7 мин.

Комиссионер НФЛ будет зарабатывать в 1,5 раза больше главных звёзд лиги. Его называют самой дорогой игольницей в мире

На следующей неделе владельцы клубов НФЛ должны согласовать условия нового контракта комиссионера лиги Роджера Гуделла. Фигурирующие в соглашении суммы не разглашаются, но о них точно не могут мечтать даже самые высокооплачиваемые квотербеки.

Газета New York Times в октябре сообщала, что в последние два года Гуделл зарабатывал без малого $64 млн в год. Для сравнения, главная звезда лиги — Патрик Махоумс — зарабатывает $45 млн в год. Получившие относительно недавно новые контракты Рассел Уилсон и Аарон Роджерс — чуть больше $50 млн в год.

По новому трёхлетнему соглашению будет ещё больше. Что же такого делает этот самый Гуделл и откуда он вообще взялся?

Кто такой Роджер Гуделл?

11-летний Роджер с папой-сенатором. Чарльз Гуделл потерял место в Конгрессе после того, как раскритиковал ведение войны во Вьетнаме. Фото: AP
11-летний Роджер с папой-сенатором. Чарльз Гуделл потерял место в Конгрессе после того, как раскритиковал ведение войны во Вьетнаме. Фото: AP

Будущий комиссионер НФЛ родился в семье сенатора США. Его папа Чарльз Гуделл представлял в Сенате штат Нью-Йорк на протяжении 12 лет. Как в классических американских фильмах, Роджер ходил в правильную школу, затем в правильный университет и дружил с правильными людьми.

От карьеры в политике или бизнесе его спасло страстное увлечение спортом — в старших классах школы он был капитаном футбольной, бейсбольной и баскетбольной команд. Возможно, продолжил бы играть в американский футбол и в колледже, но не смог из-за травм.

Интерес к спорту и обширные связи привели его в 23 года на должность интерна при комиссионере НФЛ Пите Розелле. Резво пробираясь по иерархической лестнице, Гуделл из года в год узнавал владельцев, их семьи, внутреннюю сторону лиги. Фактически никто не скрывал, что его готовят в преемники на самом важном посту. Но, естественно, в столь серьёзном бизнесе никто не складывал все яйца в одну корзину.

В 2006 году, когда комиссионер Пол Таглибо вышел на пенсию, владельцы выбирали между Гуделлом и опытным спортивным юристом Грегом Леви. Процедура голосования была напряжённой как при выборе Папы Римского, и потребовалось целых 4 раунда, чтобы Гуделл набрал необходимые две трети голосов.

В чём заключается его работа?

Гуделл немножко притомился во время виртуального драфта. Кадр из трансляции
Гуделл немножко притомился во время виртуального драфта. Кадр из трансляции

Обычный болельщик видит Гуделла раз в год — во время церемонии драфта. Именно он зачитывает фамилии выбранных футболистов в первом раунде, после чего обнимает их и поздравляет. Особенно памятной получилась церемония в пандемийный год, когда Гуделл вёл виртуальное шоу из подвала своей роскошной берлоги.

Если упрощать, главная задача комиссионера НФЛ — делать так, чтобы 32 фактических владельца клубов были довольны.

Комиссионер выступает медиатором в спорных ситуациях между клубами (а, следовательно, и между их владельцами), старается быть проводником между владельцами и футболистами и служит громоотводом, когда простые смертные приходят к офисам НФЛ с факелами и вилами. За это в США его называют самой дорогой подушечкой для иголок в мире. Можете не пересчитывать — их там 32.

Однако сиюминутные склоки, изменения правил игры и вынесение дисквалификаций особо провинившимся футболистам — это лишь мазки и штришки в общей картине под названием Девятый Вал Денежного Оборота.

Владельцы довольны, когда зарабатывают деньги. Больше денег. Максимально много. И, надо отдать Гуделлу должное, он справляется с этой задачей.

В самом начале карьерного пути Гуделл сделал громкое заявление о том, что НФЛ к 2027 году будет зарабатывать по $25 миллиардов в год. По подсчётам аналитической компании Sportico, эта цель будет достигнута.

«Миннесота Вайкингс» были последним клубом, сменившим владельца в эпоху до Гуделла. Новым покупателям пришлось заплатить $600 миллионов. В прошлом году «Денвер Бронкос» были проданы за $4.5 миллиарда. В ближайшее время ожидается продажа клуба «Вашингтон Коммандерс», и там специалисты говорят о сумме уже в $6 миллиардов.

Гуделл помогает самой прибыльной спортивной лиге мира сохранять этот статус, приумножая состояние владельцев. За это его готовы щедро благодарить.

Как к нему относятся болельщики и владельцы?

Владелец «Даллас Каубойс» Джерри Джонс и комиссионер НФЛ
Владелец «Даллас Каубойс» Джерри Джонс и комиссионер НФЛ

Конечно, болельщики терпеть Гуделла не могут. Разве в НХЛ, НБА или МЛБ как-то по-другому? Кто вообще любит начальника спортивной лиги?

Свистеть ему на церемонии драфта — добрая традиция. Когда какой-нибудь футболист получает за избиение подруги 6 матчей дисквалификации, а другой — годичное отстранение за сделанную ставку на матч НФЛ, то фаны распекают комиссионера в комментариях. Для них он огородное пугало без всякой харизмы.

Об отношении владельцев говорят как раз выплачиваемые суммы. Ближайший контракт, кстати, будет уже четвёртым в карьере Гуделла.

Нет, конечно, находятся и недовольные. Когда квотербеку «Нью-Ингленд Пэтриотс» Тому Брэди выписали 4-матчевую дисквалификацию по делу о спущенных мячах, владелец бостонского клуба Роберт Крафт долго с комиссионером не разговаривал. А владелец «Даллас Каубойс» Джерри Джонс при обсуждении контракта в 2017 году не хотел платить наёмному работнику такие огромные деньги. Но это всё частные случаи. Тем более, что для согласования нового контракта нужны только две трети голосов.

Так что, у него вообще нет пятен на репутации?

Трамп неоднократно наезжал на Гуделла в твиттере
Трамп неоднократно наезжал на Гуделла в твиттере

Конечно, есть. На его смену выпал пик изучения хронической травматической энцефалопатии головного мозга (CTE). Безопасность футболистов стала острой темой, и лиге пришлось плавно входить в повороты, чтобы не загреметь в серьёзные судебные иски.

Будучи самой популярной социальной площадкой страны НФЛ прошла турбулентный период во время президентства Дональда Трампа. С одной стороны, BLM и протестное движение среди футболистов, с другой — давление от президента, требующего уволить всех, кто позволяет себе оскорбить национальный гимн и флаг.

В НФЛ всегда слишком мало чернокожих тренеров, координаторов, генеральных менеджеров и нет ни одного чернокожего владельца. Гуделл, несмотря на статус элитного мальчика на побегушках у владельцев, одновременно служит символом такого подхода.

Возможно, чем меньше поклонников у Гуделла в народе, тем ближе он владельцам. Социальные бури, раскачивающие лодку НФЛ, волнуют их только по части потенциальной потери прибыли. Но в этом плане комиссионер показывает себя молодцом.

Гуделл выбил из телесетей миллиардные контракты на долгие годы вперёд, провёл полноценный сезон на фоне пандемии, заключил новое коллективное соглашение между владельцами и профсоюзом игроков, не доводя до отмены матчей, организовал выгодное сосуществование с букмекерами и стал первопроходцем по части соглашений с крупными стриминговыми сервисами. Если пятна и есть, их легко прикрыть долларовыми банкнотами.

Сколько он ещё будет у власти?

Гуделл бежит 40 ярдов

Интересный вопрос. Пит Розелл оставил пост в 63 года, Пол Таглибо — в 65. Гуделлу уже 64, и проработает он по следующему контракту до 68, и это не предел.

Роджер — фанат фитнесса, выглядит моложе своих лет (как минимум, моложе предшественников в том же возрасте), а главное, справляется со всеми функциями. Плюс, большинство владельцев старше Гуделла — кому-то он даже годится в сыновья.

В прессе пишут, что владельцы хотели бы уже видеть будущего преемника. Вот как Розелл в свое время учил Гуделла, так и ему пора воспитывать смену. Но, видимо, Гуделл настолько привык к аппаратной борьбе в первые годы работы, что до сих пор очень ревностно следит за любыми потенциальными конкурентами.

Например, бывший глава судейского комитета НФЛ Дин Бландино одно время рассматривался владельцами как возможный сменщик Гуделла в будущем. Постепенно он был выдавлен из лиги и сейчас занимает довольно скромные посты — специалиста по футбольным правилам на телеканале Fox Sports и главы судейского комитета в весенней лиге XFL.

Как бы там ни было, в ближайшие годы эпоха самого высокооплачиваемого спортивного чиновника на планете продолжится.