7 мин.

По технологиям «Ф-1» тестируют даже носки: продувают в аэротрубе. Результат – особая коллекция велоодежды «Макларена» и Le Col

В мае итальянский производитель велосипедной экипировки Le Col и британская автоспортивная компания «Макларен» презентовали итоги совместной работы – коллекцию велоодежды Project Aero. Это специальная серия одежды, разработанная усилиями экспертов в велоспорте и их коллег из аэродинамического подразделения производителя формульных болидов и спорткаров.

При чем здесь «Макларен»?

В 2016 году наследный принц Бахрейна и президент национального олимпийского комитета Насер бин Хамад Аль Халифа объявил о создании профессиональной гоночной команды для участия в Мировом туре по велоспорту. Через год Bahrain-Merida отправилась на свои первые международные старты благодаря финансированию правительства Бахрейна.

Team Bahrain McLaren перед стартом сезона 2020

В конце 2018 года «Макларен» приобрел 50 % команды, став полноправным партнером. Сама шоссейная команда была позже переименована в Team Bahrain McLaren, и под этой вывеской выступала в Мировом туре 2020 года. Планы у коллективов были грандиозные, включая технологическое сотрудничество и использование наработок из мира автогонок. К сожалению, не срослось, и в 2021 год Team Bahrain уже входила самостоятельно. «Макларен» самоустранился под предлогом развития своих автоспортивных проектов.

Подразделение McLaren Applied Technologies ранее уже работало с другим коллективом элитных велогонок – Team Sky, а также с британской федерацией велоспорта перед Олимпиадой 2012 года. Также в 2011 году «Макларен» совместно со Specialized разрабатывал байк S-Works + McLaren Venge, на котором Марк Кавендиш выиграл зеленую майку (очковая классификация) на «Тур де Франс»-2011.

Specialized S-Works + McLaren Venge

Взаимоотношения с Le Col

Le Col и «Макларен» начали сотрудничать в 2019 году, когда Team Bahrain выбрала итальянцев в качестве поставщика экипировки. И несмотря на то, что сам «Макларен» покинул Мировой тур в 2020-м, взаимоотношения с Le Col разрывать не стали.

Обе компании понимали выгоды сотрудничества: одни обладали знаниями в производстве одежды для велоспорта, другие – технологиями и возможностями довести это до совершенства.

Основатель Le Col Янто Баркер отмечал, что автопроизводитель с его технической базой поможет ему реализовать главную цель – «создать лучшую спортивную экипировку в мире, чтобы гонщики могли ехать еще быстрее».

«Для нас это идеальная возможность, чтобы войти в Мировой тур. Разработки в части гоночных костюмов уже устарели, и пора бы их обновить. Мы уже начали работать над созданием индивидуальных решений для самых крупных соревнований следующего сезона», – говорил Баркер в интервью после подписания партнерства.

Основатель Le Col Янто Баркер в экипировке для Team Bahrain McLaren

Неужели аэродинамика в одежде так важна?

Мировой тур – это вершина велоспорта, как «Формула-1» в автогонках. Поэтому здесь собраны самые передовые технологии и самые дорогие решения. Многие узлы и компоненты, которые затем попадают в массовую продажу, сначала тестируются лучшими в мире велогонщиками на самых сложных и конкурентных стартах на шоссе.

В свое время гонка технологий привела к тому, что Международный союз велосипедистов (UCI) ограничил минимальный вес гоночных велосипедов до 6,8 кг, чтобы производители не жертвовали безопасностью спортсменов в угоду скорости.

Тогда силы были брошены на развитие аэродинамики велосипедов и снижение веса сопутствующих компонентов, в том числе экипировки спортсменов. Теперь прорабатываются мельчайшие детали, вплоть до носков, которые также тестируют в аэродинамической трубе.

Аэротруба: как это работает?

Аэродинамические трубы предназначены для моделирования воздушных потоков и расчета уровня лобового сопротивления: как поток обтекает объект (велосипедиста или автомобиль), в каких его точках возникает максимальное сопротивление воздуху и как оно меняется с изменением температуры и давления, с какой силой воздушный поток прижимает или поднимает детали машин.

Труба имитирует различные условия окружающей среды, включая разную скорость и направление ветра. Поскольку поймать такие вариации в реальной жизни чрезвычайно сложно, технологи создают эти условия в искусственной управляемой среде, благодаря чему могут анализировать большие объемы точных данных и вносить корректировки в конструкцию велосипедов и автомобилей.

→ В «Ф-1» откажутся от использования аэротруб. Их аренда стоит $141 тыс в день, а $1,5 млн в год уходит только на электричество

Шоссейный велосипед в аэродинамической трубе

На элитном уровне аэродинамика велосипеда является важным фактором, влияющим на скорость гонщика, поскольку на байк приходится от 31 до 39 % общего лобового сопротивления (в зависимости от положения спортсмена). На аэродинамическую эффективность велосипедиста влияют силы сопротивления, направленные против движения, а также моменты, препятствующие вращению колеса.

Поэтому у технологов в арсенале есть три ключевых приема повышения аэродинамической эффективности: уменьшение площади поперечного сечения во фронтальной плоскости, оптимизация геометрии велосипеда и уменьшение шероховатости поверхности. Аналогичные задачи решают инженеры и в мире автоспорта.

Вся эта оптимизация направлена не только на работу с велосипедом, но и на правильную посадку гонщика, геометрию колес, обтекаемость шлема и… производство совершенной одежды. Значение имеет сама ткань, ее текстура, профили на поверхности ткани для управления турбулентными потоками. 

Итоги совместной работы «Макларена» и Le Col

Le Col x McLaren Project Aero

При разработке новой одежды в Le Col использовали особую текстуру внешнего слоя и специальный материал, который назвали «высокоскоростная лайкра»: ткань позволяет лучше управлять воздушными потоками и повышает эффективность езды на велосипеде. А эластичные полосы на рукавах и силиконовые зажимы на поясе обеспечивают надежную фиксацию на теле гонщика.

Эластичные полосы на рукавах

Гоночный костюм Aero Speedsuit обещает снизить лобовое сопротивление: «Макларен» сравнил его в аэродинамической трубе с комбинезонами других производителей, принимающих участие в Мировом туре. По заверениям тестовой группы костюм даст выигрыш в 32 секунды на дистанции 40 километров (при средней мощности педалирования 300 Ватт).

Гоночный костюм Aero Speedsuit

«Эта коллекция была протестирована в сравнении с экипировкой, которую используют самые быстрые велогонщики Мирового тура. Результаты, которые мы получили на карте из аэродинамической трубы, подтверждают то, что мы видели на дороге и на треке в условиях гонки: аэродинамическая инженерия этого комплекта превосходит все остальные», – прокомментировал Мэттью Уилльямс, специалист по аэродинамике из «Макларена».

«Тур де Франс»: технический обзор. Карбон, дисковые тормоза, бескамерные шины. Насколько ваш велосипед далек от самых совершенных байков современности?

Больше о любительском велоспорте, беге, питании, спортивной медицине – в разделе «Здоровье»

Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье

Фото: lecol.cc; cyclist.co.uk; twitter.com/BHRVictorious; specialized.com; bikerumor.com