7 мин.

Каллин Джонс: Уроки плавания

Каллин Джонс: Уроки плавания

Единственное, что я помню – я был не в состоянии дышать. Полная беспомощность. Я висел под водой, накрытый опрокинувшейся лодкой, глядел на поверхность и держался за ручку. Как кричал мне папа, я пытался подтянуться вверх. Но я не мог.

Я не умел плавать.

Мне было тогда пять лет. Мы были в аквапарке под названием Дорни-парк в Пенсильвании и мой папа хотел скатиться с самой большой горки. Я был ребенком и делал все, что говорил мне отец, поэтому последовал за ним. Мы уговорили пойти с нами маму и втроем выстроились в очередь перед спуском.

Когда подошла наша очередь, папа шагнул на спуск первым. Он три или четыре раза повторил, чтобы я не отпускал ручки на внутренней стороне резиновой лодки. Думаю, он знал, что это приключение будет немного опасным для ребенка.

Во время спуска вы сидите в этой маленькой лодке, которая вращается вокруг оси. Вы должны достичь конца горки, вылететь в бассейн и скользить по воде до мелкого участка дня. Я был достаточно высок, чтобы меня пустили на горку, но я был слишком худым. Поэтому, когда я вылетел с горки, вес моего тела не позволил удержаться в лодке и я перевернулся в воду, а лодка накрыла меня сверху.

Моя мама стала кричать прежде, чем я ушел под воду. Она вылетела с горки следом за мной и врезалась в мою лодку. Она тоже не умела плавать и, как и я, ушла с головой под воду.

Чтобы ребенок утонул, хватает 20 секунд.

Я был под водой 30 секунд.

Мой папа подскочил и вытащил из воды маму. Спасатель прыгнул в воду и схватил меня. Я был без сознания и не подавал признаков жизни. Спасатель сделал мне искусственное дыхание.

Когда я наконец очнулся – лежа на земле и глядя вверх в небо – первое, что я увидел, было лицо спасателя. Затем я увидел отца и первое, что я сказал ему, было: «На какую следующую горку мы пойдем?»

Первые слова мамы были: «Мы запишем тебя на уроки плавания».

На этом и закончился наш поход в аквапарк.

Я помню те ощущения довольно смутно, но одно чувство останется со мной на всю жизнь. То чувство, когда я не мог дышать. Эта беспомощность. А потом боль в легких и мое сердце снова начало биться.

Сейчас я ежедневно подолгу задерживаю дыхание в воде, пока нахожусь на работе. Я делаю это, чтобы жить. Я должен задерживать дыхание на всю дистанцию 50 метров вольным стилем и ежедневные тренировки все дальше увеличивают этот предел выносливости. Поэтому, я часто ощущаю такое же давление и боль в легких, которые запомнились от похода в аквапарк. Я знаю, что тренируюсь в бассейне, который принадлежит мне. Я знаю, что здесь всегда все под контролем. Но чувство опасности все еще пульсирует внутри меня и в памяти всплывает ощущение беспомощности.

пл

Моя мама сдержала обещание и на следующий день записала меня на уроки плавания. Я начал участвовать в соревнованиях с восьми лет. Я думал, что это действительно круто. Я начал любить плавание как спорт, но я был недостаточно хорош. Все ребята вокруг были намного быстрее меня, так что я просто продолжал работать и постепенно прибавлял в результатах.

До поступления в колледж я не участвовал в соревнованиях национального уровня. Большинство пловцов уже с 15 лет тренируются в составе сборной страны. Когда я впервые поехал с национальной командой на зарубежные соревнования, мне было уже 22 года. Это случилось, когда кто-то из тренеров впервые решил, что у меня есть шанс рассчитывать на участие в Олимпиаде.

«У тебя получается неплохо, парень, - сказал мне тренер, - Продолжай в том же духе!»

И я это сделал. Два года спустя я поехал в Пекин, на Олимпиаду 2008 года.

Я плыл на третьем этапе эстафеты 4х100 вольным стилем в Пекине. Майкл Фелпс стартовал, Гарретт Вебер-Гейл шел на втором этапе, а Джейсон Лизак проплыл самый быстрый отрезок за историю Олимпийских игр на последнем участке. Мы установили новый мировой рекорд со временем 3:08:24, почти на четыре секунды быстрее, чем предыдущий рекорд, установленный нами же накануне.

Это был невероятный момент  для меня сразу по нескольким причинам. Это была моя первая Олимпиада. Я выиграл золотую медаль. Мы установили мировой рекорд. Мировой рекорд!

олимп

Но больше всего мне запомнился телефонный звонок в тот день. Мне позвонил друг, оставшийся в США.

«Ты хоть знаешь, что только что сделал?» - спросил он.

«Э-э.. мы установили рекорд?»

«Нет, - сказал он, - Тайгер. Винус и Серена. Вот, что ты только что сделал!»

Он имел ввиду, что никогда афро-американец не устанавливал мировой рекорд в плавании, виде спорта, который был на Олимпийских играх с момента их основания. Афро-американцы выигрывали золотые медали в плавании, но никогда ранее не ставили мировые рекорды.

Естественно, я был взволнован самим фактом победы и установлением мирового рекорда. Но стать первым афро-американцем с рекордом? Это действительно сложно было осознать сразу и все понимание момента накрыло меня позже.

После Олимпиады я получил еще один телефонный звонок, на этот раз из Фонда плавания США. Они знали всю мою историю – весь путь от Дорни-парка до Пекина и мирового рекорда. У них было немало сведений, которыми они хотели поделиться со мной:

- несчастные случаи на воде являются второй по численности причиной гибели в Америке;

- семьдесят процентов афро-американских детей не умеют плавать;

- афро-американские дети тонут в три раза чаще, чем дети других рас.

плд

Я думал над этой информацией, она меня шокировала. Я вспоминал тот день в Дорни-парк. Об уроках плавания. О том, что я вполне мог быть одной из цифр этих ужасных статистических данных. И тогда я подумал, что с этим и правда нужно что-то делать…

Именно поэтому они мне и позвонили.

Еще мне сказали, что самые обычные уроки плавания могут снизить риск гибели на воде на 88 % среди детишек в возрасте 1-4 лет. У Фонда была программа «Make a Splash» (Сделай всплеск), предназначенная для обучения родителей и детей основам безопасности на воде.

Ребята из Фонда спросили о моем желании поработать с детьми. Я ответил даже не раздумывая, перед моими глазами всегда стояло лицо спасателя Дорни-парка.

С тех пор, мы распространили программу на местный уровень в каждом из 50 штатов страны и наши уроки посетило почти четыре миллиона детей. Каждый из них сейчас умеет плавать.

ппп

Я думаю, а что могло бы произойти, если бы у меня не было опыта, полученного в тот день в аквапарке. Если бы я не столкнулся со страхом смерти от утопления и не записался бы на уроки плавания… Научился бы я когда-нибудь плавать? Мог бы я оказаться в воде в другое время, без спасателя и родителей, которые будут спасать мою жизнь?

Я думаю, что это вполне могло произойти. В США фиксируется почти десять таких случаев ежедневно. Да их и не нужно фиксировать.

Благодаря спасателю и моим родителям, я остался жив. Я олимпиец. Я золотой медалист. Я рекордсмен мира. Чтобы выиграть золото в спорте, нужно расширять пределы своих возможностей. Я это делаю каждый день в бассейне. Давайте вместе выйдем за пределы возможностей и научим плавать так много детей, как только сможем уместить в бассейнах.

Давайте выйдем за пределы возможностей, спасая жизни. 

От переводчика: Каллин Эндрю Джонс – американский пловец, олимпийский чемпион.

Имеет в активе две золотые медали Олимпийских игр (эстафета 4х100 вольным стилем в Пекине, 2008 год; комбинированная эстафета 4х100, Лондон, 2012 год), две золотые медали чемпионатов мира.

С 2009 года является постоянным и активным членом Фонда плавания США, развивает благотворительную программу «Make a Splash».

В рамках этой программы известные спортсмены дают уроки плавания детям из самых разных слоев общества Америки. Все занятия абсолютно бесплатны, а очередь на тренировки составляет не более двух недель. За 2009-2014 годы в рамках программы, действующей на территории всех штатов страны, более четырех миллионов детей научились плавать.

Папа Каллина умер в 2000 году и в память отца пловец создал благотворительный фонд имени Рональда Джонса, который занимается сбором средств для обучения плаванию детей и взрослых, а также проводит мероприятия в восьми штатах страны.