

Макс Ферстаппен: «Мы действовали на грани и произошел контакт».

Наше мнение

Безусловно, вины Макса в столкновении больше, но в целом это обычный гоночный инцидент, отсутствие внимания стюардов к инциденту понятно, особенно с учетом того, что Сайнс никак не пострадал.

Гран-при Венгрии: столкновение с Кими Райкконеном

После инцидента в Мельбурне Ферстаппен относительно мирно провел первую половину сезона. Был еще вылет с трассы в Монако, но не было происшествий с участием других гонщиков. В Венгрии произошел первый из нескольких эпизодов, заставивших говорить о Максе в связи с его методами борьбы на трассе.

Что произошло?

Райкконен пытался обогнать Ферстаппена во втором повороте узкого «Хунгароринга». Гонщик «Ред Булл» маневрировал, стараясь перекрыть дорогу сопернику, в итоге произошел контакт между передним крылом «Феррари» и задней шиной болида голландца. Оба пилота смогли продолжить гонку и остались на тех же позициях. Стюарды не стали наказывать участников эпизода.

Мнения участников и экспертов

Кими Райкконен: «Я старался не столкнуться с ним и мне почти удалось это, но он изменил траекторию два раза, что, как мне кажется, не соответствует правилам».

Макс Ферстаппен: «Я считаю, что действовал чисто. Я сместился только один раз, будет странно, если за это меня оштрафуют».

Маурицио Арривабене, руководитель «Феррари»: «Правила допускают, что гонщик может один раз сместиться на трассе, но у всех нас было впечатление, что Ферстаппен сделал это дважды. Мы обратились к Чарли Уайтингу, но в дирекции гонки нам сказали, что внимательно проанализировали видеозаписи и пришли к выводу, что маневр был только один».

Джеймс Аллен, журналист: «Оборона Ферстаппена была, несомненно, жесткой, но стюарды не увидели нарушения правил и не стали расследовать действия гонщика «Ред Булл».

Наше мнение

В условиях, когда оба гонщика смещаются, трудно быть уверенным в количестве смен траектории, хотя скорее их было все-таки две. Можно упирать на то, что Ферстаппен только один раз изменил направление движения, а потом лишь вернулся на гоночную линию. Тем не менее, действия Макса были достаточно опасными и заслуживали если не наказания, то как минимум более четкого разъяснения со стороны стюардов.

Гран-при Германии: борьба против Нико Росберга

Что произошло?

Росберг атаковал Ферстаппена в шпильке Spitzkehre, в ходе чего выдавил «Ред Булл» с трассы. В итоге немец был наказан 5-секундным штрафом.

Мнения участников и экспертов

Макс Ферстаппен: «Нико Росберг затормозил слишком поздно и едва вписался в поворот, выдавив меня с трассы».

Нико Росберг: «Я был удивлен, что за такой маневр меня наказали».

Ники Лауда, неисполнительный директор «Мерседеса»: «Если честно, я думаю, что наказание справедливо. Это можно было интерпретировать так, что Нико выехал слишком широко».

Мартин Брандл, комментатор, бывший гонщик «Формулы-1»: «Если думать о том, что пойдет на пользу «Формуле-1», а что нет, то мне это решение кажется слишком суровым».

Наше мнение

Росберг действительно затормозил слишком поздно, поэтому в результате не оставил места Ферстаппену, но Макс тоже не был корректен на все 100 процентов, смещаясь в сторону Нико в зоне торможения. В целом справедливый штраф пилоту «Мерседеса», но оба гонщика действовали довольно жестко.

Гран-при Бельгии: два происшествия в борьбе с Кими Райкконеном

Именно гонка в Спа заставила говорить многих представителей паддока о стиле пилотажа Ферстаппена как о серьезной проблеме, хотя в болельщицкой среде подобные мнения звучали и до этого. Даже без учета стартового столкновения (главным виновником которого посчитали Феттеля) голландец поучаствовал в двух спорных эпизодах, за каждый из которых он мог быть наказан.

Что произошло?

Сначала в ходе борьбы в повороте Les Combes Ферстаппен выдавил Райкконена с трассы, но тот, срезав дистанцию, остался впереди, после чего решил не рисковать и вернул позицию. Куда больше внимания привлек инцидент на следующем круге. Кими накатывал на «Ред Булл» голландца на прямой, но когда пилот «Феррари» вышел из воздушного мешка, Макс резко сместился в сторону финна. Райкконену едва удалось увернуться, а после гонки этот маневр стал одной из главных тем для обсуждения. Стюарды никого наказывать не стали.

Мнения участников и экспертов

Кими Райкконен: «Как я уже говорил, ни один другой гонщик так не действует. Мне пришлось тормозить на полной скорости. Если бы я не затормозил, то на полной скорости врезался бы в заднюю часть болида Ферстаппена. Здесь явно что-то не так, но это, как кажется, никого не волнует».

Себастьян Феттель: «Макс агрессивный гонщик, но некоторые его маневры кажутся мне неправильными. Возможно, должно что-то произойти, чтобы он понял».

Макс Ферстаппен: «Я просто оборонялся, и если это кому-то не нравится, то это их проблемы».

Джеймс Аллен, журналист: «Это не черно-белая ситуация в стиле Мальдонадо. Тут гораздо больше простор для дебатов».

Тото Вольфф, руководитель «Мерседеса»: «Я боюсь, что однажды его действия могут привести к серьезной аварии. Он действует очень ярко, но опасно».

Наше мнение

Действия Макса были очень опасными. Часто гонщиков наказывают за гораздо меньшие проступки. Просто удивительно, как этот момент не привлек внимания стюардов.

Гран-при Японии: жесткая оборона против Хэмилтона

Что произошло?

Хэмилтон атаковал Ферстаппена в шикане, тот сместился в его сторону, Льюису пришлось срезать поворот, чтобы избежать столкновения. После гонки «Мерседес» подал протест на действия Макса, но вскоре отозвал его.

Мнения участников и экспертов

Льюис Хэмилтон: «Макс пилотировал хорошо – конец истории, движемся дальше».

Макс Ферстаппен: «Я не собираюсь открывать дверь и говорить: «Добро пожаловать».

Кристиан Хорнер, руководитель «Ред Булл»: «Я думаю, это было жестко, но в рамках правил. Макс занимал внутреннюю траекторию, он ее занял еще до торможения».

Наше мнение

Тот случай, когда стоит признать, что ничего выходящего за рамки Ферстаппен не сделал. Макс сменил траекторию всего один раз, хотя и сделал это незадолго перед торможением. Если Хэмилтон не предъявил претензий, то остальным тоже бессмысленно возмущаться.

Гран-при Мексики: срезанный поворот в ходе обороны от Себастьяна Феттеля

Что произошло?

Макс Ферстаппен срезал поворот, когда Феттель пытался атаковать его. Команда попросила голландца уступить позицию, но он не послушался и был впоследствии наказан 5-секундным штрафом.

Мнения участников и экспертов

Себастьян Феттель: «Было ясно, что Макс должен отдать позицию, команда сказала ему об этом по радио. Но Макс проигнорировал это сообщение».

Макс Ферстаппен: «Я не получил никакого преимущества, когда срезал поворот, потому что вернулся на трассу на том же расстоянии от Феттеля, что и до этого. Так что мне это кажется просто смехотворным.

Джеймс Аллен, журналист: «Мы знаем, что маневры Макса бывают сомнительными и сегодня было то же самое с Себом».

Наше мнение

Как ни странно, хотя на этот раз Ферстаппена все-таки наказали, этот случай менее очевиден, чем некоторые другие. Гонщики часто при обороне выезжают за пределы трассы, но далеко не всегда их при этом наказывают, если это не носит систематический характер. Этот момент остается на усмотрение судей, и они вынесли вердикт не в пользу Макса.

***

После рассмотрения всех этих эпизодов остается только ответить на один вопрос: действительно ли Ферстаппену позволяют больше, чем другим гонщикам, или все это беспочвенные фантазии хейтеров? Вердикт звучит довольно неприятно: да, есть основания считать, что Максу прощали слишком много. Пожалуй, рано говорить о намеренном подсуживании и тем более рассуждать, кому и почему это выгодно. Это всего лишь несколько эпизодов, практически каждый из которых можно было трактовать двояко. Проблема в том, что Макс своих ошибок признавать не желает, и, если его вовремя не приструнить, это может плохо закончиться, как предупредил Кими Райкконен.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Charles Coates; globallookpress.com/imago/Crash Media Group; Gettyimages.ru/Charles Coates, Lars Baron