8 мин.

Alfa Romeo 177. Возвращение итальянской «дрим-тим»

Всем добрый вечер! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы рассмотрим первый болид компании Alfa Romeo, с которым итальянцы вернулись в Большие Призы после двадцативосьмилетнего перерыва.

По правде говоря, как мотористы они вернулись куда раньше: сначала поддерживали Андреа де Адамика в 1970 и 1971 годах, затем, в 1976 году, стали поставлять свои агрегаты команде Brabham, руководителем которой в то время был сам Берни Экклстоун.

Brabham - Alfa Romeo

Двенадцатицилиндровые оппозитные двигатели с индексом 115-12 выдавали ни много ни мало 520 "лошадок", но были достаточно громоздкими, и очень прожорливыми, что, впрочем, не помешало команде одержать две победы и с десяток раз подняться на подиум.

WKRT

А вот в гонках спортпрототипов, созданный Autodelta (гоночное подразделение Alfa Romeo) прототип 33TT12 не знал себе равных в сезоне 1975 года, где команда Willi Kauhsen Racing Team одержали семь побед на девяти этапах, включая гонки в Спа и Нюрбургринге. Спустя два года, уже сама Autodelta выиграла все этапы Чемпионата Спортпрототипов, с новым прототипом, 33SC12 (оба прототипа оснащались схожими 12-цилиндровыми двигателями, что поставлялись Brabham). Но затем началась подготовка к возвращению в Большие Призы...

Alfa Romeo 115-12

Президент Alfa Romeo, Этторе Массачези, поручил Autodelta создать болид класса Формулы-1. Техническим директором всего проекта стал многоопытный Карло Кити (который строил как успешные болиды, вроде Ferrari 156, так и ужасные двигатели, вроде Subaru 1235). Силовой установкой послужил тот самый оппозитник, который ковал успех марки в спортпрототипах и в Формуле-1.

Alfa Romeo 177

Болид с индексом 177-001 представили публике лишь в мае 1978 года, хотя его разработка началась годом ранее. Алюминиевое шасси было в духе болидов 1970-х, хоть и имел весьма приятные глазу линии, но вот проблема, Колин Чепмен вовсю приручал граунд-эффект, а в 177м этого нововведения не было. Однако, топливные баки скрывались не за спиной пилота, а размещались по бокам и вмещали в себя 200 литров топлива.

Витторио Брамбилла

За руль болида на тестах, которые состоялись 30 мая 1978 года на трассе Балокко, сел итальянский ветеран Витторио Брамбилла, по прозвищу "Горилла из Монцы". Итальянский пилот за рулём итальянского болида с итальянским двигателем и на шинах Пирелли, чем не команда мечты? Но итальянские шинники не стремились в Формулу-1 и ограничились лишь той тестовой сессией.

Ники Лауда за рулём 177

А вот на тестах в августе команда получила уже шины Гудиер, на которых ездили большая часть пелотона в ту пору. Кроме Брамбиллы, на тестах за рулём Alfa Romeo появился двукратный чемпион Ники Лауда. По итогам этих тестов команда должна была решить, стоит ли дебютировать в 1978 году, либо перенести дебют на следующий год. Ввиду того, что тесты прошли с многочисленными проблемами, Alfa Romeo решили не выставлять свою команду на домашнем Гран-При. Между тем, Брамбилла не стал пропускать этап в Монце (он совмещал работу в Alfa Romeo с выступлениями за Surtees).

Гран-При Италии 1978 года

Из-за полной неразберихи на старте произошла серьёзная авария, в которую были вовлечены с десяток пилотов, и если большинство из них отделалось испугом, то Ронни Петерсон получил серьёзные травмы ног (и скончался в госпитале от внезапно возникшей жировой эмболии), а Брамбилле прилетело в голову колесо, и несмотря на то, что итальянца скоро отпустили домой, в гонки он вернулся спустя почти год.

Тесты Alfa Romeo 177

На зимних тестах команда воспользовалась услугами Джорджио Франчи, который занялся доработкой болида, но его вскоре сменил новоиспечённый чемпион Европейской Формулы-2 Бруно Джакомелли. Именно ему и довелось в итоге вести Alfa Romeo 177 в дебютном гонке, которая состоялась в бельгийском Зольдере.

Alfa Romeo 177

Для своей первой квалификации болид показал себя весьма неплохо, и Бруно Джакомелли в итоге добился 14 стартовой позиции, в двух секундах от результата Жака Лаффита. Оба МакЛарена при это остались позади! Однако, не самый лучший старт оставил Бруно лишь восемнадцатым по итогам первого круга, но он прорывался с каждым кругом всё выше и выше, пока ему карты не спутала... тень!

Бруно Джакомелли впереди Элио де Анджелиса

А точнее Элио де Анджелис за рулём Shadow, который пошёл в оптимистичную атаку в шикане и выбил Джакомелли из гонки. Сам Элио также сошёл из-за последствий аварии.

Alfa Romeo 177

Следующим этапом значилась гонка в Монако, но раньше, когда трава была зеленее и небо светлее, у команд не было таких обязательств, как участие во всех гонках сезона, поэтому Autodelta пропустили этап, и вышли на старт уже во французском Дижоне.

Alfa Romeo 177

Двенадцатицилиндровый оппозитник стал хандрить с самого начала уик-енда, что негативно сказалось на стартовой позиции, а вместе с плохим стартом, Бруно по итогам первого круга шёл лишь двадцатым. Но затем проблемы с двигателем прекратились, и Джакомелли стал подниматься по протоколу, пока не наткнулся на своего старого соперника, де Анджелиса. Прогресс застопорился, и в итоге эта пара так и закончила гонку рядом: Элио на 16 месте, а Бруно на 17.

Брамбилла за рулём 177

К этому времени выздоровел Брамбилла, и команда решила устроить ему частные тесты на трассе Хоккенхаймринг, с прицелом на старт на немецком Гран-При, но результаты показали, что возвращение придётся перенести на некоторое время. При этом, команда уже активно работала над моделью 179, и в Монце команда решила сравнить две разработки.

Брамбилла за рулём 177

Бруно сел за руль нового шасси, 179, а итальянскому ветерану пришлось довольствоваться устаревшему 177-001. Итальянская публика оказала невероятно радушный приём полностью итальянскому коллективу, но это не сильно помогло команде: Бруно стал лишь 18 по итогам практики, Витторио и вовсе был на 22 позиции.

Витторио Брамбилла и Джоди Шектер

Гонка же показала, что 179 была ещё слишком сырой, и Джакомелли сошёл на середине дистанции. Брамбилла же очень долгое время боролся с Аланом Джонсом, но в итоге уступил ему, и в итоге стал двенадцатым на финише, проиграв лишь круг Джоди Шектеру на Феррари.

Alfa Romeo 177

В американском турне оба итальянца получили модель 179, однако, перед этим была внезачётная гонка на трассе имени Дино Феррари в Имоле, которая должна была заменить этап в Монце после трагедии в 1978 году, и именно здесь в последний раз модель 177 показала себя. В практике оба пилота показали времена на 177 модели, где Витторио опередил молодого напарника, и именно он в последний раз вывел болид на гонку. Девятое место по итогам гонки показало, что у этой техники был ещё потенциал на хорошие результаты, но без граунд-эффекта уже было делать нечего.

Alfa Romeo 177-001

Единственная Alfa Romeo 177-001 стала музейным экспонатом в Миланском музее Альфа Ромео, но она же так и не стала синонимом удачного возвращения. Команда пыталась ещё несколько лет вернуться на гоночный Олимп, но кроме пары подиумов не смогли добиться родным счётом ничего.

С Вами был Никита Голосов, до новых встреч!