16 мин.

Сергей Иванович Романов: «Сейчас многие думают, что тот же Одоевский – воспитанник Академии «Зенит»

Сергей Иванович Романов воспитал несколько поколений футболистов, которые провели свои карьеры в клубах РПЛ, Первой и Второй лиг, выступали за сборные России. Вот главные темы разговора:

  • В чём главные проблемы работы с юношами и как их решать?

  • Плюсы ЮФЛ

  • Традиция, которую завели выпускники СШОР «Зенит»

Сергей Иванович Романов

Главная проблема современных юных футболистов.

- Вы столько лет работаете в СШОР “Зенит” и за это время школа, что естественно, трансформировалась и менялась. Соответствует ли она в данный момент званию современной академии футбола в Санкт-Петербурге? 

- Я работаю в СШОР “Зенит” с 1994-го года и видел своими глазами, как она менялась. Сейчас у нас есть вся необходимая инфраструктура, чтобы воспитанники становились профессиональными футболистами. То же самое могу сказать и про персонал. У нас собраны высококлассные тренеры разных категорий, которые могут помочь игрокам в становлении как на раннем этапе подготовки, так и в их развитии уже в молодёжном футболе. Сейчас у нас есть комплекс “Турбостроитель”, где есть поля как искусственным, так и естественным покрытием. Именно здесь проходят матчи команд в ЮФЛ – самого престижного и важного турнира в детско-юношеском футболе. Также у нас есть свой медицинский центр, в котором можно проводить все восстановительные мероприятия. Я не знаю, что ещё нужно футболистам, чтобы расти и развиваться (улыбается). Мне есть с чем сравнить.

- Насколько дети отличаются от тех, что были в СШОР “Зенит” в те годы, когда вы начинали, от тех, кто есть сейчас? Мне в моей юности казалось, что нужно только поле. 

- Дети отличаются только одним: Есть такой педагогический принцип, привить ребёнку любовь к своему виду спорта. Сейчас же у детей становиться любимым – гаджеты. Да, это не про всех. Но только единицы готовы выходить в свободное время на какие-то площадки у дома, чтобы провести время с мячом. Раньше же не было школьных стадионов, а теперь они практически везде есть. Игра во дворе всегда приносила пользу и за счёт этого, в том числе, игроки росли. Сейчас тех, кто занимается самостоятельно не так много, как хотелось бы. Можно же выйти на пробежку, почеканить мяч, всё что угодно. Нужно быть фанатом футбола. Но в наше время таких игроков уже значительно меньше.

- А как спортшкола может выигрывать конкуренцию у гаджетов? 

- Это, конечно, супер вопрос. Конечно, надо выигрывать её в одну калитку. Но как? Ведь даже в обычной школе подростки получают замечания от преподавателей, что они сидят в телефонах. В первую очередь, регулировать этот процесс должны родители. Если они будут следить и очерчивать разрешенное время в играх тех же самых, то это будет приносить результат. С другой стороны, бороться, может, с этим и не надо? Надо просто разговорами, видимо, пытаться донести, что надо давать паузу гаджетам и посвятить время чему-то ещё. Да и тем более, вот сидит парень в наушниках и в телефоне. Это же неправильно лезть к нему, отбирать, смотреть, что он там делает. Может, он читает “Войну и мир” или слушает аудиокнигу. Просто мы постоянно видим вне футбола именно с телефоном. Поэтому возникают вопросы. Но прямо отнимать и только запрещать – это неправильно. 

- А если бы можно было интегрировать гаджеты в тренировки? Например, я видел у ребят из проекта “47 в игре” (команда для людей с синдромом Дауна), есть такие кнопки, которые подсвечиваются разными цветами. Игрокам нужно бегать и нажимать свой цвет, а управляется всё как раз с телефона тренера. Может, такие вещи нужны современным футболистам? 

- У нас интегрирована другая современная вещь. Это POLAR – специальная система, которая считывает пульс и другие метрики футболистов во время тренировок. Они бегают, а тренер всё видит. Мы в СШОР “Зенит” сейчас эту технологию активно используем, пусть и только на старших возрастах. Понятно, что среди тех же подготовишек мы это не используем.

Команда СШОР "Зенит" в ЮФЛ

Это же нужно для углублённого изучения футболистов. Фактически, сейчас тренеры сами смотрят и получают полную информацию о том, как тот или иной игрок работает на тренировках. Им просто нужно надеть эту систему и футболисты понимают, что тренер увидит всё, что они делают во время занятий, как выкладываются. Есть же различные программы, когда игрок может получить информацию о том, как он провёл матч: как вёл борьбу, сколько единоборств выиграл, сколько отдал передач и сколько ударов по воротам нанёс. Это же всё считывается. Мы, в хорошем смысле, дожили до этого. Поэтому современные гаджеты в работе с командами тоже полезны. Пусть это и не их смартфоны. Это нужно как тренерам, так и самим футболистам. 

- А как было 10 – 20 лет назад? Тогда же не было всех этих технических приспособлений и тренерам приходилось всё определять на глаз. При этом у ребят дома уже появлялись приставки, компьютеры. Ребятам было на что отвлекаться. Но, как мне кажется, в те времена, как будто, больше игроков в более юном возрасте заявляли о себе в футболе? 

- Я бы не хотел прославлять себя, но хорошему тренеру видно всё и без POLAR. Всё же видно наглядно, как выполняют игроки упражнения на тренировке или действуют в игре. К примеру, нужно выполнить задание с определенной скоростью или интенсивностью. Если вспомнить воспитанников 1991-го года рождения, где были Сергей Петров, Игорь Чеминава, Максим Канунников, Евгений Башкиров, то они мне как будто доверились. Они понимали, что сачковать на тренировках не стоит. И они каждый раз полностью выкладывались. Им хватало тех занятий, которые мы проводили. Ребята развивались не только на тренировках, но и интеллектуально. Они расстилали скатерть и играли между друг другом в шахматы. Такое не происходило, конечно, каждый день. Но вот в этом они находили для себя восстановление, когда можно было отвлечься от тренировок и напрячь мозги. Да, тогда не было гаджетов, но, как мне кажется, это хороший подход к своему восстановлению и развитию. Я не хочу сказать, что вот в то время было лучше. Нет, сейчас тоже очень много талантливых ребят в СШОР “Зенит” и у многих есть яркие и интересные увлечения вне футбола, которые помогают им становиться лучше. И мы видим это из года в год, когда выпускаем футболистов. 

- А насколько тяжелее понимать сейчас молодых футболистов? В те же девяностые или в начале двухтысячных казалось, что детям много не нужно. А сейчас вокруг каждого ребёнка бешеный поток информации. В одном интернете её море. А тогда дети были, как будто проще. 

- Да, это действительно так. Но всё зависит от семьи, я не устану это повторять. Вот говорят же про некоторых футболистов: “Он твой воспитанник”. Я же, не совсем согласен с такой формулировкой. Воспитанники есть в военных училищах, где ребята оторваны от семьи и живут друг с другом и преподавателями. Здесь же футболисты, с которыми мы работаем.

Сергей Романов и Евгений Шейнин с мамой Евгения Башкирова

Поэтому родители с ними и именно они влияют на своих детей больше всего. Сейчас ребята в 15-16 лет иногда бывают неуправляемые. Сложно понять причину у того или иного игрока. Возможно, меняются времена и просто дети иначе развиваются. Но мы же понимаем, что даже с ними гайки закручивать нельзя. Со всеми нужно говорить. Это, наверное, самое главное. 

- Сейчас СШОР “Зенит” всё реже вспоминают в СМИ и просто в общении? Это же одна из сильнейших школ Санкт-Петербурга. Из-за этого же тяжелее привлекать детей.

- Здесь чисто психологический момент. Есть “Газпром Академия ФК “Зенит”. У них в каждом районе города есть свои филиалы. Туда приводят детей, а они не проходят отбор. Родители злятся и отправляют в ту школу, которая ближе к дому. На каком-то этапе у парня может случиться застой. Он, может быть, хотел бы развиваться, но не получается именно в той школе, перерастает её. А им даже тренеры начинают говорить, что если они не прошли в ту академию, то и идти им некуда! Это же в корне неправильно! Они просто подрезают крылья этим игрокам. Раньше мы собирали сборные города и нередко подмечали там парней, которых можно было бы пригласить в СШОР “Зенит”. Тем более сейчас мы продолжаем удачно выступать в городских соревнованиях, развиваться, улучшать инфраструктуру. Да, есть в городе и другие яркие школы, кроме нас. И я рад этому. Пусть развиваются, пусть будет конкуренция. Нам всем будет лучше от этого. У нас всегда команды успешно выступали в чемпионатах России по юношам, сейчас стараемся показывать себя в ЮФЛ. Да, становится сложнее, но это плюс. Мы видим, куда надо расти и наши игроки тоже. Есть, конечно, ситуации, когда коллеги из других академий уводят игроков. Но насильно мил не будешь. Это нормально. Мы будем продолжать готовить футболистов, чтобы они стали профессионалами. 

Плюсы ЮФЛ и потенциальные проблемы современных турниров.

- А как вы вообще относитесь вот к такой детско-юношеской селекции футболистов? У меня есть хороший пример: Игорь Школик, который сейчас выступает в нижнекамском “Нефтехимике” начинал играть в футбол именно в СШОР “Зенит”. Потом, лет в 10, он уже был в Академии ФК “Зенит”. Через несколько лет он переехал в “Динамо” и у него сейчас профессиональный контракт именно с этим клубом. С одной стороны, наверное, это хорошо. Родители и дети сами выбирают, где они хотят развиваться. С другой стороны, интереснее, когда таланты развиваются и проходят путь от детства до выпуска в одной школе.

- На мой взгляд, правильнее, как раз, последний вариант. Дети должны проходить от просмотра в детскую группу до выпуска в одном месте. Если, конечно, цепочка нашей тренерской работы не будет давать сбои. Мне больше нравится, когда ребята проходят все этапы. Но это должно тоже идти из семьи. Некоторые приходят к нам не попав в “Газпром Академию ФК “Зенит”. И всё равно иногда родители смотрят в её сторону. А бывает, что родители уже чуть ли не сразу хотят, чтобы дети подписали контракт. И начинают возить их по другим городам. Как показ мод, получается. На мой взгляд, дети должны уметь работать в коллективе, развиваться вместе с ним, подставлять плечо, если это требуется. Это же тоже часть воспитания. И когда ты проходишь путь с командой от семи лет до выпуска, ты становишься действительно командным игроком. А если ты при первой возможности тащишь ребёнка в другую школу – ну как он будет потом уживаться в коллективе? Чуть что, он попросится в другую школу. Мне кажется, для футболистов это не совсем правильно. Хотя выбор должен быть у каждого. 

- ЮФЛ – сейчас это три возраста во всероссийском турнире. С одной стороны, это очень крутой и яркий проект, который, на мой взгляд, очень хорошо помогает подготовить юных футболистов к профессиональному будущему. Но с другой, мне кажется, три возраста – это много. Хватило бы и двух. Как вы считаете? 

- Я думаю, что раз уже играют три года, то пусть играют. Да, мне кажется, что выпускной и предвыпускные возраста просто обязаны играть в таком формате. Но вот ребятам младше, может, ещё нужно повариться в другом футболе. Сейчас все ребята стремятся попасть в ЮФЛ, играть там. Им всё нравится, они зажигаются от самого факта таких соревнований. Тем более, это такое время, когда тренеры уже начинают определять, на какой позиции тот или иной футболист должен играть, какую роль на поле он может играть. За ними следят и селекционеры. Мы видим, что ЮФЛ проходит успешно, много хороших и ярких футболистов.

Матч между командами СШОР "Зенит" и Газпром Академии ФК "Зенит"

Я стараюсь следить за каждой командой и постоянно просматриваю разные возраста. Тем более, у людей есть возможность чуть раньше увидеть молодых звёзд нашего футбола. Те, кто представляют 2005-й год, самые яркие, уже в командах Российской Премьер-Лиги. Их подключают и в главные команды. В “Зенит” ездили Козлов и Барановский. В “Локомотиве” на сборы отправлялся Раков. Так что, считаю проект ЮФЛ очень удачным и полезным для нашего футбола. 

- Сейчас родители и дети видят, что если они будут в СШОР “Зенит”, то они будут светиться в трансляциях по телевизору, дойдя до возраста, когда они будут выступать в ЮФЛ. Мы же понимаем, что детям хочется выложить в свои соцсети какой-то удачный эпизод: сейв, подкат, передачу, гол. Существование ЮФЛ тоже на них влияет? 

- Мне очень хочется, чтобы те, кто занимаются в нашей школе приходили вместе смотреть на стадионе “Турбостроитель” матчи наших команд. Да, мы не в каждом возрасте в ЮФЛ выступаем успешно, но они могут следить, болеть, зажигаться этим. Пусть с ними приходят родители и смотрят, оценивают, представляют, как их дети будут играть на этом же стадионе. Надеюсь, те же отцы и мамы, которые будут следить за игрой, будут рассчитывать на это и подбадривать своих детей, чтобы они оставались в нашей школе и развивались здесь. 

- Что делать с тем, что молодые родители да и вообще петербуржцы забывают и  не знают, что многие футболисты из нашего города, которые ярко себя проявляли в Чемпионате России, выступали за сборную, воспитанники именно СШОР “Зенит”? Ведь те же братья Кержаковы, Дмитрий Сенников, Алексей Ионов, это воспитанники именно СШОРа!

- Конечно, нам нужно развиваться в медиа пространстве. Сейчас многие думают, что тот же Одоевский – воспитанник Академии. Но он же рос и развивался именно в СШОР “Зенит”. Мы будем раскручивать школу и развивать, чтобы напоминать о тех футболистах, которые здесь развивались и росли. Очень многие игроки команд ЮФЛ приезжают к нам и заходят в центральное здание на территории “Турбостроителя”. У нас там выставлены кубки и висят футболки наших воспитанников. Выясняется, что многие даже не знали, что тот или иной игрок именно наш! Думаю, тут и тренеры, и сами футболисты должны напоминать в интервью, где они проходили обучение и становление. В конце концов, это же каждому из нас, кто с ними работал, приятно. (улыбается) Да и тем ребятам, кто сейчас тренируется в СШОР “Зенит” это было бы дополнительной мотивацией. 

Выпускники завели традицию ходить в баню!

- Кто на ваш взгляд был самым сложным учеников из тех, кто сделал имя в футболе? 

- Ох. Это очень непросто. Мне не было легко ни с кем. У ребят же свои, сложные характеры. И к каждому нужно подбирать подход, находить ключи. Тот же Александр Кержаков был хоть и спокойным подростком, но его характер лидера нередко проявлялся. Он очень воспитанный и тактичный парень и никогда не спрашивал, почему его не выпустили в той или иной игре. Но это всё читалось по его глазам, по его лицу. Сейчас же, некоторые ребята могут задавать такие вопросы. А Александр всегда, в этом плане, был с правильным подходом.

Александр Кержаков

Наверное, это тоже помогло ему стать тренером. И я не могу сказать, что в этом была какая-то сложность. Наоборот, с ним было легче. Проблемы были больше с выпускниками. Я бы не хотел называть фамилии, но были случаи, когда игроки в какой-то момент заканчивали играть очень рано. Бывало такое, что возникали какие-то трудности. И приходилось встречаться с ними, приходить домой и заново их зажигать футболом. 

- Назовите игрока, кого вы не разглядели, как будущего профессионала. Есть же история про Юрия Андреевича Морозова, который скептически отнесся к юному Игорю Денисову. Было у вас такое? 

- Кого-то конкретно я не назову. Но те же партнёры по команде, которые росли вместе с Александром Кержаковым, они же практически все заключили профессиональные контракты. Но знаю, что были своего рода обиды, что им меньше уделялось внимание, они не смогли добраться до того же уровня, что Александр. И на меня обижались. Но вот прямо так, чтобы я говорил, что игрок не заиграет, такого сейчас не вспомню. Были обиды от воспитанников, что не выпускал их чаще. Но более серьезного не было. Тем более тогда был один тренер с командой. А сейчас работают по два. Это же немного проще. Есть разный взгляд на футболистов, если один тренер не увидит какие-то плюсы, их заметит второй. Однако, нужно чтобы сошлось много нюансов, чтобы всё сошлось и игрок стал профессионалом. С другой стороны, если ребята растут вместе, развиваются, дружат, они потом друг другу помогают в жизни. Это очень важно для каждого, как мне кажется.

- Ещё более сложный вопрос. Назовите пять лучших своих воспитанников. Надеюсь, что те, кто в список не попал, не обидятся. 

- Я тоже на это надеюсь! (Смеётся). Задача, конечно, не самая простая. Но давайте пойду по линиям. Вратарь – это Андрей Зайцев. Очень хороший и яркий футболист. Играл за “Зенит” и ему прочили большое будущее. К сожалению, помешала травма. Но он продолжает играть и весьма неплохо. Если смотреть по защитникам, то на первом месте это Дмитрий Чистяков. Он же сейчас играет в “Зените”, действующий чемпион страны. Значит, он топ.

Дмитрий Чистяков

Хотя, конечно, на центральных защитников мне везло. Могу вспомнить и Антона Жукова, и Дмитрия Климанова. 

Третий топ – бесспорно, Сергей Петров, игрок “Краснодара”. Среди нападающих я выделил бы Александра Кержакова. Сложнее всего мне, наверное, с центральной линией. Тут и Евгений Башкиров, и Максим Канунников. Но Макс участник Чемпионата мира по футболу, так что, наверное, тут он выигрывает конкуренцию и попадает в ТОП-5. 

Конечно, с удовольствием вспоминаю и всех остальных своих воспитанников. Того же защитника Сергея Костина, который на очень достойном уровне играет многие годы. Жаль, что ему не удалось полностью реализовать свой потенциал. 

На самом деле, у многих была такая история, что как будто звёзды не сходились и почему-то тот или иной игрок не попадали в хорошую команду РПЛ и, на мой взгляд, именно это мешало им раскрыться ещё лучше. Но многие ребята играли и играют в первой лиге, во второй. Я ими всеми горжусь. 

- Откуда взялась традиция, когда вы ходили с парнями 1991-го года рождения в баню? Я слышал, что она живёт до сих пор. 

- Мы с ребятами были на сборах под Зеленогорском в лагере “Авроровец”. Мы ходили в баню после игр всей командой, потом могли попить чай и отдохнуть. Для меня это не было целью, чтобы сплотить ребят, а просто как часть восстановления после матчей. Тот год и так был очень дружный. А уже когда парни выпустились, от них пошла инициатива, что нужно раз в год так встречаться.

Сергей Иванович Романов и выпускники команды СШОР "Зенит" 1991-го года

Специально подгадывают, чтобы те, кто играет в футбол на профессиональном уровне в этот момент оказывался в Петербурге. Поэтому каждый раз в декабре стараемся найти время и увидеться. Мы собираемся до сих пор и очень приятно лишний раз поговорить, пообщаться. 

- А были какие-то курьёзные случаи, чтобы как в “Иронии судьбы” потом кто-то перепутал билеты и улетел не в тот город? 

- Ну, непосредственно с походами в баню такого не было. Но расскажу другой случай. Его Евгений Башкиров всё собирается в книге подробно изложить, которую он пишет. Мы забыли документы в офисе, когда ехали на сборы в Финляндию. Я тогда не уследил за документами. В итоге, пришлось в Выборге ждать, когда нам привезут их. Евгений очень хорошо вспоминал, что пока мы ждали их, ему удалось познакомиться со всеми достопримечательностями и красотами города Выборг. Не сказать, что это очень смешно, но воспоминание осталось и у Жени, и у меня, на всю жизнь. (Улыбается)