6 мин.

«Феррари» нужен Булье». Самый неожиданный вариант для Скудерии

Бен Андерсон предлагает итальянской команде обратить взор на «Макларен».

alt

Возможно, «Феррари» стоит позвонить актеру Биллу Мюррею. Он как никто другой знает, что такое «день сурка», каково застрять во временной петле и быть не в силах повлиять на итоговый результат.

Похоже, «Феррари» в «Формуле-1» застряла в собственной версии «дня сурка». И довольно давно: по большому счету – с 2009 года, когда сверхуспешная эра команды Михаэля Шумахера, Жана Тодта, Росса Брауна и Рори Бирна окончательно рассеялась.

В «Феррари» перепробовали все: меняли гонщиков, увольняли стратегов, нанимали ведущих инженеров, приглашали лучшие технические умы и руководителей, меняли даже президентов. Но многолетний цикл нереализованных возможностей никак не прервется.

У каждой команды «Формулы-1» есть свои скелеты, прячущиеся в дальних уголках базы. «Феррари», видимо, парализована собственной политикой – каждый новый технический специалист боится, что в случае провала его сделают новым козлом отпущения за просчеты, допущенные на трассе.

Начальство требует ответов, руководители среднего звена изворачиваются, в итоге кто-то (а то и несколько человек) получает пулю, и вся эта карусель закручивается снова.

После разочаровывающего старта сезона-2016 – на фоне прокатившихся по коридорам Маранелло сообщений о том, что президент «Феррари» Серджио Маркионне очень недоволен результатами и требует объяснений – ведущий технический специалист Джеймс Эллисон покинул команду, проведя на своем посту менее трех лет.

Руководитель «Феррари» Маурицио Арривабене отказался подтвердить предположения, что ушел и глава отдела аэродинамики Дирк де Бер, но признал, что болид SF16-H, который должен был бросить вызов «Мерседесу», с мая почти не обновлялся.

Похоже, «Феррари» никак не может проснуться и забыть об обещании мгновенно вернуть старые-добрые победные времена. В итоге все повторяется снова. Все меняется, но в то же время остается прежним…

Нет сомнений, что «Феррари» требуется фундаментальная реструктуризация, и Арривабене говорит, что уже знает, что нужно делать с организацией. Однако история подсказывает, что дальше «Феррари» ждет просто еще одно продолжение «дня сурка».

Пришло время взять в руки телефон. Но не ради звонка Биллу Мюррею или даже одному из людей в длинном списке «Феррари», приглашение которого, по мнению Скудерии, станет лекарством от всех болезней Маранелло.

Кто «Феррари» действительно нужен, так это гоночный директор – человек с опытом реорганизации команды, некоторое время пребывшей в состоянии депрессии.

«Феррари» нужен кто-то вроде Эрика Булье, чтобы стабилизировать раскачавшуюся лодку.

alt

После упущенного шанса в 2007-м и титула Льюиса Хэмилтона в 2008 году «Макларен» пережил похожий сильный спад. Команда Рона Денниса выигрывала гонки в каждом из сезонов с 2009 по 2012-й, но ни разу всерьез не претендовала на титул.

«Макларен» упустил из виду трюк с двойным диффузором в сезоне-2009, был вынужден отказаться от провальной концепции выхлопной системы в форме «осьминога» в 2011-м, а затем кардинально изменил конструкцию шасси в последний год двигателей V8 в сезоне-2013, и за весь чемпионат не смог ни разу попасть на подиум.

При этом Дженсон Баттон говорил, что в тот год команда ожидала хороших выступлений, поскольку пошла на тотальное изменение конструкции шасси ради возможности обогнать «Ред Булл» – и это несмотря на то, что в финальной гонке сезона-2012 «Макларен» заслуженно одержал победу.

Все это не слишком сильно отличается от того, что произошло с «Феррари» между прошлым сезоном и нынешним – команда перестаралась в отчаянных попытках догнать «Мерседес».

Булье присоединился к «Макларену» в 2014 году, чтобы реструктурировать команду и вернуть ее на правильный путь.

В роли гоночного директора Эрику нужно было проанализировать работу различных департаментов, нанять новых сотрудников в случае необходимости, и в целом организовать работу команды так, чтобы «Макларен» вновь начал создавать хорошие болиды и правильно их развивал по ходу сезона.

Это может прозвучать как анекдот, но Булье, похоже, удалось добиться успеха. Технические департаменты «Макларена» работают как единое целое, концепции шасси и развития вновь стали стабильными, брифинги проходят продуктивно, команда выявляет недостатки с целью их дальнейшего устранения, а не просто чтобы обвинить хоть кого-то.

Хорошим признаком прогресса может служить этот сезон. Несмотря на колоссальный дефицит мощности двигателя, «Макларен» уже почти стал четвертой по скорости командой в пелотоне (это если говорить именно о конкурентоспособности болида, а не о количестве заработанных очков), хотя прошлый сезон она закончила на девятом месте в Кубке конструкторов.

Если бы двигатель «Хонды» был равен моторам «Мерседеса» и «Феррари», то «Макларен» оказался бы в числе лидеров. «Феррари» уже удалось прибавить благодаря неплохому двигателю – за что нужно сказать спасибо Маттиа Бинотто и его старому департаменту. Возможно, именно благодаря этому при поиске замены Эллисону выбор пал именно на итальянского инженера.

У «Феррари» нет гоночного директора, но такая должность просто необходима. Нужен человек, тесно связанный с гонками, знающий их вдоль и поперек. Способный правильно расставить приоритеты и определить, что нужно сделать, чтобы на техническом уровне инфраструктура работала гармонично, а также способный защитить коллектив от политических махинаций на самом верху – от руководства, не отличающегося терпением и готового перегнуть палку, слишком остро реагирующего, когда что-то бередит старые раны.

alt

У Булье есть инженерный опыт, поэтому он понимает, как работают технические департаменты, а также как инженеры работают непосредственно с болидами. Также у него есть опыт работы с пилотами – он знает об их личных предпочтениях и способен направить работу над развитием болида в те области, которые наиболее важны для людей, жаждущих результата.

Время, проведенное Булье в «Лотусе», также доказало, что Эрик умеет жонглировать приоритетами по ходу движения, справляясь с недовольными гонщиками, недовольными из-за задержки зарплаты сотрудниками и тяжелыми в общении владельцами команды.

На протяжении шести лет своей карьеры Булье занимался только тем, что возводил мосты между руководством и остальной командой. Если за время, проведенное в «Феррари», в Джеймсе Эллисоне действительно росло чувство недовольства от нереалистичных ожиданий Маркионне, то тогда я бы сказал, что Булье – идеальный человек для сглаживания этих ожиданий. Также, возможно, он не дал бы «Феррари» подойти к одному из самых серьезных изменений регламента без одного из лучших технических специалистов в «Формуле-1».

Ясно, что в «Феррари» назрела необходимость серьезной перестройки. «День сурка» слишком затянулся. Но чтобы правильно ее провести, команде нужен кто-то, кто знает, что в гонках на самом деле важно. Человек, помимо этого способный отфильтровать шум «Формулы-1», который слышат люди, находящиеся под огнем.

Нужна гоночная личность без всяких излишеств, способная направить на верный путь команду, а не финансист, корпоративный менеджер или представитель спонсоров, который знает, как заключать сделки, но не может отличить вертикальный амортизатор от тормозного суппорта.

Чтобы вернуться на правильный путь, «Феррари» нужно прекратить увольнять технический персонал, и нанять кого-то, кто сможет раскрыть таланты людей, заставить их правильно работать как единое целое, при этом справляясь с завышенными ожиданиями, угрожающими уничтожить их на каждом шагу. «Феррари» нужен Эрик Булье.

Источник – Autosport

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason (1), Mark Thompson